Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 сентября 2017 г. N Ф10-3263/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
25 апреля 2017 г. |
Дело N А62-6714/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.04.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Назарян Г.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" (город Москва, ОГРН 1057746868068, ИНН 7736522023) - Файзрахмановой А.Ф. (доверенность от 06.05.2016), Кондратьевой М.В. (доверенность от 07.11.2016), в отсутствие ответчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области (город Смоленск, ОГРН 1026701438862, ИНН 6730001897), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2017 по делу N А62-6714/2016 (судья Печорина В.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Смоленской области (далее - фонд) о признании недействительным требования от 29.08.2016 N 1 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), возврате средств, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (т. 1, л. д. 3 - 8).
Фонд, в свою очередь, в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с встречным заявлением о взыскании с общества 1 486 320 рублей 47 копеек, в том числе: средства ОМС, использованные не по целевому назначению - 1 288 475 рублей 12 копеек, штраф за нецелевое использование средств ОМС в размере 10 % от суммы нецелевого использования - 128 847 рублей 51 копейка, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на 29.08.2016 (1/300 от 10,5 %), начисленной на сумму 1 288 475 рублей 12 копеек, с 14.09.2016 по 13.02.2017 - 68 997 рублей 84 копейки (1 288 475,12 рублей х 0,035 %) х 153 дня) (т. 2, л. д. 54 - 58).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2017 требования ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" удовлетворены: признано недействительным требование фонда от 29.08.2016 N 1 как противоречащее положениям статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и нарушающее права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА".
С ответчика в пользу общества взысканы судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В удовлетворении встречных требований отказано (т. 2, л. д. 114 - 121).
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, взыскать с ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 1 288 475 рублей 12 копеек, штраф за нецелевое использование средств ОМС в размере 10 % от суммы нецелевого использования - 128 847 рублей 51 копейка, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на 29.08.2016 (1/300 от 10,5 %), начисленной на сумму 1 288 475 рублей 12 копеек, с 14.09.2016 по день исполнения решения суда (т. 2, л. д. 124 - 126). Заявитель жалобы указал на то, что согласно приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" при проведении проверки использования средств ОМС проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам ОМС, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации независимо от формы собственности медицинской организации. Полагает, что в данном случае привлечение заемных средств не может считаться экономически целесообразным, так как отсутствуют объективные для этого причины и факт недостатка средств обществом не доказан; доказательств того, что выплата процентов по договорам займа напрямую либо косвенно связана с оказанием медицинской помощи, не представлено, с учетом не превышения объемов оказания медицинской помощи, а также наличия остатков на счетах общества.
Заявитель жалобы отметил, что решением суда требование фонда от 29.08.2016 N 1 признано недействительным в полном объеме, однако, вопрос отсутствия раздельного учета по средствам ОМС (пункт 5 требования) заявитель не оспаривал.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать (т. 3, л. д. 4 - 7).
Отметило, что заемные средства в полном объеме были направлены на расходы, предусмотренные законодательством об ОМС. По мнению общества, возврат денежных средств и выплата процентов по договору займа вытекают из одних и тех же договоров и являются единым обязательством. Считает, что, поскольку заявитель не является участником бюджетной системы Российской Федерации, не является получателем бюджетных средств по смыслу Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 6), не является государственным (муниципальным) учреждением, основания для признания затрат заявителя нецелевыми при не соответствии их классификатору операций сектора государственного управления не законно. Общество пояснило, что в момент подготовки диализного центра к открытию не располагало необходимыми денежными средствами и, соответственно, было вынуждено прибегнуть к заключению договоров займа.
В заседании суда апелляционной инстанции представители общества не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание не явился.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 41, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2017 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" является медицинской организацией, оказывающей услуги в системе ОМС по заместительной почечной терапии пациентам, страдающим острой и хронической почечной недостаточностью.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Смоленской области в период с 25.07.2016 по 12.08.2016 проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС за период 2015 год, первое полугодие 2016 года, по результатам которой согласно акту проверки от 12.08.2016 N 20 сделан вывод о нецелевом использовании средств ОМС за 2015 год, первое полугодие 2016 года в связи с направлением обществом средств ОМС на исполнение обязательств по оплате процентов по договорам займа в размере 1 288 475 рублей 12 копеек, в том числе, за 2015 год - 353 831 рубль 68 копеек, первое полугодие 2016 года - 934 643 рубля 44 копейки. Составлен акт проверки от 12.08.2016 N 20 (т. 1, л. д. 14 - 30).
Фондом в адрес общества направлено требование от 29.08.2016 N 1 об устранении нарушений в использовании средств ОМС, возврате средств, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (т. 1, л. д. 11 - 13).
Ссылаясь на то, что указанное требование фонда не соответствует закону, нарушает права и интересы заявителя, ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд (т. 1, л. д. 3 - 8).
В свою очередь, ссылаясь на то, что в соответствии с установленной структурой расходы на оплату процентов в состав тарифа на оплату медицинской помощи включению не подлежат и, соответственно, не подлежат возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования, фонд обратился в суд с встречным заявлением (т. 2, л. д. 54 - 58).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил требования общества и отказал в удовлетворении встречных требований, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
Статьей 38 Закона N 326-ФЗ определено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств. Указанный договор заключается между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно статье 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 30 Закона N 326-ФЗ определено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом,- в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования.
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, являются едиными на всей территории Российской Федерации.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила ОМС), в соответствии с пунктом 158 которых в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пункт 158.1 Правил ОМС определяет состав затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), который включает следующие: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию оборудования, используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие затраты: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)); затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды (пункт 158.3 Правил ОМС).
Таким образом, как обоснованно указал арбитражный суд первой инстанции, перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе ОМС является открытым (так как перечисленные расходы содержат указание на включение "прочих расходов" (без конкретизации вида таких расходов), при этом единственным критерием для признания расходов в системе ОМС целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи.
Из материалов дела усматривается, что в целях осуществления строительства диализного центра в городе Смоленске обществом были привлечены заемные денежные средства по договорам займа от 14.08.2014 N 94-СМ, от 12.09.2014 N 95-СМ, от 06.10.2014 N 98-СМ, от 26.11.2014 N 102-СМ, предусматривающим в соответствии с положениями статьи 809 Гражданского кодекса Российской Федерации выплату займодавцу процентов за пользование предоставленными средствами (т. 1, л. д. 45 - 60).
По результатам проверки фондом установлено целевое использование заемных средств в целях строительства, открытия и функционирования диализного центра, оказания медицинских услуг.
Судом установлено, что нормы законодательства, регулирующие отношения в системе ОМС, не содержат запрета на привлечение медицинскими организациями заемных денежных средств в целях оказания медицинских услуг; размер процентов, установленных договорами займа, не только не превышает средний размер процентов по банковским кредитам, но и составляет значительно меньшую величину.
Экономическая нецелесообразность привлечения обществом заемных денежных средств фондом не установлена.
Возврат заемных денежных средств не свидетельствует о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, поскольку данный вопрос находится в исключительной компетенции субъекта предпринимательской деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2016 N 306-КГ16-10953).
Как правомерно отметил суд первой инстанции, уплата процентов является факультативным обязательством по договорам займа, в связи с чем установленное целевое использование заемных средств распространяет указанный вывод и на обязательство по уплате процентов.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что факт нецелевого использования средств ОМС со стороны общества фондом не установлен, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое требование фонда нарушает действующее законодательство, а также права и законные интересы общества, в связи с чем требования ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА" подлежат удовлетворению, что исключает удовлетворение встречного иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не оспаривало пункт 5 требования, противоречит материалам дела, поскольку в просительной части заявления общество просит признать недействительным требование фонда от 29.08.2016 N 1 без указания на какие-либо его пункты.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей относится на заявителя - фонд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.02.2017 по делу N А62-6714/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области (город Смоленск, ОГРН 1026701438862, ИНН 6730001897) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6714/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 сентября 2017 г. N Ф10-3263/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА"
Ответчик: Фонд ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Смоленской области