г. Самара |
|
04 мая 2017 г. |
Дело N А65-25920/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 04 мая 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционным жалобам Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2017 года по делу N А65-25920/2016 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭЛДИС", г. Казань (ОГРН 1071690006079, ИНН 1658083590), к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ "Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани", о признании незаконным решения N 1600/501/16-117389 о приостановлении кадастрового учета пятиэтажного административного здания расположенного по адресу: г. Казань, ул. Достоевского, д. 60, 62, об обязании осуществить постановку на кадастровый учет на основании заявления истца о постановке на учет от 07 октября 2016 г. N16-0-1-138/3003/2016-4666,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭЛДИС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчики), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ "Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани" (далее - третье лицо), о признании незаконным решения N 1600/501/16-117389 о приостановлении кадастрового учета пятиэтажного административного здания, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Достоевского, д. 60, 62, об обязании осуществить постановку на кадастровый учет на основании заявления истца о постановке на учет от 07 октября 2016 г. N16-0-1-138/3003/2016-4666.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2017 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан о приостановлении осуществления кадастрового учета от 17.10.2016 N 1600/501/16-117389. На Управление Росреестра по РТ возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ЭЛДИС".
Не согласившись с выводами суда, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2017 г. по делу N А65-25920/2016, вынести по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ЭЛДИС".
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что технический план, представленный истцом для осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства подготовлен на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2016 г. N 16-RU16301000-93-2016, в то время как осуществление подготовки технического плана на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного после 13.07.2015 г., не предусмотрено действующим законодательством.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в своей апелляционной жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2017 г. по делу N А65-25920/2016, вынести по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Элдис" к Управлению Росреестра по Республике Татарстан.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В суд апелляционной инстанции от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционные жалобы в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрены в их отсутствие.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрены в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭЛДИС" является собственником объекта незавершенного строительства - пятиэтажного административного здания с кадастровым номером 16:50:011012:0:4, площадью 337,7 кв.м. расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул.Достоевского, д. 60,62, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.07.2012 Серии 16-АК N 768507, выданного на основании разрешения на строительство от 01.02.2011 N RU16301000-50-гр (л.д. 8).
Общество "ЭЛДИС" 07.10.2016, завершив строительство, обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Управление Росреестра по РТ решением от 17.1.02016 N 1600/501/16-117389 приостановило осуществление кадастрового учета, сославшись на пункт 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2016 N 16-RU16301000-93-2016 в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Заявитель, полагая, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшим в период принятия оспариваемого решения, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости - о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (часть 3 статьи 20 Закона о кадастре).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре, в состав необходимых для кадастрового учета документов входит технический паспорт на объект или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, определен в ст. 22 Закона N 221-ФЗ.
Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
При этом в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Частью 3 ст. 16 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
В случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13-16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (часть 5 статьи 16 Закона о кадастре).
Таким образом, как верно указал суд, орган кадастрового учета, учитывая положения пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ, в порядке межведомственного информационного взаимодействия при необходимости вправе запросить копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71, действовавшим на момент принятия оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 18 Постановления N 71 при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" или на электронных носителях.
Согласно Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 20.10.2010 N 503 "Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости" документы должны передаваться в формате XML.
Заявителем при обращении 07.10.2016 с заявлением о постановке на государственный учет объекта недвижимости (здание), расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Достоевского, представлены технический план здания и оптический компакт - диск (технический план в электронном виде).
Как было указано выше, осуществление кадастрового учета приостановлено по причине непредставления органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в электронной форме.
В связи с тем, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2016 N 16- RU16301000-93-2016 в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия не поступило, ответчиком направлен запрос в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани о представлении указанного разрешения.
Как следует из пояснений третьего лица, изложенных в отзыве на заявление, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани представлен ответ на указанный запрос и копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2016 N 16-RU16301000-93-2016. Третье лицо в обоснование своей позиции указала, что статья 15 Закона о кадастре не регламентирует в каком виде должны быть представлены документы.
Факт представления третьим лицом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.06.2016 N 16-RU16301000-93-2016 на бумажном носителе ответчиком не оспаривается.
Таким образом, документы, необходимые для осуществления кадастрового учета, представлены.
При этих условиях ответчик, в полном объеме обладая необходимой информацией, обязан был самостоятельно работать с этой информацией.
Кроме того, как верно указал суд, орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом, а также документов, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 4 статьи 21).
Заявитель не имеет права обращаться в Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани с понуждением выполнить постановление Правительства с целью выполнения его обязанностей.
В свою очередь соблюдение прав и законных интересов заявитель не должно ставиться в зависимость от организации работы государственных и муниципальных органов.
При таких обстоятельствах, суд верно указал, что непредставление органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в электронной форме, не могло служить основанием для приостановления кадастрового учета изменений при наличии указанного разрешения на бумажном носителе.
Поскольку документы, необходимые для государственного кадастрового учета представлены, основания для приостановления в проведении кадастрового учета отсутствовали.
Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о том, что доводы заявителя подтверждены материалами дела, оспариваемое решение не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для переоценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционных жалоб, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2017 года по делу N А65-25920/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25920/2016
Истец: ООО "ЭЛДИС", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрауции, кадастра и картографии по РТ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г.Казань
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования г. Казань, г.Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрауции, кадастра и картографии по РТ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"