Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2017 г. N Ф04-2357/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
30 марта 2017 г. |
Дело N А03-10306/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Чернобай А.В. по доверенности от 04.02.2016 N 70-2016УК (до 03.02.2019)
от заинтересованных лиц: Администрации Немецкого национального района Алтайского края: без участия,
от Управления федерального казначейства по Алтайскому краю: Шипиловой Ю.Б. по доверенности от 07.03.2017 N 17-15-30/94 (до 28.01.2019)
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19 декабря 2016 года по делу N А03-10306/2016 (судья Синцовой В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090, 650054, г. Кемерово, Пионерский бульвар,4-А)
к Администрации Немецкого национального района Алтайского края (ОГРН 1022200865323, ИНН 2259000636, 658870, с. Гальбштадт, Немецкий национальный р-н, Алтайский край, ул. Менделеева, здание 47)
Управлению федерального казначейства по Алтайскому краю (ОГРН 1022201761592, ИНН 2225026971)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района Алтайского края (ОГРН 1032200950968, ИНН 2259000530, 658870, с. Гальбштадт, Немецкий национальный р-н, Алтайский край,ул.Менделеева,47)
комитет по образованию Администрации Немецкого национального района Алтайского края (ОГРН 1022200865048, ИНН 2259000611, 658870, с. Гальбштадт, Немецкий национальный р-н, Алтайский край,ул.Восточная,10)
о признании незаконными как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации действия (бездействие) Администрации Немецкого национального района Алтайского края по исполнению требования исполнительного листа серии АС N 006046482, выданного Арбитражным судом Алтайского края, обязании Администрации Немецкого национального района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исполнения в полном объеме требования исполнительного листа серии АС N 006046482 в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о признании незаконным как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации бездействие Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, выраженное в не приостановлении операций по счетам структурных подразделений должника - Администрации Немецкого национального района Алтайского края, а именно, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района Алтайского края (лицевой счет N 03173000290), Комитета Администрации Немецкого национального района по образованию (лицевой счет N 03173018070), обязании Управления федерального казначейства по Алтайскому краю приостановить осуществление операций структурных подразделений Администрации Немецкого национального района Алтайского края, а именно Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района Алтайского края (лицевой счет N 03173000290), Комитета Администрации Немецкого национального района по образованию (лицевой счет N 03173018070),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Немецкого национального района Алтайского края (далее - Администрация) и Управлению федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК по Алтайскому краю) о признании незаконными как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации действия (бездействие) Администрации по исполнению требования исполнительного листа серии АС N 006046482, выданного Арбитражным судом Алтайского края, обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" путем исполнения в полном объеме требования исполнительного листа серии АС N 006046482 в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации; о признании незаконным как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации бездействие УФК по Алтайскому краю, выраженное в не приостановлении операций по счетам структурных подразделений должника - Администрации, а именно, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района Алтайского края (лицевой счет N 03173000290), Комитета Администрации Немецкого национального района по образованию (лицевой счет N 03173018070), обязании Управления федерального казначейства по Алтайскому краю приостановить осуществление операций структурных подразделений Администрации Немецкого национального района Алтайского края, а именно Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района Алтайского края (лицевой счет N 03173000290), Комитета Администрации Немецкого национального района по образованию (лицевой счет N 03173018070) (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района Алтайского края (далее - комитет по финансам, налоговой и кредитной политике); комитет по образованию Администрации Немецкого национального района Алтайского края (далее - комитет по образованию).
Решением от 19.12.2016 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", ссылаясь на нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы мотивированы необоснованностью выводов суда о несоблюдении обществом требований статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку при отсутствии в исполнительном документе указания на взыскание за счет средств казны муниципального образования исполнительный лист предъявлен обществом в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю. О том, что исполнительный лист направлен в надлежащий орган, свидетельствует принятие указанным органом исполнительного документа к производству и его частичное исполнение.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального района.
Администрация района, являясь одновременно должником - казначейским учреждением и исполнителем бюджетных полномочий, главным распорядителем средств бюджета района, не исполнила в полном объеме требований части 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации - не обеспечила выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов.
При проектировании бюджетов Администрацией района не предусматривалось даже частичное погашение задолженности по предъявленным исполнительным листам.
Недостаток бюджетного финансирования не указывается в законодательстве в качестве основания для неприменения мер по исполнению судебных актов, поэтому ссылка на то, что в 2014-2016 годах имеется дефицит бюджета, является необоснованной.
Отсутствие полного исполнения судебного акта нарушает права и интересы общества в его коммерческой деятельности, что позволяет ему обратиться в арбитражный суд в порядке статьи 198 АПК РФ с заявленным требованием.
В случае длительного непрекращающегося уклонения от выполнения возложенных на уполномоченное лицо обязанностей бездействие следует квалифицировать как длящееся. Таким образом, право заявителя на получение всех сумм, взысканных по судебному решению, продолжает нарушаться, в том числе на дату рассмотрения настоящего спора, следовательно, срок, предусмотренный статьей 198 АПК РФ для обращения в суд за защитой нарушенного права, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" не пропущен.
УФК по Алтайскому краю, выступающий как орган, на который законом возложена обязанность по выполнению действий, направленных на приостановление операции по расходованию средств на лицевых счетах не только должника, но и его структурных подразделений, обязан выполнить данные действия.
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике и комитет по образованию, обладая правами юридического лица, являются структурными подразделениями администрации.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В возражениях на апелляционную жалобу УФК по Алтайскому краю считает доводы общества несостоятельными, а решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Отзывы на апелляционную жалобу от Администрации и третьих лиц к началу судебного заседания не поступили.
Представители общества и УФК по Алтайскому краю в судебном заседании поддержали каждый свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.
Администрация и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 - 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации и третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав представителей общества и УФК по Алтайскому краю, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.10.2014 по делу N А03-16899/2014 удовлетворены требования общества к Администрации района, с последней как муниципального заказчика по муниципальному контракту N 3557/13-2 и солидарного ответчика (пункт 5.3 контракта) взыскана задолженность в размере 17 014 778 рублей 09 копеек, расходы в возмещение оплаты госпошлины в размере 9 020 рублей, проценты на случай неисполнения судебного акта, подлежащие начислению на сумму задолженности по день фактической ее уплаты.
14.10.2014 судом выданы исполнительные листы по делу N А03-16899/2014: серия АС N 006046482 на взыскание долга в размере 17 014 778 рублей 09 копеек и расходов в возмещение оплаты госпошлины в размере 9 020 рублей, должником в котором указана Администрация района; серия АС N 006046483 на взыскание процентов.
Указанные исполнительные листы обществом предъявлены 16.12.2014 к исполнению в УФК по Алтайскому краю отдел N 24 в порядке статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации уведомление о поступлении исполнительного документа вручено должнику 19.12.2014.
25.12.2014 от Администрации района (должника) в отделение УФК по Алтайскому краю поступила информация об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
На основании пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с неисполнением должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа УФК по Алтайскому краю приостановило операции по расходованию средств на лицевых счетах Администрации района с 17.03.2015.
17.03.2015 должнику направлено уведомление о приостановлении операций расходования средств на его лицевых счетах, взыскателю направлены уведомления о неисполнении должником требований исполнительного документа.
Указанные уведомления получены обществом 23.03.2015.
15.06.2016 общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением об оспаривании незаконного бездействия Администрации района и УФК по Алтайскому краю по исполнению исполнительного листа серии АС N 006046482 на взыскание долга в размере 17 014 778 рублей 09 копеек, расходов в возмещение оплаты госпошлины в размере 9 020 рублей, и не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах структурных подразделений администрации района, с требованием восстановить права заявителя путем совершения действий Администрацией района по пункту 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации по исполнению исполнительного документа, обязании УФК по Алтайскому краю приостановить операции на счетах Комитета по финансам и Комитета по образованию в порядке пункта 7 статьи 2425 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Алтайского края исходил из следующего.
По правилам статей 198 и 201 АПК РФ признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными возможно при несоответствии таких актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что данный федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий, предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий воздержанию от совершения определенных действий.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 242.2 названного Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 N 1312-О-О, направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Конституционным Суд Российской Федерации разъяснено, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета, положениями статей 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое управление Администрации выполняет; между тем средств, предусмотренных в бюджете, недостаточно для полного погашения всей задолженности по судебным актам, поскольку на момент предъявления исполнительного листа от 14.10.2014 серии АС N 006046482 на исполнении в отделе N24 УФК по Алтайскому краю находились ранее выданные неисполненные исполнительные документы о взыскании сумм задолженности с Администрации.
В связи с отсутствием дополнительных поступлений в районный бюджет на 2016 год не имеется возможности сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов районного бюджета. Районным советом депутатов было отказано в выделении Администрации дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях погашения задолженности в 2016 году.
Финансовое управление по мере финансовой возможности правомерно производит частичные выплаты, поскольку на исполнении в отделе N 24 УФК по Алтайскому краю находятся исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению (что подтверждается данными с сайта http://app.roskasna.ru/roskasna/spring/main), а общая сумма задолженности по исполнительным документам, включая спорный исполнительный лист, значительно превышает запланированные расходы.
Кроме того Администрацией в материалы дела представлены платежные поручения, в соответствии с которыми происходит частичная оплата по исполнительному листу.
Исполнение финансовым управлением исполнительного листа в полном объеме нарушит права других взыскателей, чьи исполнительные листы поступили на исполнение в более ранний срок, а перераспределение расходов в пределах указанной статьи расходов не привело бы к исполнению именно спорного исполнительного документа.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что изменение показателей сводной бюджетной росписи может быть произведено финансовым органом в соответствии с его компетенцией и соблюдением установленных законом требований о соответствии бюджетной росписи основным параметрам бюджета, при несоблюдении упомянутых условий исполнение должно производиться на основе соответствующим образом измененного бюджета.
Кроме того, общество оспаривает бездействие УФК по Алтайскому краю, выраженное в не приостановлении операций по счетам структурных подразделений должника - Администрации, а именно, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Немецкого национального района Алтайского края (лицевой счет N 03173000290), Комитета Администрации Немецкого национального района по образованию (лицевой счет N 03173018070).
Решением районного Совета депутатов Немецкого национального района Алтайского края от 22.05.2012 N 19 утверждена структура администрации района в 2013 и в 2016 году вносились изменения в указанное решение. Структура Администрации района включает Комитеты по финансам и образованию.
Данные Комитеты имеют статус юридического лица.
Определения структурного (обособленного) подразделения должника при этом в Бюджетном кодексе Российской Федерации не содержится.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 55 к обособленным подразделениям юридического лица относит исключительно филиалы и представительства юридического лица.
При этом пунктом 3 указанной статьи устанавливается, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.
Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.
Пунктом 2.2. Приказа Казначейства России от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства" обособленное подразделение определено как обособленное подразделение, указанное в учредительных документах, действующее на основании утвержденного получателем бюджетных средств положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств и обязанностью ведения бюджетного учета.
Операции по лицевым счетам указанных комитетов администрации в связи с неисполнением исполнительных документов Управлением не приостанавливались ввиду того, что указанные органы не обладают статусом структурного (обособленного) подразделения администрации. Указанные комитеты зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц. При этом в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на Администрацию Немецкого национального района, формируемой на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, данные органы в качестве обособленных (структурных) подразделений не указаны.
Комитету по финансам и Комитету по образованию не открывались счета обособленных подразделений в казначействе в порядке пункта 42 Приказа N 24. Данные Комитеты являются самостоятельными участником бюджетного процесса.
Комитеты Администрации Немецкого национального района созданы в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Федерации" и Уставом муниципального образования, юридического лица и являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Комитеты Администрации имеют в Управлении лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые как казенному учреждению.
Таким образом, оснований для приостановления операций по счетам указанным заявителем органов ввиду отсутствия у них статуса обособленного (структурного) подразделения Администрации Немецкого национального района у Управления не имелось.
При этом не подлежат принятию во внимание доводы жалобы о необходимости приостановления операций по всем лицевым счетам, кроме счетов, открытых получателю средств местного бюджета. Порядок исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, закреплен в статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приостановлению подлежат операции по тем лицевым счетам, которые открыты должнику как получателю средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Лицевые счета главного распорядителя, администратора доходов бюджета, администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств не являются лицевыми счетами для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, в связи с чем на указанные лицевые счета не распространяются положения статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил отсутствие незаконного бездействия Администрации и УФК по Алтайскому краю.
При установленных обстоятельствах судом правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.12.2016 по делу N А03-10306/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10306/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2017 г. N Ф04-2357/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Ответчик: Администрация Немецкого национального района АК
Третье лицо: Комитет администрации Немецкого национального района по образованию, Комитет администрации Немецкого национального района по финансам, налоговой и кредитной политике, УФК по Алтайскому краю.