г. Москва |
|
13 апреля 2017 г. |
Дело N А40-176942/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Свиридова В.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Триносом И.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 января 2017 года по делу N А40-176942/16 (75-1559)
по заявлению ООО "Серив Сервис" (ОГРН: 1057746641810)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Петров С.С. по дов. от 16.09.2016, Исаев А.Г. по дов. от 20.01.2016, Яровицкий Л.И. по дов. от 16.09.2016;
от ответчика: Ведерников А.С. по дов. от 05.04.2017, Евсеева В.Д. по дов. от 20.03.2017, Кошаташян Э.Г. по дов. от 18.11.2016;
от третьего лица: Комарова Е.В. по дов. от 16.01.2017.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2017 г. признано недействительным принятое в отношении ООО "Серив Сервис" решение ИФНС России N 9 по г. Москве от 25.03.2016 г. N 19-04/13455/1555 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Серив Сервис" принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью 3 097,7 кв.м (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) в здании площадью 5 566,20 кв. м, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д. 34, корпус 5 (кадастровый номер 77:01:0006023:1098).
Общество произвело расчет налога на имущество организаций по помещению площадью 3 097,7 кв.м. (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) за полугодие 2015 года в соответствии с п. 6 ст. 378.2 НК РФ, которым определено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
16.07.2015 г. Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию (расчет) по налогу на имущество организаций за полугодие 2015 г., в которой отразило кадастровую стоимость здания, в котором находится принадлежащее ему помещение с кадастровым номером 77:01:0006023:5948 и представляющее собой долю в объекте недвижимого имущества 3 098/5 566, в сумме 98 156 820 руб., с учетом которой размер авансового платежа по налогу составил 163 900 руб.; всего по декларации с учетом еще одного помещения подлежало уплате 208 656 руб. (163 900 руб. + 44 756 руб.)
По результатам камеральной налоговой проверки данной декларации Инспекцией было принято оспариваемое решение от 25.03.2016 г. N 19-04/13455/1555 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым заявителю доначислен налог на имущество организаций на сумму 455 675 руб.
Общество, полагая, что данное решение принято с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и нарушает его права и законные интересы, обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы, решением которого от 12.01.2017 г. N 21-19/002056 жалоба Общества была оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основание для обращения заявителя в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности оспариваемого решения налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них,
2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории г. Москвы принят Закон N 64, устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 64 был определен в Постановлении Правительства г. Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП.
Понятие кадастровой стоимости в виду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Закона N 135- ФЗ как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу статьи 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; - экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; - утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительство г. Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Из изложенного следует, что налоговая база по объектам недвижимого имущества, включенным в Перечень, подлежит определению исходя из их кадастровой стоимости, указанной в Постановлении Правительства г. Москвы 21.11.2014 г. N 688- ПП, которое в силу статьи 378.2 НК РФ является единственным законодательно установленным источником данных о ней.
Результаты кадастровой оценки (отчет об определении кадастровой стоимости) после утверждения исполнительным органом субъекта РФ и официального опубликования (обнародования) подлежат передаче в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. ст. 24.12, 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, п. 11 ч. 2 ст. 7, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Таким образом, данные о кадастровой стоимости недвижимости, предоставленные Росреестром в виде кадастровой справки, должны соответствовать результатам кадастровой оценки, утвержденным исполнительным органом субъекта РФ.
Постановлением от 21.11.2014 г. N 688-ПП кадастровая оценка здания (в целом), находящегося по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д. 34, корпус 5, площадью 5566,20 кв.м (кадастровый номер 77:01:0006023:1098), в которое входит помещение площадью 3 097,7 кв.м. (кадастровый номер 77:01:0006023:5948), утверждена в размере 98 156 819,93 руб.
Сведения о помещении площадью 3 097,7 кв.м. (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) в Постановлении от 21.11.2014 г. N 688-ПП отсутствуют.
Вместе с тем, согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 28.11.2014 г. N ММВ-7-11/604@, в состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, входит "кадастровый номер помещения".
Из данного Приказа прямо следует, что в указанный перечень в качестве самостоятельных объектов должны включаться не только здания и сооружения, но и помещения в этих зданиях и сооружениях.
Согласно данным налогового органа, вышеуказанное помещение (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) оценено в 206 521 181 руб., а согласно ответа УФНС России по г. Москве N 24-14/013728@ от 15.02.2016 г., со ссылкой на письмо Росреестра, кадастровая стоимость помещения (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) указана в размере 216 720 171,30 руб.
При этом налоговый орган признает, что в соответствии с нормами Закона "Об оценочной деятельности в РФ" результаты кадастровой оценки подлежат утверждению исполнительным органом субъекта РФ либо органом местного самоуправления и передаче после официального опубликования в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости, а также указывает, что сведения о кадастровой стоимости помещения площадью 3 097,70 кв. метров отсутствуют в Постановлении Правительства Москвы от 21.11.14 г. N 688-ПП (абз. 3 стр. 4 Отзыва), которым были утверждены результаты кадастровой оценки недвижимости на территории г. Москвы.
То есть оценка нежилого помещения (кадастровый номер 77:01:0006023:5948), произведенная 18.12.2014 г., не была утверждена в установленном законом порядке и не может быть применена для целей налогообложения.
Инспекция указывает, что для расчета налога на имущество организаций на территории г. Москвы должны быть использованы данные Росреестра о кадастровой оценке, которые не были утверждены постановлением Правительства г. Москвы в установленном законом порядке.
Однако, по состоянию на текущую дату, согласно данным официального сайта Росреестра и Решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве от 20 февраля 2016 года N 77/601/16-12498, кадастровая оценка помещения (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) составляет 141 720 766,26 руб. При этом дата определения и дата применения данной стоимости установлена 06 мая 2015 г.
Таким образом, данные Росреестра о кадастровой стоимости помещения (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) изменялись после 01.01.2015 г. как минимум три раза (исправление технической ошибки), что само по себе является нарушением принципа определенности при установлении размера подлежащего уплате налога.
Кадастровая оценка здания (кадастровый номер 77:01:0006023:1098), по данным Росреестра, не изменилась по сравнению с утвержденной Постановлением от 21.11.2014 г. N 688-ПП и составляет 98 156 819,93 руб.
Фактически часть здания площадью 3 097,70 м.кв. имеет кадастровую оценку выше, чем само здание площадью 5566,20 кв.м.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанная в оспариваемом решении кадастровая оценка помещения (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) в сумме 206 521 181 руб. является некорректной, поскольку не соответствует не только стоимости здания согласно Постановлению от 21.11.2014 г. N 688-ПП, но и текущей оценке по данным Росреестра.
Следовательно, общество правомерно использовало метод расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле помещения в общей площади здания в соответствие с п. 6 ст. 378.2 НК РФ.
В оспариваемом решении содержится ссылка на ответ УФНС России по г. Москве, в котором сообщается, что в результате проведенного анализа сведений о нежилом помещении (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) филиалом ФГБУ "ФПК Росреестра" было принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях об экономических характеристиках, в связи с чем была определена его новая кадастровая стоимость.
Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (пп. "в" п. 3 ст. 2 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ). Исключения из данного правила возможны в следующих случаях: органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости допущена техническая ошибка. Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения вследствие исправления данной ошибки учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором допущена такая ошибка; кадастровая стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Изменение кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).
Судом принято во внимание, что Постановлением от 21.11.2014 г. N 688-ПП кадастровая оценка помещения (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) не была утверждена, в связи с чем отсутствуют основания предполагать наличие описки, опечатки, грамматической, арифметической либо иной подобной ошибки.
При этом помещение (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) было поставлено на кадастровый учет 17.02.2014 г.
Техническая ошибка была допущена Росреестром при постановке помещения (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) на кадастровый учет.
Сведения о помещении с кадастровым номером 77:01:0006023:5948 не были внесены в Государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 г., его государственная кадастровая оценка не проводилась и должна была определяться заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов в соответствии с п.4.1 приказа Минэкономразвития от 18.03.2011 г. N ИЗ.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 г. N 688-ПП утвержденным результатом кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Марксистская, д. 34, корп. 5 явилось значение кадастровой стоимости всего здания по указанному выше адресу с кадастровым номером 77:01:0006023:1098, определение среднего удельного показателя кадастровой стоимости (СУПКС) помещений здания могло быть рассчитано только как отношение утвержденной кадастровой стоимости всего здания к его площади.
Ни решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, ни решения суда по изменению кадастровой стоимости помещения (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) и (или) здания (кадастровый номер 77:01:0006023:1098) не принималось.
В связи с изложенным является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что данные Росреестра об измененной кадастровой стоимости помещения (кадастровый номер 77:01:0006023:5948) для целей налогообложения использованы быть не могут.
В соответствии с п. 18 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Нормативные акты местных органов власти, утверждающие кадастровую стоимость объектов недвижимости во взаимосвязи с нормами НК РФ, являются нормативными актами в области налогообложения, то есть их изменение возможно только в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Любые изменения в системе кадастрового учета, если не было произведено соответствующее изменение нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ по утверждению кадастровой стоимости объекта недвижимости с соблюдением установленного налоговым законодательством порядка, не подлежат применению в налоговых правоотношениях.
Следовательно, материалами дела подтверждено, что налоговый орган неправомерно использовал некорректные, противоречащие объективной реальности, и не прошедшие законодательно установленную процедуру утверждения данные о кадастровой стоимости спорного помещения (кадастровый номер 77:01:0006023:5948).
В свою очередь Общество правомерно определило размер своих налоговых обязанностей исходя из утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости здания в целом, которая ни в проверяемый период, ни в следующем налоговом периоде не была изменена.
Судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки налоговых органов на изменения, внесенные в ст. 378.2 НК РФ Федеральным законом от 30.11.2016 г. N 401, поскольку они подлежат применению с налогового периода 2017 г. и не имеют никакого правового значения для рассмотренного судом дела.
С учетом изложенных обстоятельств требования заявителя о признании недействительным оспариваемого решения от 25.03.2016 г. N 19-04/13455/1555 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" правомерно удовлетворены судом.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 января 2017 года по делу N А40-176942/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Москвина Л.А. |
Судьи |
Свиридов В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176942/2016
Истец: ООО СЕРИВ СЕРВИС
Ответчик: ИФНС N 9, ИФНС N 9 по г. Москве
Третье лицо: УФНС ПО Г. МОСКВЕ