Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 октября 2017 г. N Ф01-4481/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
24 июля 2017 г. |
Дело N А79-11168/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2017.
Полный текст постановления изготовлен 24.07.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Цыганковой Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом (уведомление N 12272);
от ответчика (заявителя) - общества с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод" - Гордеевой Т.В. на основании доверенности от 19.01.2016 сроком действия три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.05.2017 по делу N А79-11168/2016, принятое судьей Щетинкиным А.В.,
по иску Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (ОГРН 1022101136507, г. Чебоксары) к обществу с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод", (ОГРН 1062137019273, г. Козловка) о взыскании 2 979 449 руб. 15 коп. и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод" к Минэкономразвития Чувашии о признании недействительным приказа N 9/3 от 13.10.2016 о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод" (далее - ООО "Козловский молочный завод", общество) о взыскании 2 979 449 руб. 15 коп. в доход республиканского бюджета Чувашской Республики за нарушение обязательств по договору о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства товаров от 06.04.2015 N 17.
Исковые требования мотивированы тем, что общество не выполнило условия, предусмотренные пунктами 3.1.3 и 3.1.7 договора, и по итогам отчетного периода 2015 года не обеспечило достижение ни одного из показателей, которые были заявлены им при предоставлении государственной поддержки из республиканского бюджета Чувашской Республики.
ООО "Козловский молочный завод" обратилось со встречным иском к Минэкономразвития Чувашии о признании недействительным пункт 1 приказа Минэкономразвития Чувашии N 9/3 от 13.10.2016 о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств (исковые требования изложены с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Встречный иск мотивирован тем, что оспариваемый приказ Министерства не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, а также Правилам предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250, и нарушает права и законные интересы ООО "Козловский молочный завод" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает обязанность по возврату предоставленной субсидии и создает при этом препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.05.2017 по делу N А79-11168/2016 исковые требования Минэкономразвития Чувашии к ООО "Козловский молочный завод" удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении встречных исковых требований ООО "Козловский молочный завод" отказано.
ООО "Козловский молочный завод", не согласившись с принятым решением, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании пункта 1 части 1, пункта 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм материального права заявитель усматривает в применении судом закона, не подлежащего применению, а именно пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указывая, что договор о предоставлении субсидий заключен 06.04.2015, то, по мнению заявителя, подлежит применению редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления субсидий, действовавшая на дату заключения договора.
Заявитель считает, что решение суда вынесено без учета того обстоятельства, что денежные средства (субсидия) были перечислены ООО "Козловский молочный завод" по истечении 7 месяцев после заключения договора - только 22.10.2015, что и стало одной из главных причин недостижения в 2015 году заявленных показателей. Кроме того, указывает, что программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" рассчитана на период с 2012 по 2020 годы, поэтому делать выводы по результатам 2015 года скорополительно. Выводы суда о том, что ООО "Козловский молочный завод" недостижением показателей не выполнил цели, установленные программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике", в связи с изложенным являются преждевременными.
Также заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал.
Представитель Минэкономразвития Чувашии в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом. В отзыве от 07.06.2017 Минэкономразвития Чувашии указало, что с жалобой не согласно, считает решение законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Минэкономразвития Чувашии.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.04.2015 между Минэкономразвития Чувашии и ООО "Козловский молочный завод" (получателем субсидии) заключен договор N 17 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства
товаров (далее - договор о предоставлении субсидии от 06.04.2015 N 17).
Согласно пункту 1.1 договора Минэкономразвития Чувашии предоставляет получателю субсидию за счет средств, поступивших в республиканский бюджет из федерального бюджета, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования согласно Приложению N 1 к договору, в целях создания, развития и модернизации производства товаров по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики", в пределах лимитов бюджетных средств на 2015 год, утвержденных Минэкономразвития Чувашии в установленном порядке. Субсидия предоставляется единовременно в размере 2 979 449 руб. 15 коп. (пункт 2.1 договора).
В соответствии с подпунктами 3.1.3 и 3.1.7 пункта 3.1 Договора получатель субсидии взял на себя обязательства по достижению целевых показателей, указанных в информационной карте (приложение N 2 к Договору), и по соблюдению условий предоставления и использования субсидии. Кроме того, ответчик по условиям договора (подпункт 3.1.4 пункта 3.1) в течение трех лет со дня получения субсидии должен был представлять в Министерство ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, отчет о достижении показателей, указанных в информационной карте по установленной форме (приложение N 3 к договору).
Платежным поручением от 22.10.2015 N 662072 субсидия в размере 2 979 449 руб. 15 коп. перечислена ООО "Козловский молочный завод".
Из представленных ООО "Козловский молочный завод" отчетов о достижении показателей за отчетный 2015 год следует, что обществом не достигнуты следующие показатели использования субсидии:
-"Общий объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства" (в 2015 году план-247 867,0 тыс. руб., фактически - 101 865,0 тыс. руб.);
-"Выручка от продажи товаров (работ, услуг)" (в 2015 году план - 247 867,0 тыс. руб., фактически - 101 865,0 тыс. руб.);
-"Расходы - всего" (в 2015 году план - 208 652,0 тыс. руб., фактически - 120 075,0 тыс. руб.);
-"Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации" (в 2015 году план - 25 137,0 тыс. руб., фактически - 8 043,0 тыс. руб.);
-"Чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов)" (в 2015 году план - 39 215,0 тыс. руб., фактически - (-18 210,0) тыс. руб.);
-"Среднесписочная численность работников" (в 2015 году план - 100 чел., фактически - 84 чел.).
Указанные в информационной карте плановые показатели были заявлены ООО "Козловский молочный завод" в составе пакета документов, представленных им на конкурсный отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение государственной поддержки в форме предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
Недостижение обществом показателей, установленных договором, свидетельствует о нарушении получателем субсидии взятых на себя обязательств по договору и как следствие - о невыполнении целей, установленных подпрограммой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" (приложение N 28) государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 398 от 21.09.2011.
Согласно протоколу заседания рабочей группы по проведению мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку от 07.10.2016, не достижение получателем государственной поддержки - ООО "Козловский молочный завод" показателей результативности за 2015 год, стало основанием для принятия решения направить получателю субсидии уведомление о возврате субсидии в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Уведомлением от 17.10.2016 N 06/22-9664 Минэкономразвития Чувашии уведомило общество о необходимости возврата в федеральный бюджет Чувашской Республики бюджетных средств в размере 2 979 449 руб. 15 коп. В связи с несоблюдением получателем субсидии условий договора о предоставлении субсидии от 06.04.2015 N 17 в части достижения целевых показателей, указанных в информационной карте, согласно приложению N 2 к договору, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики обратилось с иском в арбитражный суд.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Вместе с тем, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 указанного Кодекса).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В целях реализации государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с названным Федеральным законом, Законом Чувашской Республики от 19.10.2009 N 51 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" Кабинетом Министров Чувашкой Республики принята подпрограмма "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы" (приложение N 28), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 398 от 21.09.2011.
Согласно паспорту подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" целевыми индикаторами и показателями подпрограммы являются к 2021 году:
- прирост оборота продукции и услуг, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства, - до 6,5 процента к предыдущему году;
- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, - до 2,3 процента к предыдущему году;
- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения - до 34,5 процента;
- доля продукции (работ, услуг), произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта - до 31,0 процента; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Чувашской Республики - 38,6;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, - 6430 единиц;
- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) - 5500 единиц;
- прирост налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства - 20 процентов;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории индустриального (промышленного) парка, - 25
единиц.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250 утверждены "Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)" (далее - Правила
предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 3.3. Правил предоставления субсидий договор о предоставлении субсидии должен содержать, в том числе, следующие основные положения: цели, сроки, порядок, размер и условия предоставления субсидии; наименования сторон, их адреса и банковские реквизиты; направления использования субсидии; права и обязанности сторон; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора; перечень документов, подтверждающих произведенные претендентом расходы; перечень документов, подтверждающих использование оборудования для собственных нужд по целевому назначению в течение срока полезного использования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации для
соответствующей амортизационной группы основных средств, но не менее 3 лет со дня получения субсидии; значения показателей результативности использования субсидий, указанных в информационной карте (далее - показатели результативности); форму отчета о достижении значений показателей результативности и сроки его представления в Минэкономразвития Чувашии; обязательство получателя субсидии о достижении значений показателей результативности; обязательство получателя субсидии об использовании оборудования для собственных нужд по целевому назначению в течение срока полезного использования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации для соответствующей амортизационной группы основных средств, но не менее 3 лет со дня получения субсидии; обязательство получателя субсидии о ведении учета показателей результативности и представлении отчетности о достижении их значений; обязательство получателя субсидии о недопущении образования задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы в Чувашской Республике в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 3.2 настоящих Правил; обязательство получателя субсидии о недопущении образования задолженности по выплате заработной платы работникам в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 3.2 настоящих Правил; обязательство получателя субсидии о выплате работникам заработной платы в размере не ниже двух минимальных размеров оплаты труда; положения об обязательной проверке Минэкономразвития Чувашии соблюдения получателем субсидии условий и
целей предоставления субсидии; согласие получателя субсидии (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Минэкономразвития Чувашии, Министерством финансов Чувашской Республики (далее - Минфин Чувашии) и иными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, и случаи такого возврата; порядок возврата субсидии в случаях выявления Минэкономразвития Чувашии или органами государственного финансового контроля фактов нарушения целей и условий, установленных при ее предоставлении, недостижения значений показателей результативности; порядок, сроки и формы представления отчетности об использовании субсидии, выполнении условий предоставления субсидии.
Согласно пунктам 4.2 - 4.3 Правил предоставления субсидий эффективность использования субсидии оценивается исходя из достижения претендентом следующих значений показателей результативности: общий объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства; выручка от продажи товаров (работ, услуг); сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов); средняя численность работников; среднемесячная заработная плата одного работника; создание дополнительных рабочих мест.
В случае выявления нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами, и обязательств, установленных договором, нецелевого использования субсидии получатель субсидии обязан возвратить субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики.
Решение о возврате субсидии принимается Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня поступления заключения рабочей группы и (или) органов государственного финансового контроля о выявлении фактов, указанных в пункте 4.3 настоящих Правил (пункт 4.4
Правил).
В случае, если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не выполнены и (или) не достигнуты показатели результативности и по результатам года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, то субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в объеме, рассчитанном по формуле:
Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n,
где:
Vсубсидии - размер субсидии, полученной получателем субсидии;
k - коэффициент возврата субсидии;
m - количество показателей результативности, по которым индекс,
отражающий уровень недостижения значения i-го показателя
результативности, имеет положительное значение;
n - общее количество показателей результативности.
Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле
k = SUM Di / m,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го
показателя результативности.
Индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя
результативности, определяется по формуле
Di = 1 - Тi / Si,
где:
Тi - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го показателя результативности.
Из пункта 4.6 Правил следует, что Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о возврате субсидии направляет получателю субсидии уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств.
В случае если получатель субсидии не возвращает бюджетные средства, полученные в виде субсидии, в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение 30 дней со дня направления ему уведомления, они взыскиваются в судебном порядке. Получатель субсидии в дальнейшем лишается права на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами (пункта 4.7 Правил).
Платежным поручением от 22.10.2015 N 662072 субсидия в размере 2 979 449 руб. 15 коп. перечислена ООО "Козловский молочный завод".
Материалы дела свидетельствуют о том, что ответчиком не выполнены условия договора о предоставлении субсидии от 06.04.2015 N 17 в части достижения целевых показателей, указанных в информационной карте, согласно приложению N 2 к договору. При этом, речь идет о нарушении ООО "Козловский молочный завод" своих обязательств по договору (пункт 1.1, подпункты 3.1.3 и 3.1.7 пункта 3.1, пункт 5.4 договора). Вопреки утверждениям заявителя жалобы, доказательств невозможности исполнения условий договора в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, являющихся основанием для возврата субсидии, принимая во внимание положения Правил, арбитражный суд обоснованно признал требования Минэкономразвития Чувашии о взыскании с ответчика субсидии в республиканский бюджет Чувашской Республики подлежащими удовлетворению.
В части оспаривания ООО "Козловский молочный завод"пункта 1 приказа Минэкономразвития Чувашии от 13.10.2016 N 9/3 "О возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств" следует отметить, что он был принят в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250 (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2014 N 497), не нарушает права и законные интересы ООО "Козловский молочный завод" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него какие-либо обязанности, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в удовлетворении встречного требования ООО "Козловский молочный завод" также отказано правомерно.
Оценив в совокупности изложенные обстоятельства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Довод заявителя жалобы, что в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, отклоняется в силу следующего.
Как установлено в пункте 1 названной нормы права, субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются безвозмездно, то есть без установления обязательства по уплате процентов, и безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данные требования не действуют в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
В связи с тем, что ООО "Козловский молочный завод" нарушил обязательства по договору (пункт 1.1, подпункты 3.1.3 и 3.1.7 пункта 3.1, пункт 5.4 договора), суд правомерно удовлетворил требования Минэкономразвития Чувашии о возврате субсидии в сумме 2 979 449 руб. 15 коп. При этом следует отметить, что установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена на стимулирование добросовестного исполнения получателем субсидий условий предоставления средств из бюджета, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего получателю субсидии бюджетные средства (приведенный подход соответствует позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в определении от 26.01.2017 N 134-О).
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального права, а также процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.05.2017 по делу N А79-11168/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Козловский молочный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11168/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 октября 2017 г. N Ф01-4481/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики
Ответчик: ООО "Козловский молочный завод"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике