г. Хабаровск |
|
13 марта 2017 г. |
А16-1906/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Брагиной Т.Г., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.,
при участии в заседании:
от Федеральной налоговой службы: Кирюшиной Е.В., представителя по доверенности от 25.11.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение от 23.01.2017
по делу N А16-1906/2016
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Доценко И.А.,
по заявлению Федеральной налоговой службы
о признании общества с ограниченной ответственностью "Валдгейм ЖКХ" несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган, ФНС России, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Валдгейм ЖКХ" (далее - ООО "Валдгейм ЖКХ", должник, ОГРН 1127907000396, ИНН 7906505162) несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 23.01.2017 во введении в отношении должника процедуры наблюдения отказано, производство по делу о банкротстве прекращено; при этом суд исходил из отсутствия оснований для введения в отношении ООО "Валдгейм ЖКХ", являющегося субъектом естественной монополии, процедуры наблюдения, предусмотренной пунктом 3 статьи 197 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФНС России в апелляционной жалобе, а также через своего представителя в судебном заседании, просит определение суда от 23.01.2017 отменить, принять новый судебный акт о признании требований уполномоченного органа обоснованными и введении в отношения должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В обоснование жалобы, оспаривая вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения поданного заявления от 21.10.2016, указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылается на то, что в материалы дела представлены документы, подтверждающие невозможность обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве, за счет которого требования заявителя могли бы быть удовлетворены.
Из материалов дела следует, что ООО "Валдгейм ЖКХ" зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области 14.06.2012, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1127907000396.
В соответствии с пунктом 2.3 Устава ООО "Валдгейм ЖКХ" осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды.
ФНС России, ссылаясь на наличие непогашенной обществом задолженности по обязательным платежам в сумме 2754059,53 рубля, из которых просроченная сумма основного долга - 2466414,35 рубля (налоги, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное социальное страхование), обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статье 32 Закона о банкротстве, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 62 Закона о банкротстве установлено, что наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 197 Закона о банкротстве для целей данного Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что услуги по передаче электрической и тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры являются сферами деятельности субъектов естественной монополии.
Из выписки из единого государственного реестра юридических лиц, полученной в отношении ООО "Валдгейм ЖКХ", следует, что основным видом экономической деятельности общества являются производство, передача и распределение пара и горячей воды (код по ОКВЭД 35.30); дополнительными видами деятельности являются: забор, очистка и распределение воды (код по ОКВЭД 36.0); сбор и обработка сточных вод (код по ОКВЭД 37.0).
ООО "Валдгейм ЖКХ" владеет имуществом, необходимым для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.
Комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области приказом (далее - Комитет) от 19.11.2013 N 37/5-П (в ред. приказа от 16.12.2015 N 50/3-П) установил тарифы на горячую воду, реализуемую ООО "Валдгейм ЖКХ" на территории муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение", на 2016 год; приказом от 29.10.2013 N 30/10-п (ред. от 16.12.2015 N 50/2-п) установил тарифы на питьевую воду и водоотведение для ООО "Валдгейм ЖКХ" на территории муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" на период с 01.07.2016 по 31.12.2016.
Приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 19.12.2016 N 40/2-п установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение ООО "Валдгейм ЖКХ" на территории муниципального образования "Валдгеймское сельское поселение" на 2017-2021 годы (размещен на официальном сайте Комитета).
ООО "Валдгейм ЖКХ" включено в реестр регулируемых организаций, оказывающих регулируемые виды деятельности на территории Еврейской автономной области в сфере водоотведения (размещен на официальном сайте Комитета).
Следует учесть и то, что отсутствие сведений о включения должника в Реестр субъектов естественных монополий не является определяющим и безусловным фактором определения статуса ООО "Валдгейм ЖКХ" как субъекта естественной монополии.
Как следует из статьи 3 Закона о естественных монополиях, юридические лица рассматриваются в качестве субъекта естественной монополии при наличии признаков, установленных в названной статье, вне зависимости от факта включения их в Реестр субъектов естественных монополий.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд также приходит к выводу о том, что ООО "Валдгейм ЖКХ", с учетом положений и смысла пункта 1 статьи 197 Закона о банкротстве и статьи 3 ФЗ "О естественных монополиях", осуществляя сферы деятельности субъекта естественных монополий, является таковым.
В соответствии с пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии - в совокупности составляют не менее, чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Пунктами 1 - 3 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве регламентируется очередность обращения взыскания на имущество организации - должника. Согласно данной норме права в первую очередь взыскание обращается на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров (выполнении работ или оказании услуг); в четвертую очередь - на непосредственно используемые в производстве товары, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
Таким образом, существенной особенностью банкротства должника - субъекта естественной монополии является то, что кредиторами должна быть исчерпана возможность удовлетворения своих требований путем обращения взыскания на имущество должника в рамках исполнительного производства; процедура наблюдения в отношении должника может быть введена лишь при наличии условий, предусмотренных в статье 197 Закона о банкротстве.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю.
В данном случае судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми, исполнительный документ возвращается взыскателю, и выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Согласно пункту 3 статьи 47 Закона об исполнительном производстве об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
В данном случае постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, судебным приставом исполнителем не выносилось.
В то же время, на исполнении в МОСП по исполнению особых исполнительных производств находятся исполнительные листы, предъявленные ООО "Валдгейм ЖКХ" о взыскании задолженности в размере 21 564 356,50 рубля (остаток долга 3 776 097,76 рубля), принимаются меры по взысканию задолженности (справка от 11.01.2017).
Судебный пристав-исполнитель в данной справке указывает на отсутствие у должника движимого и недвижимого имущества подлежащего описи и аресту, при этом не указывает на отсутствие имущественных прав должника (дебиторской задолженности), на которую в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве обращается взыскание.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает наличие у должника дебиторской задолженности (бухгалтерский баланс на 30.09.2016, справка должника от 11.01.2017 с указанием на наличие задолженности в размере 10 606 786,78 рубля).
При таких обстоятельствах, поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обращение взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве, за счет которого требования заявителя не были удовлетворены в полном объеме (пункт 3 статьи 197 Закона о банкротстве), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе во введении в отношении должника процедуры наблюдения.
Учитывая отсутствие заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом, суд правомерно прекратил производство по делу о банкротстве.
Доводы заявителя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, так как исходя из положений статьи 197 Закона о банкротстве, необходимость соблюдения критериев несостоятельности субъекта естественной монополии является актуальной при разрешении вопроса о возбуждении арбитражным судом дела о банкротстве в отношении должника, который отнесен к субъектам естественной монополии. При этом суд первой инстанции исходил из того, что общество соответствует установленным действующим законодательством признакам субъекта естественной монополии и что заявителем не представлены доказательства обращения взыскания на имущество должника.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 23.01.2017 по делу N А16-1906/2016 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ротарь С.Б. |
Судьи |
Брагина Т.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1906/2016
Должник: ООО "Валдгейм ЖКХ"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области
Третье лицо: ООО "Валдгейм ЖКХ", Федеральная налоговая служба, Некомерческое партнерство Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Синергия", Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области, Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, Чухлова Ольга Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1657/17
13.03.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-898/17
14.02.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7554/16
23.01.2017 Определение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1906/16