Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 августа 2017 г. N Ф10-3368/17 настоящее постановление оставлено без изменения
10 мая 2017 г. |
Дело N А83-8509/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 28.04.2017.
Постановление в полном объёме изготовлено - 10.05.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Калашниковой К.Г., судей Гонтаря В.И., Голика В.С., при ведении протокола секретарем Безродной Ю.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корниенко Ирины Андреевны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.02.2017 по делу N А83-8509/2016 (судья Колосова А.Г.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Корниенко Ирины Андреевны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Крым,
Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Крым
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по РК: Вынятынский М.С - представитель по доверенности от 25.04.2017 N 04-29/70;
от Управления Федеральной налоговой службы России по РК: Демьянович Т.К. - представитель по доверенности от 30.01.2017 N 06-21/01072@
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.02.2017 по делу N А83-8509/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, индивидуальный предприниматель Корниенко Ирина Андреевна обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Крым от 03.10.2016 N 12/289 и решения Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Крым от 31.10.2016.
Определением от 21.03.2017 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, возбуждено апелляционное производство.
Апеллянт, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения настоящей апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционного суда не явился. Судебное заседание апелляционного суда проводится в отсутствие апеллянта, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания, согласно части 1 статьи 123, статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению апеллянта, административный орган неправомерно привлек индивидуального предпринимателя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.5. КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб., поскольку административным органом нарушена процедура привлечения лица к административной ответственности.
В отзыве административного органа изложены возражения на апелляционную жалобу, указано на наличие в действиях Корниенко Ирины Андреевны события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Настоящая апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 29.08.2016 N 12/204 налоговая инспекция провела проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на объекте, расположенном по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Дм. Ульянова, 52, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Корниенко Ирине Андреевне (л.д. 60).
В ходе проверки было выявлено, что при осуществлении 29.08.2016 наличного денежного расчета по оплате услуг сотовой связи на сумму 500 руб. через платежный терминал по вышеуказанному адресу не был выдан фискальный кассовый чек и не применена контрольно-кассовая техника, поскольку кассовой чек N 28381, выданный платежным терминалом, не содержит номер контрольно-кассовой техники (л.д. 108).
Указанное нарушение зафиксировано административным органом в акте проверки от 29.08.2016 N 9110/12/003357 (л.д. 104-106).
Усмотрев в действиях заявителя по делу признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, налоговый орган 19.09.2016 в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом, составил протокол N 9110/003357/2 об административном правонарушении (л.д. 28-29).
Постановлением от 03.10.2016 N 12/289 заявитель признан виновным в совершении противоправного деяния в соответствии с поименованной квалификацией и ему назначено административное наказание в виде 10 000 руб. штрафа (л.д. 30-31).
Жалоба Корниенко Ирины Андреевны на вышеуказанное постановление оставлена без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Крым от 31.10.2016 (л.д. 32-35).
Не согласившись с постановлением налогового органа и решением вышестоящего налогового органа, Корниенко Ирина Андреевна обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) ККТ подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пунктам 3, 4 и 6 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц; платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
Корниенко Ирина Андреевна является платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему платежей от физических лиц.
Исходя из части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ, под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В части 12 статьи 4 Закона N 103-ФЗ определено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Частью третьей статьи 8 Закона N 103-ФЗ установлен запрет на прием платежей без применения контрольно-кассовой техники после 1 апреля 2010 года.
Согласно статьям 5, 6 Закона N 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме, в частности печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать обязательные реквизиты, в частности, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники.
Таким образом, законодатель четко закрепил запрет на осуществление приема платежей без применения контрольно-кассовой техники.
Часть вторая статьи 14.5. КоАП РФ (в редакции, Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, вступившего в действие с 15.07.2016 и действующего на дату совершения правонарушения) предусматривает административную ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата; использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Объективная сторона данного правонарушения выражается в неприменении контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.
Корниенко Ирина Андреевна, являясь индивидуальным предпринимателем, относится к числу субъектов данного правонарушения.
В силу статьи 1.5. КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель апелляционной жалобы не представил суду доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Обстоятельства, указанные в постановлении административного органа от 03.10.2016 N 12/289, подтверждаются материалами административного и судебного дела.
На основании вышеизложенного, учитывая совокупность установленных фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Полномочия налогового органа на осуществление контроля за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона N 54-ФЗ вытекают, прежде всего, из пункта 1 статьи 7 указанного закона, статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пункта 5.1.6. Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
Пунктом 20 Административного регламента исполнения ФНС государственных функций по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ от 17.10.2011 N 132Н (далее - Административный регламент) закреплено, что при исполнении государственной функции осуществляются следующие административные процедуры:
- проверка выдачи кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
- предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции;
- рассмотрение специалистами инспекции документов, необходимых для исполнения государственной функции;
- проверка соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения;
- оформление результатов исполнения государственной функции.
Основанием для начала административной процедуры по проверке выдачи кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), является поручение на исполнение государственной функции (пункт 22 Административного регламента).
Заявитель в апелляционной жалобе ссылает на то, что при проведении налоговой инспекцией мероприятий в отношении Корниенко Ирины Андреевны налоговым органом не были предъявлены необходимые документы, при этом акт проверки от 29.08.2016 содержит указание на то, что проверка проводилась на основании поручения от 29.08.2016 N 12/204. Документ содержит все необходимые реквизиты.
Также является несостоятельным довод апеллянта о том, что налоговым органом не составлен протокол осмотра в нарушение статьи 27.8. КоАП РФ.
Суд первой инстанции верно указал на то, что согласно статье 27.1. КоАП РФ уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, в том числе произвести осмотр принадлежащих лицу помещений, территорий, находящихся там вещей, документов. Однако уполномоченное лицо не обязано это делать, если производство по делу об административных правонарушениях возможно без применения этих обеспечительных мер.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" порядок рассмотрения дел об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив обжалуемое решение УФНС России по Республике Крым от 31.10.2016 N 07-21/13158, не находит оснований для признания его незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление налогового органа о назначении административного наказания от 03.10.2016 N 12/289 отмене не подлежит, а решение от 31.10.2016 не подлежит признанию его незаконным.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, а потому суд не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.02.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.Г. Калашникова |
Судьи |
В.И. Гонтарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8509/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 31 августа 2017 г. N Ф10-3368/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Корниенко Ирина Андреевна
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3368/17
28.05.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8509/16
21.02.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-514/17
31.08.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3368/17
10.05.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-514/17
13.02.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8509/16