Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2017 г. N Ф05-7966/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А40-253454/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
Судей: Елоева А.М., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2016
по делу N А40-253454/15, принятое судьей В.П. Сорокиным (шифр судьи 83-2124),
по иску публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ИНН 7720518494, адрес: 119048, г. Москва, ул. Ефремова, 10)
к государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник района Ростокино" (ИНН 7716763285, адрес: 129226, г. Москва, пр-кт Мира, д. 183)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Забелина В.В. по доверенности от 20.07.2016;
от ответчика: Петрачков О.М. по доверенности от 01.11.2014;
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ, уточнений, ПАО "МОЭК" просит взыскать с ГБУ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА РОСТОКИНО" задолженность в размере 34.967.006 руб. 87 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6.084.838 руб. 97 коп. за период с 21.03.2012 по 18.02.2016, а также проценты по день фактического исполнения обязательств.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2016 по делу N А40-253454/15 иск удовлетворен частично.
Истец просит отменить Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2016 по делу N А40-253454/15 в части отказа в удовлетворении иска, взыскав долг и проценты в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда представители сторон настаивали на своих позициях.
Представитель ответчика просил в удовлетворении жалобы отказать.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части в соответствии со ст.ст. 266,268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в указанной части.
01.03.2007 между ПАО "Московская объединенная энергетическая компания" (Поставщик) и ГБУ "Жилищник района Ростокино" (Абонент) был заключен договор поставки горячей воды N 03.200012ГВС.
Согласно пункту 1.1 Договора, Истец обязался подавать Ответчику через присоединенную сеть трубопроводов горячую воду в пределах договорных величин и на условиях, оговоренных Договором, а Ответчик обязался оплачивать её.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора, расчет стоимости горячей воды, потребленной Ответчиком (с учетом субабонентов), производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В силу п. 3.2 договора, количество фактически потребленной тепловой энергии определяется по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Управляющая организация предоставляет энергоснабжающей организации в течение 2 первых календарных дней каждого месяца, следующего за расчетным, данные о показаниях приборов учета и о количестве потребленной горячей воды в виде справки по форме приложения 7 к договору. Справка подписывается сторонами и скрепляется печатями управляющей и энергоснабжающей организаций.
Согласно п. 3.3 договора, расчетным периодом при снятии показаний приборов учета горячей воды является отчетный месяц, начало которого определяется с 00.00 часов первого дня календарного месяца и заканчивается в 24.00 часа последнего дня этого месяца.
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что расчеты за фактически потребленную горячую воду производятся на основании выставляемых энергоснабжающей организацией в соответствии с налоговым законодательством платежных требований, счетов и счетов-фактур.
В соответствии с п. п. 3.6.4 - 3.6.6 договора, энергоснабжающая организация и управляющая организация ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за расчетным, осуществляет сверку поступивших денежных средств по договору за месяц, которая оформляется двусторонним актом. Наличие акцепта платежного требования со стороны управляющей организации является подтверждением сверки расчетного периода.
За период с февраля 2012 года по июнь 2012 года, с августа 2012 года по март 2013 года, с сентября 2013 года по ноябрь 2013 года, с января 2014 года по февраль 2014 года, с сентября 2014 года по май 2015 года и сентябрь 2015 года, Истец отпустил Ответчику горячую воду в количестве 1.599.614,74 м3, тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения количестве 291,394 Гкал, а так же холодную воду для нужд горячего водоснабжения в количестве 1.046,148 м3.
Расчет количества потребленной горячей воды выполнен Истцом на основании показаний приборов учета, представленных Ответчиком.
Сторонами без разногласий и претензий по качеству и количеству горячей воды подписаны акты приемки-передачи энергоресурсов.
Истцом указано, что им ответчику были своевременно выставлены счета и счета-фактуры на сумму 192.990.125,74 руб., однако, ответчик, в нарушение пунктов 1.1, 2.3.1 Договора, в полном объеме свои обязательства по оплате поставленной горячей воды не исполнил.
Ответчик считает, что ПАО "МОЭК" неверно произвел расчет стоимости поставленного ресурса, поскольку в случае выхода из строя или отсутствия общедомового прибора учета горячей воды в расчетах за коммунальный ресурс подлежат применению показания квартирных (индивидуальных) приборов учета горячей воды.
Существо основных разногласий сторон по спору заключается в методике определения количества поставленной горячей воды в многоквартирные дома находящиеся в управлении ответчика, в период когда приборы учета были не исправны.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правила N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступил в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, то есть с 01.09.2012.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанным правилам.
В соответствии с формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Согласно пункту 42 Правил N 354, в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из показаний такого прибора учета или при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541, пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с пп. "ж" п. 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В случаях, установленных Правилами N 354, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Также в силу пп. "д" п. 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 7 ст. 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
Расчеты потребителей за услуги отопления и горячее водоснабжение осуществляются через систему ЕИРЦ (ГУИС), порядок деятельности которых определен постановлениями Правительства Москвы от 25.06.2002 г. N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" и от 29.07.2003 г. N 617-ПП "О работе единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности", от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" с 2002 года.
25.08.2006 между сторонами был заключен четырехсторонний договор об организации расчетов на основании единого платежного документа N 31-024/53/1596-06 (т.5 л.д.7-16).
Условия Договора об организации расчетов не предусматривают передачу плательщиками (гражданами) сведений о показаниях ИПУ в адрес Управляющей компании (Истца). Данные сведения направляются непосредственно в ЕИРЦ.
Согласно п. 2.1.4. договора, ЕИРЦ обязан ежемесячно, в срок до 22 числа текущего месяца, производить по каждому Плательщику начисление платежей в соответствии с требованиями действующих нормативных документах, т.е. с учетом показаний ИПУ.
Пунктом 2.1.5. договора определено, что ЕИРЦ предоставляет Поставщику отчеты о суммах, подлежащих оплате по каждому плательщику по формам и форматам, приведенным в Приложении N 2 к договору.
В п.2.3.4. договора об организации расчетов на основании единого платежного документа N 31-024/53/1596-06 определено, что поставщик обязан ежемесячно принимать от ЕИРЦ и рассматривать в течение пяти рабочих дней отчеты о суммах, подлежащих оплате по каждому плательщику по формам и форматам, приведенным в Приложении N2 к договору.
В Приложении N 2 определен Регламент обмена данными между поставщиком и ЕИРЦ (т.5 л.д.17-22).
В п.1.7. Приложения N 2 предусмотрено, что ЕИРЦ передает поставщику, сведения об объемах потребления по квартирным приборам учета, в том числе показания прибора учета в прошлом месяце и в текущем месяце.
Таким образом, в четырехстороннем договоре об организации расчетов на основании единого платежного документа N 31-024/53/1596-06, стороны согласовали срок и порядок предоставления сведений о показаниях ИПУ в адрес ресурсоснабжающей организации.
Условия Договора об организации расчетов не предусматривают передачу плательщиками (гражданами) сведений о показаниях ИПУ в адрес Управляющей компании (Истца).
Довод жалобы, что ответчик не исполнил обязанность по передаче в адрес поставщика информации о показаниях приборов учета, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку из материалов дела усматривается, что истец фактически ежемесячно получает показания индивидуальных приборов учета (ИПУ) от ЕИРЦ в соответствии с условиями четырехстороннего договора об организации расчетов на основании единого платежного документа.
Действующее законодательство предусматривает оплату фактически оказанного объема услуг.
Приоритетным и наиболее достоверным способом определения этого объема является учет по приборам.
Несмотря на то, что в Правилах N 124 (п. 18) закреплены общие положения об условиях договора ресурсоснабжения, однако данные условия могут быть изменены сторонами в соответствии с избранным порядком организации расчетов за коммунальные услуги, о чем прямо указано в данном пункте.
При изложенных обстоятельствах, истцом не доказана обоснованность применения в расчетах ставок норматива, при условии оснащения жилых помещений ИПУ.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец не представил доказательств наличия задолженности на стороне ответчика в размере заявленных требований, при этом ответчик оспорил данные требования, в связи с чем в иске в части основного долга отказано правомерно.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ПАО "МОЭК", изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда от 18.10.2016.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2016 по делу N А40-253454/15 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253454/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2017 г. N Ф05-7966/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", ПАО "МОЭК"
Ответчик: ГБУ "Жилищник района Ростокино", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА РОСТОКИНО"