г. Самара |
|
21 марта 2017 г. |
А55-17295/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Анион" - Косенко Е.А. доверенность от 12.07.2016 г.,
от ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары - не явился, извещен,
от Управления ФНС России по Самарской области - Тюкин А.С. доверенность от 24.03.2016 г.,
от департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
от администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от министерства имущественных отношений Самарской области - Татаринцев С.А. доверенность от 13.12.2016,
от правительства Самарской области - Татаринцев С.А. доверенность от 09.01.2017,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в
лице филиала по Самарской области - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары и Управления ФНС России по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 по делу N А55-17295/2016 (судья Харламов А.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Анион", Самарская область, с. Спиридоновка,
к ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары,
к Управлению ФНС России по Самарской области, г. Самара,
с участием в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
департамента управления имуществом городского округа Самара,
администрации городского округа Самара,
министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
правительства Самарской области, г. Самара,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в
лице филиала по Самарской области, г. Самара,
управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Группа компаний Анион" обратилось в суд с заявлением в котором, с учетом уточнения предмета заявленных требований просило:
1. признать недействительным Решение от 15 апреля 2016 года N 12-36/6878 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", принятое ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары, в части:
-доначисления к уплате ООО "Группа компаний Анион" недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме 211 679 руб. 00 коп.;
-начисления к уплате ООО "Группа компаний Анион" пени на недоимку по земельному налогу за 2014 год по состоянию на 15 апреля 2014 года в сумме 25 263 руб. 50 коп.;
-привлечения ООО "Группа компаний Анион" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), в виде штрафа в размере 42 335 руб. 80 коп.;
2. признать недействительным Решение от 27 июня 2016 года N 03-15/16427 "По апелляционной жалобе ООО "Группа компаний Анион" на Решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары от 15 апреля 2016 года N 12-36/6878 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2016 года заявленные требования были удовлетворены частично. Суд первой инстанции удовлетворил требования, которые были заявлены к ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары и отказал в удовлетворении иска к управлению.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары и Управление ФНС России по Самарской области просят суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Жалобы с аналогичными требованиями, заявлены также привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц Министерством имущественных отношений Самарской области и Правительством Самарской области.
В материалы дела поступил отзыв ООО Группа компаний "Анион" на апелляционную жалобу налоговых органов, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления ФНС России по Самарской области доводы в ней изложенные поддержал.
Аналогичные пояснения даны также представителем министерства имущественных отношений и правительства Самарской области.
Представитель ООО Группа компаний "Анион" возражала против удовлетворения жалоб, считая, что решение суда является законным и обоснованным.
Представители ИФНС России по Октябрьскому району и остальных третьих лиц участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционных жалоб и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Группа компаний Анион" согласно Свидетельствам "О регистрации права", соответственно: от 22 декабря 2004 года серия 63-АБ N 372647, от 22 декабря 2004 года серия 63-АБ N 372646, от 22 декабря 2004 года серия 63-АБ N 372648 (том 1 л.д. 150-152), является собственником (в проверяемый период являлось собственником) земельных участков, с кадастровыми номерами, соответственно:
- земельного участка кадастровый номер - 63:01:0610002:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Московское шоссе, Литер Д, площадь - 658 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под прилегающую незастроенную территорию, территориальная зона - Ц-2 - зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения, кадастровая стоимость - 6 603 720 руб. 90 коп., группа видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что также следует из Выписки из ЕГРП от 24 ноября 2015 года N 90-12424582, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (том 1 л.д. 113);
- земельного участка кадастровый номер - 63:01:0610002:9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Московское шоссе, Литер Д, площадь - 242,90 м 2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под прилегающую незастроенную территорию, территориальная зона - Ц-2 - зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения, ПК-3 - зона предприятий и складов 2 - 1 классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 500 м, кадастровая стоимость - 2 429 177 руб. 90 коп., группа видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что также следует из Выписки из ЕГРП от 24 ноября 2015 года N 90-12424522, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (том 1 л.д. 116);
- земельного участка кадастровый номер - 63:01:0610002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Московское шоссе, Литер Д, площадь - 415 м2, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под прилегающую незастроенную территорию, территориальная зона - Ц-2 - зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения, кадастровая стоимость - 01 руб. 00 коп., группа видов разрешенного использования - земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, тупиков, земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской федерации, земельные участки под полосами отвода, каналов и коллекторов, набережные, что также следует из Выписки из ЕГРП от 24 ноября 2015 года N 90-12424394, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (том 1 л.д. 122).
В соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Группа компаний Анион" относительно проверяемого налогового периода является (являлось) плательщиком земельного налога.
Из имеющихся в настоящем деле Кадастровых справок от 12 февраля 2014 года "О кадастровой стоимости объекта недвижимости", выданных ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области, следует, что кадастровая стоимость, содержащаяся в ГКН по состоянию на 01 января 2014 года относительно указанных выше земельных участков составляет, соответственно, 01 руб. 00 коп. (том 1 л.д. 153-155).
В свою очередь, из содержания Кадастровых "Выписок о земельном участке", соответственно: от 24 ноября 2015 года N 63-00-102/15-906851, от 24 ноября 2015 года N 63-00-102/15-906853, от 24 ноября 2015 года N 63-00-102/15-906865, следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - 63:01:0610002:9 составляет - 6 603 720 руб. 90 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - 63:01:0610002:9 составляет - 2 429 177 руб. 32 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - 63:01:0610002:18 составляет - 01 руб. 00 коп. (том 1 л.д. 157, 162, 166 оборотная сторона).
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары на основании представленной ООО "Группа компаний Анион" 17 ноября 2015 года Налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год регистрационный номер 28782602 (том 1 л.д. 19-33) была проведена в период с 17 ноября 2015 года по 17 февраля 2016 года камеральная налоговая проверка, результаты которой были оформлены Актом от 26 февраля 2016 года N 24805 "Камеральной налоговой проверки" (том 1 л.д. 99-102).
На основании Акта от 26 февраля 2016 года N 24805 "Камеральной налоговой проверки" ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в отношении ООО "Группа компаний Анион", с учетом представленных налогоплательщиком письменных Возражений от 14 марта 2016 года, было принято Решение от 15 апреля 2016 года N 12- 36/6878 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому, в оспариваемой заявителем части:
-ООО "Группа компаний Анион" была доначислена к уплате недоимка по земельному налогу за 2014 год в сумме 211 679 руб. 00 коп.;
-ООО "Группа компаний Анион" начислены к уплате пени на недоимку по земельному налогу за 2014 год по состоянию на 15 апреля 2014 года в сумме 25 263 руб. 50 коп.;
-ООО "Группа компаний Анион" было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), в виде штрафа в размере 42 335 руб. 80 коп. (том 1 л.д. 50-61).
Не согласившись с указанным Решением ООО "Группа компаний Анион" в порядке, предусмотренном статьями 138 Налогового кодекса Российской Федерации, оспорило его посредством подачи Апелляционной жалобы в УФНС России по Самарской области (том 1 л.д. 142, 143), по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган принял Решение от 27 июня 2016 года N 03-15/16427 "По апелляционной жалобе ООО "Группа компаний Анион" на Решение ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары от 15 апреля 2016 года N 12-36/6878 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым, Решение нижестоящего налогового органа было оставлено без изменений, а Апелляционная жалоба ООО "Группа компаний Анион" - без удовлетворения (том 1 л.д. 145, 146).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Группа компаний Анион" в арбитражный суд 1-ой инстанции с рассматриваемым заявлением.
В основание выводов налогового органа о доначислении заявителю земельного налога и привлечения его к ответственности положены оформленные Департаментом управления имуществом городского округа Самара Акты "Установления фактического использования земельного участка", соответственно: от 25 ноября 2015 года N 1004, от 25 ноября 2015 года N 1005 и от 25 ноября 2015 года N 1007 (том 1 л.д. 112, 115, 126).
В свою очередь, из текста данных актов следует, что при проведении проверки уполномоченным органом - Департаментом управления имуществом городского округа Самара не были выявлены признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выраженного в фактическом использовании земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0610002:8 и 63:01:0610002:9, не по целевому назначению.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что приложенный к Акту от 25 ноября 2015 года N 1007 "Установления фактического использования земельного участка" (том 1 л.д. 126) фотоматериал (том 1 л.д. 122 оборотная сторона) не свидетельствует о том, что ООО "Группа компаний Анион" в проверяемый налоговый период фактически использовало земельный участок с кадастровым номером - 63:01:0610002:18 не с разрешенным его использованием - под прилегающую незастроенную территорию, территориальная зона - Ц-2 - зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (группа видов разрешенного использования - земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, тупиков, земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской федерации, земельные участки под полосами отвода, каналов и коллекторов, набережные).
Из содержания оспариваемого заявителем Решения от 15 апреля 2016 года N 12- 36/6878 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" следует, что основанием его принятия (в оспариваемой части) послужили следующие выводу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары:
В Налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год ООО "Группа компаний Анион" произведен расчет суммы земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0610002:8, 63:01:0610002:9, 63:01:0610002:18, исходя из кадастровой стоимости - 01 руб. 00 коп.
Вид разрешенного использования данных земельных участков - под прилегающую незастроенную территорию.
В рамках мероприятий налогового контроля налоговым органом было установлено, что фактически указанные земельные участки используются налогоплательщиком под размещение Торговых центров "Зеленая страна" и "Скала" (необходимая территория для функционирования и обслуживания торгового центра).
Вид разрешенного использования земельных участков под данными объектами недвижимости должен быть переоформлен налогоплательщиком самостоятельно с учетом фактического их использования.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, кадастровых кварталов населенных пунктов в разрезе муниципальных образований Самарской области.
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" фактический удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 63:01:0610002, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания составляет - 10 723 руб. 34 коп.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено, что на указанных земельных участках располагаются Торговый центр "Скала" и Торговый центр "Зеленая страна", осуществляется торгово-развлекательная деятельность, что подтверждается так же общедоступной информацией (Internet, пресса, ТВ-реклама). При анализе информации о заключенных договорах аренды (субаренды) установлено, что сдача в аренду нежилых помещений для осуществления торгово-развлекательной деятельности производилась с 2013 года по настоящее время.
Согласно информации по расчетным счетам ООО "Группа компаний Анион", основная выручка в период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года формируется от сдачи в аренду нежилых помещений для осуществления торгово-развлекательной деятельности.
Письмами от 20 мая 2015 года N 17161, от 18 ноября 2015 года N 12-23/5391, от 08 декабря 2015 года N 5898 ООО "Группа компаний Анион" уведомлено о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0610002:8, 63:01:0610002:9, 63:01:0610002:18, виду разрешенного использования, также предлагалось привести в соответствие назначение использования земельного участка с фактическим использованием.
Сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков от регистрирующих органов в период проведения камеральной налоговой проверки и на дату вынесения решения в адрес налогового органа от налогоплательщика не поступали, информации о принимаемых последним мерах по устранению выявленных несоответствий использования земельных участков отсутствует.
Со ссылкой на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12 октября 2006 года N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары считает, что в рассматриваемом случае ООО "Группа компаний Анион" получило необоснованную налоговую выгоду, поскольку данное общество с ограниченной ответственностью, как собственник земельных участков, не совершило необходимых действий по устранению несоответствий между фактическим использованием и установленным в правоустанавливающих документах на земельный участок разрешенным использованием при этом исчисляет сумму земельного налога за 2014 год по земельным участкам с кадастровыми номерами - 63:01:0610002:8, 63:01:0610002:9, 63:01:0610002:18 используя кадастровую стоимость, установленную без учета их фактического использования.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Группа компаний Анион" была представлена в ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в установленный статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации срок Налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год.
Со ссылкой на представленные в дело документы (доказательства) представитель заявителя пояснил, что впоследствии в ходе корректировки ООО "Группа компаний Анион" расчетов, отраженных в указанной первичной Налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной в налоговый орган по территориальности места нахождения земельных участков в общем количестве 10ти штук, принадлежащих на праве собственности данному обществу с ограниченной ответственностью, а именно путем исправления, в том числе, технических ошибок, была представлена уточненная Налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год с номером корректировки "3" 17 ноября 2015 года.
По данной Налоговой декларации ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары была проведена в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка, результаты которой были оформлены Актом от 26 февраля 2016 года N 24805 "Камеральной налоговой проверки", в котором содержатся предложения проверяющих должностных лиц налогового органа о доначислениях к уплате заявителю общей суммы земельного налога по имеющимся 10ти земельных участкам в размере 630 870 руб. 00 коп.
До установленного Законом срока принятия решения по результатам проведенной камеральной налоговой проверки, ООО "Группа компаний Анион" было принято решение представить еще одну уточненную Налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год с номером корректировки "4", в которой сумма земельного налога по 7ми земельным участкам была приведена в соответствие с контекстом Акта от 26 февраля 2016 года N 24805 "Камеральной налоговой проверки", а также налогоплательщиком была доплачена сумма земельного налога по данным 7ми земельным участкам в размере 419 191 руб. 00 коп.
При этом по не приведенным в соответствии с расчетами, содержащимися в Акте от 26 февраля 2016 года N 24805 "Камеральной налоговой проверки", оставшимся трем земельным участкам с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:610002:8, 63:01:610002:9 и 63:01:610002:18, которые представляют собой прилегающую проезжую территорию, ООО "Группа компаний Анион" не согласилось с позицией налогового органа, в результате чего, последним 15 апреля 2016 года и было принято оспариваемое Решение от 15 апреля 2016 года N 12-36/6878 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Согласно доводов заявителя, для расчета налоговой базы по земельному налогу и оформления налоговой декларации налогоплательщику необходимо знать значение кадастровой стоимости соответствующего принадлежащего ему на праве объекта недвижимости, а также получить информацию о ней по конкретному объекту недвижимости из соответствующего компетентного органа.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия "кадастровая стоимость", следовательно, налогоплательщику необходимо обратиться к отраслевому законодательству (пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации). Так, понятие кадастровой стоимости дано в Федеральном законе от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В частности, кадастровая стоимость объекта недвижимости представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки (часть 3 статьи 3 Федеральном законе от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта Российской Федерации либо в определенных случаях по решению органа местного самоуправления (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Ее проводят физические лица - члены соответствующих саморегулируемых организаций (оценщики), а в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", - Росреестр или подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ФГБУ "Кадастровая палата") (статьи 4, 24.5, 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункт 1 раздела 1 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457).
Результаты кадастровой оценки (отчет об определении кадастровой стоимости) подлежат утверждению исполнительным органом субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления и передаче после официального опубликования (обнародования) в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.12, 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункт 11 части 2 статьи 7, пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В рассматриваемом заявлении ООО "Группа компаний Анион" указывает на то, что информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего налогоплательщику, можно получить из акта уполномоченного органа об утверждении результатов кадастровой оценки объектов недвижимости, который официально публикуется (обнародуется) (статья 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В целях налогообложения указанные нормативные правовые акты вступают в силу как акты законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно такие разъяснения дал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода (пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости налогоплательщик может запросить в территориальном органе Росреестра или подведомственных ему государственных бюджетных учреждениях (ФГБУ "Кадастровая палата") (части 1, 2 статьи 3, часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункты 1, 4 раздела 1, пункт 5.1.16 раздела 2 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457).
Также указанную необходимую информацию собственник объекта недвижимости может запросить и в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему соответствующих полномочий Росреестра (часть 1.1 статьи 3, статья 3.1, часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункты 1, 4 раздела 1, пункт 5.1.16 раздела 2 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457).
Возможные формы (виды) предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Так, одним из видов предоставления указанных сведений является выдача кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости - выписки из государственного кадастра недвижимости, содержащей сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и его кадастровом номере (пункт 4.1 части 2, часть 5.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Запрос о предоставлении внесенных в государственный кадастр недвижимости налогоплательщик имеет право получить при личном обращении в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 3, пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Из материалов по делу следует, что после того как информация о кадастровой стоимости указанных выше трех спорных земельных участков была получена заявителем из уполномоченного органа, именно эти сведения и легли в основу формирования им налоговой базы Налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
Соответственно, по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:610002:8 кадастровая стоимость на 01 января 2014 года составила 01 руб. 00 коп., что далее при расчете земельного налога по ставке 1,5 % приводит к нулевому показателю исчисления земельного налога, при этом аналогичная ситуация имеет место и при расчете данного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами - 63:01:610002:9 и 63:01:610002:18.
Материалами по делу подтверждается, что в ходе проведенной камеральной налоговой проверки ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары направила в адрес Департамента управления имуществом городского округа Самары запрос с целью проведения проверки по соответствию кадастровым номерам спорных земельных участков, в части правомерности начисления ООО "Группа компаний Анион" земельного налога, по итогам которой проверяющий орган (Департамент управления имуществом городского округа Самары) подтвердил правомерность целевого использования данным обществом с ограниченной ответственностью земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:610002:8, 63:01:610002:9 и 63:01:610002:18, как необходимых территорий для функционирования и использования торговых площадей при торговых центрах. Поскольку данные территории представляют собой прилегающую к торговым центрам проезжую часть и, соответственно, какие-либо основания к привлечению ООО "Группа компаний Анион" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Департаментом управления имуществом городского округа Самары установлены не были, что также отражено в тексте оспариваемого Решения от 15 апреля 2016 года N 12-36/6878 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (страница 6 оспариваемого Решения).
При этом ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары основываясь на положения Постановления Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", утвердившего кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов в разрезе муниципальных образований Самарской области и средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра, ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары ссылается на то, что Правительство Самарской области издало также Постановление от 10 декабря 2014 года N 769 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", в соответствии с пунктом 3 которого, действие данного документа применительно для целей налогообложения с 01 января 2014 года.
В связи с чем, позиция ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары заключается в том, что в части вступившего в законную силу с момента опубликования Постановления от 10 декабря 2014 года N 769, изданного Правительством Самарской области, ООО "Группа компаний Анион" следовало применить при определении налоговой базы по земельному налогу за 2014 года с применением кадастровой оценки с 01 января 2014 года, соответственно:
- по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:610002:8 в размере 7.055.958 руб. 00 коп., с уплатой соответствующего налога в размере 105.839 руб. 00 коп.;
- по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:610002:9 в размере 2.605.772 руб. 00 коп., с уплатой соответствующего налога в размере 39.087 руб. 00 коп.;
- по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:610002:18 в размере 4.450.186 руб. 00 коп., с уплатой соответствующего налога в размере 66.753 руб. 00 коп., что и составляет в общей сумме земельный налог в размере 211.679 руб. 00 коп.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данная позиция ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары является ошибочной, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 года N 17 правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Постановление Правительства Самарской области от 10 декабря 2014 года N 769 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" распространило свое действие для целей налогообложения с 01 января 2014 года в нарушение пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим, решением Самарского областного суда от 19 мая 2015 года, которое было оставлено в силе Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 46- АПГ15-51, пункт 3 Постановления Правительства Самарской области от 10 декабря 2014 года N 769 был признан недействующим для целей налогообложения с 01 января 2014 года.
При этом в соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в разрезе налогового законодательства данный акт вступает в законную силу не ранее 01 января 2016 года (пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку данный прецедент был создан по своему распространению исключительно на землепользователей в части вступления его в законную силу для целей налогообложения с 01 января 2014 года, только в случаях увеличения кадастровой стоимости земельных участков и удовлетворение данного требования не приведет к нарушению прав землепользователей участков, у которых кадастровая стоимость изменена в сторону уменьшения, соответственно без нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции, из текста указанного выше решения Самарского областного суда от 19 мая 2015 года следует, что суд общей юрисдикции при его принятии также учитывал, что статья 11 Закона Самарской области от 07 июля 2000 года N 238-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" также не допускает придание нормативному правовому акту Самарской области обратной силы, если нормативный правовой акт предусматривает установление ответственности граждан и юридических лиц за деяния, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность, устанавливает какую-либо обязанность либо иным образом ухудшает положение граждан и юридических лиц, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Кроме того, в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенных норм, в представленной Налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, заявитель исчислил земельный налог за проверяемый период относительно указанных выше трех спорных земельных участков исходя из кадастровой стоимости, подтвержденной Кадастровыми справками "О кадастровой стоимости объекта недвижимости", выданными ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области (том 1 л.д. 153-155).
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: -несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; -нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Группа компаний Анион" в исполнение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом доказало правомерность и обоснованность заявленных в порядке Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, в части оспаривания принятого ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары Решения от 15 апреля 2016 года N 12-36/6878 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", напротив, сторона оппонента в нарушение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исполнила процессуальную обязанность по доказыванию соответствия данного оспариваемого ненормативного правового акта положениям Закона - Налоговому кодексу Российской Федерации, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 12 декабря 2016 года N Ф06-15870/2016 по делу N А55-27637/2015.
В части отказа в удовлетворении требований заявленных к Управлению ФНС России по Самарской области решение суда первой инстанции не обжалуется. Лица, участвующие в деле, не настаивали на проверке решения суда в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования заявителя, к ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары являются обоснованным и подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционных жалоб другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2016 по делу N А55-17295/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17295/2016
Истец: ООО председатель Косенко Екатерина Александровна в интересах "Группа компаний Анион"
Ответчик: ФНС России Инспекция по Октябрьскому району г. Самары, ФНС России Управление по Самарской области
Третье лицо: Администрация г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области