Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июня 2017 г. N Ф06-21441/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
23 марта 2017 г. |
Дело N А57-6468/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 12 января 2017 года по делу N А57-6468/2014 об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения (судья Братченко В.В.)
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456, адрес местонахождения: 410007, г. Саратов, ул. им. Чехова, д. 2)
к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. М. Горького, д. 48),
открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, адрес местонахождения: 143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, Территория 26 км. Бизнес-Центр Рига-Ленд, стр. 3)
третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, пл. Театральная, д. 7),
Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78),
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78),
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6453015253, ОГРН 1036405301954, адрес местонахождения: 410052, г. Саратов, ул. Международная, д. 1),
Муниципальное казенное учреждение "Городской центр механизации жилищно- коммунального хозяйства" (ИНН 6455030592, ОГРН 1026403680104, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Московская, д. 59/30 Литер Ж)
об обязании Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу произвести: реконструкцию центрального теплового пункта и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов,
с извещением: Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (ИНН 6455039443, ОГРН 1056405504650, адрес местонахождения: 410000, г. Саратов, пл. Театральная, д. 11),
Волжского районного отдела судебных приставов г. Саратова (адрес местонахождения: 410002, г. Саратов, ул. Некрасова, д. 17),
при участии в судебном заседании представителей:
Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Ширяевой О.А., действующей по доверенности от 09.01.2017 N 02-63-02,
Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - Шельпякова А.В., действующего по доверенности от 18.12.20152,
иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обрался Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ) с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 по делу N А57-6468/2014 до 01 декабря 2017 года.
Определением от 12 января 2017 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявления Комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 по делу N А57-6468/2014 на срок до 01.12.2017, отказал.
Комитет по ЖКХ не согласился с определением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района считает определение суда первой инстанции законным, а заявленные требования о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта необоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава - исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления (часть 2 статьи 324 АПК РФ).
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 17.02.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 по настоящему делу исковые требования Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, предъявленные к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" удовлетворены.
На муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344) возложена обязанность в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: N N 2, 4, 6 (корпуса 1 - 5), 10, 12, 12А по ул. Уфимцева; NN 29, 31, 33, 35 по ул. Тархова; NN 2, 4, 6, 9, 10, 11 по ул. Батавина; NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжение, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) до жилых домов N N 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) до жилых домов N N 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) до жилого дома N 6 (корпуса NN 1-5) по ул. Уфимцева в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) до жилого дома N 6 по ул. Уфимцева (корпуса NN 1 - 5) в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) до жилых домов N N 9,11 по ул. Батавина в г.Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) до жилых домов N N 9, 11 по ул. Батавина в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) до жилых домов N N 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) до жилых домов N N 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева) до жилых домов N N 2, 4 по ул. Уфимцева в г.Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) до жилых домов N N 2, 4 по ул. Уфимцева в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.
В удовлетворении исковых требований Ассоциации собственников жилья Ленинского района, г. Саратов к открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара - отказано.
Кроме того, суд взыскал с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344) в пользу Ассоциации собственников жилья Ленинского района, г. Саратов судебные расходы в размере 200000 руб., понесенные за проведение экспертизы.
Суд также взыскал с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз" (ОГРН 1116450000281, ИНН 6452951299) расходы по оплате судебной экспертизы в размере 100000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 оставлено без изменения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 30.07.2015 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
Таким образом, судебный акт вступил в законную силу 17.04.2015.
Длительность проведения требуемых работ с учетом времени на получение необходимых бюджетных средств было предметом судебного разбирательства дела по существу и суд в своем решении посчитал, что 6 месяцев будет достаточно для исполнения судебного акта и обязал ответчика именно за это время его исполнить.
16 октября 2015 года Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения данного судебного акта.
Определением от 23.11.2015 Арбитражный суд Саратовской области предоставил отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2015 года по делу N А57-6468/2014 до 01 ноября 2016 года.
01 ноября 2016 года Комитет вновь обратился в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2015 года по делу N А57-6468/2014 до 01.12.2017.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу об отсутствии возможности отсрочить исполнение решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 года по делу N А57-6468/2014 на срок до 01.12.2017.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки вывода суда первой инстанции, в силу следующего.
Согласно статье 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии со статьей 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно статье 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.12.2003 N 467-О, АПК РФ и Федеральный закон N 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. Иными словами, у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения. Кроме того, предоставляя суду право принять решение о рассрочке исполнения того или иного постановления должником, федеральный законодатель предусмотрел в той же статье 324 АПК РФ в качестве гарантии соблюдения интересов взыскателя возможность принятия различных мер по обеспечению исполнения судебного акта. Тем самым достигается необходимый баланс между интересами участников спорных правоотношений.
Таким образом, разрешая вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, суд самостоятельно устанавливает наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта в зависимости от конкретных обстоятельств дела и с учетом соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
При этом обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, лежит на заявителе, поскольку, часть 1 статьи 65 АПК РФ предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и оценкой реальной возможности исполнения решения суда по окончании срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов должника и взыскателя, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом учитывается, что отсрочка (рассрочка) исполнения судебных актов предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств, и если он представит суду доказательства наличия обстоятельств, затрудняющих, препятствующих исполнению решения (определения) суда.
Заявление Комитета мотивировано невозможностью в установленный срок и в полном объеме разработать и согласовать проект реконструкции, а также внести соответствующие изменения в бюджет муниципального образования "Город Саратов", которые требуют дополнительного времени.
Для исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области Комитетом по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" направлены письма - ходатайства в Комитет по экономике и Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" с обращением о направлении в Саратовскую городскую Думу предложения о выделении бюджетных средств на выполнение работ по вышеуказанному решению при уточнении бюджета муниципального образования "Город Саратов".
Для исполнения решений Арбитражного суда Саратовской области и проведения необходимых работ Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству были получены технические условия от теплосетевой организации филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс".
В целях исполнения обязательств по вынесенным решениям Арбитражного суда Саратовской области в течение 2015 и 2016 годов неоднократно направлялись письма-ходатайства в Комитет по финансам и Комитет по экономике администрации муниципального образования "Город Саратов" о необходимости выделения бюджетных инвестиций на реконструкцию центральных тепловых пунктов и восстановление циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения многоквартирных домов и объектов социальной сферы. В виду отсутствия источников финансирования средства из бюджета не выделялись.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 21.12.2009 N 1706 "Об утверждении порядка формирования перечня объектов капитального строительства муниципальной собственности" вышеуказанные объекты были включены в инвестиционную заявку на 2016 год. Инвестиции в объекты, включенные в инвестиционную заявку на 2016 год, бюджетом муниципального образования "Город Саратов" не выделялись.
В соответствии с вышеуказанным постановлением Комитетом по ЖКХ в мае 2016 года направлены предложения о включении указанных объектов в инвестиционную заявку на 2017 год.
Решение о выделении бюджетных ассигнований принимается депутатами Саратовской городской Думы. В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета на очередной финансовый год вносится на рассмотрение в сроки, установленные нормативно-правовыми актами муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. До истечения указанного срока не представляется возможным рассмотрение вопроса о выделении денежных средств на исполнение решения суда.
В соответствии с действующим законодательством процедура исполнения решения состоит из нескольких этапов. После внесения изменений в бюджет муниципального образования "Город Саратов" комитет по ЖКХ должен провести конкурс по выбору проектной организации на разработку документации (50 дней), далее - заключение договора с проектной организацией на изготовление проектно-сметной документации, выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации (1 -1,5 мес.), затем последует проведение независимой экспертизы проекта (0,5 - 1 мес.), после чего Комитет по ЖКХ направит запрос на получение суммы, указанной в документации на проведение вышеуказанных работ. С момента получения денежных средств (в соответствии с установленным порядком уточнение бюджета происходит не чаще 1 раза в квартал), заявитель должен провести конкурс по выбору подрядчика на выполнение работ (50 дней), заключение договора на выполнение работ и выполнение работ (3-4 мес.).
Таким образом, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" полагает, что в настоящее время не имеется возможности исполнить решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2015 года по делу N А57-6468/2014 по независящим от него причинам.
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что перечисленные Комитетом обстоятельства нельзя отождествлять с обстоятельствами, затрудняющими исполнение судебного акта и названными в статье 324 АПК РФ, предусматривающей возможность представления отсрочки или рассрочки.
Отсутствие в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели, не изменяет положений статьи 324 АПК РФ и обязанности суда по оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта по настоящему делу.
Таких обстоятельств судом апелляционной инстанций не установлено.
Заявитель не представил доказательства, что исполнение решения будет гарантированно обеспечено в указанный им срок.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что исполнительный лист по настоящему делу будет реально исполнен 01.12.2017.
Отсутствие денежных средств у должника не является безусловным основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, поскольку при предоставлении отсрочки или рассрочки суд должен исходить не только из интересов должника, но также и учитывать интересы взыскателя, соблюдая баланс между ними и рассматривать вопрос об отсрочке или рассрочке с учетом всех обстоятельств в совокупности.
Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия муниципальным образованием мер по перераспределению бюджетных средств.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
Судебный акт вступил в законную силу 17.04.2015, то есть более года 1 года 10 месяцев назад.
Муниципальное образование в лице Комитета по ЖКХ в 2015-2016 году не предпринимало никаких действий по включению в бюджет на 2015-2016 год расходов на исполнение судебного акта в соответствии с действующим законодательством, о чем свидетельствуют материалы дела.
Общее время, предоставленное должнику для исполнения судебного акта, уже составило более 18 месяцев.
Вместе с тем, длительность проведения требуемых работ, с учетом времени на получение необходимых бюджетных средств были предметом рассмотрения, и суд в своем решении от 26.02.2015 пришел к выводу, что шести месяцев будет достаточно для исполнения судебного акта и обязал Комитет именно в этот срок совершить действия для его исполнения.
Кроме того, Комитету уже была предоставлена отсрочка исполнения решения от 26.02.2015 определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.11.2015 на срок до 01.11.2016.
Таким образом, с момента вынесения судебного акта и вступления его в законную силу до даты предъявления исполнительного листа к исполнению у должника имелось достаточно времени для совершения действий по исполнению решения в 2015-2016 годах. Однако расходы бюджета, связанные с исполнением принятого судебного акта на 2015, на 2016 год не заложены.
Непринятие муниципальным образованием и его финансовыми органами всех необходимых мер по исполнению судебного акта ущемляет права взыскателя, представляющего фактически интересы граждан-жильцов, 18 многоквартирных домов, которые в течение нескольких лет получают горячее водоснабжение от ЦТП ненадлежащего качества.
В случае удовлетворения заявленного ходатайства их права на получение ГВС надлежащего качества будут нарушаться еще как минимум до 01.12.2017.
При этом в многоквартирных домах, проживает - 12898 человек.
Предоставление должнику очередного срока на исполнение судебного акта лишает взыскателя права на применении иных правовых механизмов, направленных на понуждение должника к исполнению судебного решения.
За период отсрочки с 23 ноября 2015 года по 01 ноября 2016 года, должник не предпринял ни одного реального действия по исполнению решения суда.
На основании изложенного, апелляционная коллегия пришла к выводу, что указанные Комитетом обстоятельства не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 324 АПК РФ оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, не подтверждают наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, и не могут влиять на право истца требовать своевременного исполнения вступившего в законную силу решения.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 10.03.2015 N 24-КГ15-3.
Учитывая все фактические обстоятельства конкретного дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта в данном случае нарушит баланс интересов сторон.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 по делу N А57-6468/2014.
Судебная коллегия считает определение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 12 января 2017 года об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения по делу N А57-6468/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший определение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6468/2014
Истец: Ассоциация ТСЖ Ленинского района, АТСЖ Ленинского района г. Саратова
Ответчик: Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", МО "Город Саратов" в лице комитета ЖКХ администрации МО "Город Саратов", ОАО "Волжская ТГК", ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"
Третье лицо: Администрация Ленинского района МО "Город Саратов", Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управление имуществом администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", МКУ "Городской центр механизации ЖКХ"
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2729/2022
20.06.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21441/17
23.03.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2427/17
02.12.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11719/15
30.07.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26190/15
17.04.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2444/15
26.02.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-6468/14