Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2017 г. N Ф07-7860/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2017 г. |
Дело N А56-74873/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Колосовой Ж.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.
при участии:
от заявителя: Слепченок К.В. по доверенности от 17.10.2016,
от заинтересованного лица: Курганова С.В. по доверенности от 19.12.2016, Яркиной В.В. по доверенности от 19.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2046/2017) Частного учреждения ЛФП И ФНПР "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ РЕЧНОЙ ЯХТ-КЛУБ ПРОФСОЮЗОВ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2017 по делу N А56-74873/2016(судья Чуватиной Е.В.), принятое
по заявлению Частного учреждения ЛФП И ФНПР "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ РЕЧНОЙ ЯХТ-КЛУБ ПРОФСОЮЗОВ"
заинтересованное лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре
о признании незаконным распоряжения
установил:
Частное учреждение ЛФП И ФНПР "Санкт-Петербургский Речной Яхт-клуб профсоюзов" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании незаконным пункта 4 распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга N 210-999 от 30.08.2016, которым признано утратившим силу распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 25.08.2016 N 210-944 "Об утверждении градостроительного плана N RU78115000-24540 земельного участка, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Петровская коса, д. 9, кадастровый номер: 78:07:0321201:1.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению Учреждения, судом неправомерно сделан вывод об отсутствии нарушений прав Учреждения, не учтены доводы о создании препятствий Учреждению для осуществления градостроительной деятельности на земельном участке. Также Учреждение указывает на то, что орган государственной власти не вправе отменять ранее принятые ненормативные акты в отсутствие прямого указания на то в законе.
Комитет в возражении на апелляционную жалобу просит оставить принятое решение без изменения, считает, что у Комитета отсутствовали правовые основания для непризнания утратившим силу ранее изданного распоряжения, что Учреждением не представлено доказательств нарушения своих прав оспариваемым актом.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 04.04.2017, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции полагает, что оно подлежит отмене ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 128888 кв.м, кадастровый номер 78:07:0321201:1, по адресу: Санкт-Петербург, Петровская коса, д.9 (далее - Участок). Распоряжением Комитета от 25.08.2016 N 210-944 на основании обращения Учреждения в отношении Участка был утвержден градостроительный план N RU78115000-24540.
Распоряжением Комитета от 30.08.2016 на основании обращения Комитета по физической культуре и спорту в отношении Участка был утвержден градостроительный план N RU78115000-25140. Пунктом 4 указанного распоряжения ранее принятое распоряжение Комитета от 25.08.2016 N 210-944 об утверждении градостроительного плана Участка N RU78115000-24540 признано утратившим силу.
Ссылаясь на отсутствие правовых оснований для признания утратившим силу распоряжения Комитета от 25.08.2016 N 210-944, создание соответствующим решением препятствий Учреждению для осуществления градостроительной деятельности на Участке, нарушение его прав на использование Участка, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным пункта 4 распоряжения Комитета N 210-999 от 30.08.2016.
Суд первой инстанции не усмотрел нарушений прав Учреждения оспариваемым пунктом распоряжения Комитета N 210-999 от 30.08.2016, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка производится в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии частью 3 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статьей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания квартала применительно к конкретному земельному участку, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, различия в сведениях, указанных в отношении Участка в градостроительном плане N RU78115000-25140 и N RU78115000-24540 отсутствуют, за исключением сведений о том, по чьему обращению подготовлен градостроительный план.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что сведения о том, по обращению какого лица подготовлен градостроительный план, правового значения для целей его применения, в том числе при осуществлении градостроительной деятельности, не имеет, нарушений прав Учреждения не усмотрел, указал, что в силу части 7.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при получении разрешения на строительство предоставление градостроительного плана заявителем не обязательно, поскольку его копия запрашивается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, если застройщик не представил указанный документ самостоятельно.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее:
Из пункта 1 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка проектной документации осуществляется на основании градостроительного плана, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит обязанность застройщика предоставить градостроительный план земельного участка физическому или юридическому лицу, осуществляющему подготовку проектной документации на основании договора с застройщиком.
Указанная норма, в отличии от части 7.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не устанавливает права застройщика предоставить копии градостроительного плана или сведений из указанного документа. Из изложенного следует, что застройщиком должен быть предоставлен градостроительный план.
В свою очередь, отсутствие утвержденного градостроительного плана Заявитель лишен возможности реализовать предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации права в отношении принадлежащего ему земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, в том числе - готовить проектную документацию для строительства (ч.6 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), получать разрешение на строительство (ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок получения градостроительного плана установлен Административным регламентом Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков (утвержден Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 8-н, действовал в момент обращения Заявителя в Комитет, далее - Административный регламент).
Отмена выданного Заявителю градостроительного права не позволяет ему выполнить предписания части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и влечет необходимость получать новый документ, предоставлять комплект документов, установленный Административным регламентом.
Согласно части 1 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов осуществляется ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно частями 6,7 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату.
Порядок получения сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге установлен Административным регламента Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге (подсистеме "Информационная система обеспечения градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью"), утвержден Распоряжением Комитета от 22.04.2016 N 1-н.
Согласно пункту 2.11 Административного регламента за предоставление государственной услуги взимается плата, максимальный размер которой в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности":
- за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, - в размере 1000 рублей;
- за предоставление копии одного документа, содержащегося в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, - в размере 100 рублей.
Поскольку в виду последующей отмены распоряжения Комитета от 25.08.2016 N 210-944, которым утвержден градостроительный план Участка N RU78115000-24540, Учреждение будет вынуждено вновь обратиться в Комитет за получением государственной услуги, и понести дополнительные расходы - уплатить государственную пошлину, вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав Учреждения, отсутствии препятствий для осуществления градостроительной деятельности неправомерен.
Судом первой инстанции так же не дана правовая оценка действиям Комитета на предмет их соответствия закону и иным нормативным правовым актам.
По смыслу статей 41, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, градостроительный план земельного участка является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.
В силу части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
В соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в решении от 14.05.2012 N АКПИ12-290, подготовка и выдача градостроительного плана земельного осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Из системного толкования указанных норм, следует, что с заявлением о выдаче градостроительного плана вправе обратиться собственник, пользователь либо иное заинтересованное лицо и уполномоченный орган обязан подготовить и выдать градостроительный план земельного на основании такого заявления.
При этом, возможность отмены ранее выданного градостроительного плана Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена, Административный регламент также не устанавливает такого правила.
Положение о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679, не содержит полномочия Комитета отменять ранее принятые акты.
Таким образом, решение Комитета, выраженное в п. 4 распоряжения Комитета N 210-999 от 30.08.2016, не соответствуют закону и нормативным правовым актам, регламентирующим порядок деятельности Комитета.
Суд отклоняет доводы Комитета о применении к рассматриваемым отношениям позиции, выраженной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 13-П. Градостроительный план земельного участка не является актом, устанавливающим характеристики, предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, а только воспроизводит те из них, которые определены в правилах землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания квартала в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Кроме того, различия в сведениях, указанных в отношении Участка в градостроительном плане N RU78115000-25140 и N RU78115000-24540 отсутствуют, что исключает наличие требующей устранения коллизии.
В виду изложенного, суд не находит оснований для отмены распоряжения Комитета от 25.08.2016 N 210-944 об утверждении градостроительного плана Участка N RU78115000-24540.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы Заявителя о том, что последующая отмена Распоряжения N 210-994 от 25.08.2016 Комитетом была бы возможна в порядке самоконтроля в случае его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту. Однако нарушений действующего законодательства при принятии указанного распоряжения судом не установлено. Принятое Комитетом решение так же создает предпосылки для ситуации, при которой действующий на сегодняшний момент градостроительный план также будет отменен, что создаст препятствие для заявителя при разработке проектной документации и к невозможности получения разрешения на строительство.
Таким образом, заявленные требования Учреждения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2017 по делу N А56-74873/2016 отменить.
Признать незаконным пункт 4 Распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга N 210-999 от 30.08.2016, которым признано утратившим силу Распоряжение N 210-944 от 25.08.2016 "Об утверждении градостроительного плана N RU78115000-24540 земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Петровская коса, д.9, кадастровый номер: 78:07:0321201:1".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74873/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2017 г. N Ф07-7860/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Частное учреждение ЛФП И ФНПР "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ РЕЧНОЙ ЯХТ-КЛУБ ПРОФСОЮЗОВ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ