Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 2017 г. N Ф10-2375/17 настоящее постановление оставлено без изменения
06 апреля 2017 г. |
Дело N А84-3677/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 апреля 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень": Булыгин Е.Н. по доверенности N б/н от 03.04.2017, Бабаев Д.Ю. по доверенности N б/н от 16.02.2017,
иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно,
рассмотрев повторно в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 января 2017 года по делу N А84-3677/2016 (судья Минько О.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень" (улица Терещенко, д. 14 А, город Севастополь, 299011, ИНН 9204018891, КПП 920401001, ОГРН 1149204039786)
к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (улица Ленина, д. 2, город Севастополь, 299011, ИНН 9204002997, КПП 920401001, ОГРН 1149204005598)
с участием заинтересованных лиц:
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2)
ФКГУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (299003, г. Севастополь, ул. Гидрографическая, д. 1-В)
о признании незаконными решения и обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень" (далее - ООО ПОРСП "Красный Камень", общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, а именно: об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:281, площадью 220,4 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 25.08.2016 года N 91/001/065/2016-592; об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:286, площадью 17,5 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 25.08.2016 года N 91/001/065/2016-595; об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:280, площадью 24,5 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 года N 91/001/065/2016-591; об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:282, площадью 67,0 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 года N 91/001/065/2016-593; об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:283, площадью 48,3 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 года N 91/001/065/2016-594; об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:288, площадью 16,2 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 года N 91/001/065/2016-616; об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:289, площадью 7,0 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 года N 91/001/065/2016-617; об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:290, площадью 19,4 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 года N 91/001/065/2016-618; об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:291, площадью 87,0 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 года N 91/001/065/2016-619; об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:01:043001:292, площадью 2,9 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 года N 91/001/065/2016-620; об отказе в государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н, кадастровый (условный) номер 91:03:001005:1063, площадью 2,8 кв.м., изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.08.2016 года N 91/001/065/2016-621. Об обязании Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя зарегистрировать в трехдневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по данному заявлению право собственности Общества с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень" на объекты недвижимого имущества, расположенное по адресу: города Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом б/н.
19.10.2016 определением Арбитражного суда города Севастополя привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ФКГУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25 января 2017 года в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень", отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не проверил законность обжалуемых решений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на предмет их соответствия требованиям статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что повлекло принятие незаконного решения. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что имущество заявителя было передано в собственность иных лиц и зарегистрировано по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ; вывод суда первой инстанции, что в рассматриваемом деле имеет место спор о праве не соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, а также действующему законодательству Российской Федерации.
27.02.2017 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень" принята к производству; назначено судебное заседание на 03.04.2017.
В судебном заседании 03.04.2017 представители Общества с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень" поддержали апелляционную жалобу, просят ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебное заседание, назначенное на 03.04.2017 Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ФКГУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки в суд не сообщили.
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно договору купли-продажи от 28.04.2005, заключенного между Общественной организацией "Всеармейское военно-охотничье общество" (Продавец) и Обществом с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" (Покупатель) (зарегистрированный под N 2071 от 28.04.2005), продавец - Общественная организация "Всеармейское военно-охотничье общество" продало, а покупатель - Общество с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" купило здания, строения и сооружения охотничьей станции "Красный камень", расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, дом N б/н (т.1,л. 88).
На основании Акта приема-передачи здания, строений и сооружений охотничьей станции "Красный камень" от 29.04.2005 заявителю передано имущество, проданное 28.04.2005, а именно: основное здание (дом отдыха) лит. "А", с пристройками лит. "а", "а1", "а2" и "а3", семь сараев лит. "Б", "В", "Г", "Д", "Е", "Ж", и "З", уборная лит. "И", сауна лит. "К", два навеса лит. "Л" и "М", погреб лит. "Н", ограждение. (т.1, л. 126).
08.12.2005 распоряжением Севастопольской городской государственной администрации N 1670-р "О передаче в аренду земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" на 8-км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое для обслуживания и эксплуатации зданий и сооружений охотничьей станции "Красный камень" прекращено ОО "Всеармейское охотничье общество" право постоянного пользования земельным участком площадью 1,1486 га на 8-км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое для обслуживания и эксплуатации зданий и сооружений охотничьей станции "Красный камень".
Передано ООО "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" в аренду на 25 лет земельный участок площадью 1,1486 га на 8-км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое для обслуживания и эксплуатации зданий и сооружений охотничьей станции "Красный камень" с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки вне границ населенных пунктов. (т.2, л. 57).
25.05.2006 распоряжением Севастопольской городской государственной администрации N 615-р "О внесении изменений в распоряжение городской госадминистрации от 8 декабря 2005 года N 1670-р "О передаче в аренду земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" на 8-км автодороги Голобинка-Передовое-Широкое для обслуживания и эксплуатации зданий и сооружений охотничьей станции "Красный камень" внесены изменения в распоряжение городской госадминистрации от 8 декабря 2005 года N 1670-р, изложен пункт 2 распоряжения в новой редакции: "Передать обществу с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" в аренду на 25 лет земельный участок площадью 1,1486 га, расположенный на 8-км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое для обслуживания и эксплуатации зданий и сооружений охотничьей станции "Красный камень" с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения (т.2, л. 52).
27.12.2006 между Севастопольской городской государственной администрацией (Арендодатель) и ООО "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный камень" (Арендатор) заключен договор аренды земли N 00128. (т.2, л. 59-63).
Согласно пункту 1.1. договора, Арендодатель передает, а арендатор принимает в срочной платное пользование земельный участок рекреационного назначения с кадастровым номером 8536300000:53:001:0002 для обслуживания и эксплуатации строений и сооружений охотничьей станции "Красный камень", расположенное за переделами населенных пунктов по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое.
В аренду передается земельный участок общей площадью 1,1486 га земли рекреационного назначения (пункт 2.1. договора). Договор заключен сроком на 25 лет (пункт 3.1. договора).
Данный договор зарегистрирован в Севастопольском городском филиале ГП "Центр Государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" 27.12.2006 под N 040665800128.
На основании Акта приема-передачи земельного участка от 20.12.2006 заявителю передан земельный участок площадью 1,1486 га. (т.2, л. 64).
Севреестром 26.08.2016 вынесены сообщения об отказе в государственной регистрации на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя:
- N 91/001/065/2016-591;
- N 91/001/065/2016-592;
- N 91/001/065/2016-593;
- N 91/001/065/2016-594;
- N 91/001/065/2016-595;
- N 91/001/065/2016-616;
- N 91/001/065/2016-617;
- N 91/001/065/2016-618;
- N 91/001/065/2016-619;
- N 91/001/065/2016-620;
- N 91/001/065/2016-621.
Основанием для принятия указанных решений послужили полученные управлением ответы ФГКУ "Крымское ТУИО", согласно которым -здания и сооружения охотничьей станции "Красный камень" являются имущественным комплексом военного городка N Б-75. Ранее вышеназванный военный городок использовался в интересах Министерства обороны Российской Федерации. По итогам совещания, 17.03.2016 вопрос передачи в федеральную собственность военных городков согласован для использования в интересах развития города федерального значения Севастополя. Согласно сведениям предоставленным Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в отношении вышеуказанных объектов недвижимого имущества ведется работа по включению в Реестр собственности города Севастополя. Наличие указанных данных препятствует проведению государственной регистрации прав на вышеуказанные объекты недвижимости.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых - действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом в соответствии со статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения его прав и законных интересов, возлагается на заявителя.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 6-ФЗК.
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Федеральным конституционным законом от 23.06.2016 N 5-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" внесены в часть 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ изменения, заменены слова "До 1 января 2017 года" словами "До 1 января 2019 года".
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст.1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ратифицирован ФЗ от 30.03.1998 N 54-ФЗ) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Таким образом, и вышеуказанными нормативно-правовыми актами и вышеуказанным Протоколом N 1 Конвенции предусмотрена возможность принудительного лишения имущества в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Законом города Севастополя от 23.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" (далее - Закон N 3-ЗС) установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя".
Согласно пункту 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Статьей 1 Закона N 3-ЗС установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Таким образом, земли, находившиеся в государственной собственности Украины стали государственной собственностью города Севастополь.
Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС, права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности.
К правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 7 Закона N 46-ЗС).
Порядок регистрации ранее возникших прав (обременений прав) закреплен в статье 7 Закона N 46-ЗС.
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (части 1,2 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
В силу положений статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора и документов, необходимых для ее проведения. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона N 122-ФЗ.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права, в том числе, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
На основании изложенных нормативных правовых актов, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что Закон о регистрации не устанавливает в качестве требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, наличие документов о снятии ограничений (обременений) прав на объекты недвижимости, расположенные на территории города Севастополя, установленные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
На основании пункта 4 статьи 7 Закона Севастополя от 25.07.2014 46 -ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом регистрации на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновением права ограничения (обременения) права, и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию права до вступления в силу Федерального закона в соответствии с раннее действовавшими актами.
Частью 1 статьи 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу положений статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 34 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя" установлено, что Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.
Правительство организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти (подпункт 2 пункта 1 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя").
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 19 марта 2014 года N 6-П, признавая само по себе наличие переходного периода необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, пришел к выводу, что конституционные требования о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15, часть 2) - в силу прямого действия Конституции Российской Федерации - в любом случае применимы в качестве общего правила, а разрешение возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.
Правительством Севастополя 16.06.2015 N 521-ПП принято постановление, в соответствии с которым утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции (далее - Положение), признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя 17.03.2015 N188-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя".
Пунктами 4.2, 4.21 Положения предусмотрено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; ведет Реестр собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" (далее - Закон N 56-ЗС) государственное имущество города Севастополя (объекты собственности города Севастополя) - вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том формационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 56-ЗС установлено, что от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Решением, оформленным в виде протокола совещания по передаче в федеральную собственность военных городков, расположенных на территории Крымского федерального округа от 29.04.2016, в присутствии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Белавенцева О.Е., заместителя Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Водорезова Н.Г., главного федерального инспектора в Республике Крым Егорова А.М., главного федерального инспектора по городу Севастополю Шишкина А.Н., главы республики Крым Аксенова С.В., губернатора города Севастополя Меняйло С.И., председателя комитета по имущественным и земельным отношениям Государственного Совета Республики Крым Добрыня Е.А., Министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Анюхиной А.В., директора Департамента по земельным и имущественным отношениям города Севастополя Свечникова А.В., определена передача в федеральную собственность военных городков для использования в интересах развития города федерального значения Севастополя, в том числе: военный городок N Б-75, расположенный по адресу: г. Севастополь, Терновское лесничество, охотничья станция "Красный камень". Пунктом р) указанного решения Правительству города Севастополя определено издать распоряжение о передаче военных городков в федеральную собственность с учетом пунктов настоящего протокола, а также подготовить соответствующий акт приема-передачи недвижимого имущества (т.2, л. 80).
Во исполнение указанного решения, оформленного в виде протокола совещания по передаче в федеральную собственность военных городков, расположенных на территории Крымского федерального округа от 29.04.2016, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя проводится соответствующая работа.
25.10.2016 за исх. N 13817 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлено письмо на имя начальника ГКУ "Фонд государственного имущества" Ковалева Е.В. о необходимости в срок до 03.11.2016 проведения инвентаризации имущественных комплексов военных городков. Акты инвентаризации имущества, схему размещения и использования нежилых помещений объектов необходимо направить в адрес Управления имущественных отношений Департамента (т.2, л. 81).
27.10.2016 за исх. N 14025 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлено письмо на имя начальника ФГКУ "Крымского территориального управления имущественных отношений" Минобороны России Токарчуку В.В. о направлении информации, в целях контроля за использованием государственного имущества, и осуществления процедуры включения объектов в Реестр собственности города Севастополя имущественных комплексов военных городков, об объектах недвижимости по форме N 400 и земельных участках, в том числе: военный городок N Б-75, Терновское лесничество, охотничья станция "Красный камень" (земельный участок площадью 1,1486 га и 4 объекта) (т.2, л. 82).
Таким образом, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации, органами государственной власти проводится работа по инвентаризации государственного имущества, в том числе военного городка N Б-75.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что Севреестр действовал в пределах своих полномочиях и принял решения об отказе в государственной регистрации на основании ответов предоставленных из уполномоченных органов. В связи с чем довод о том, что обжалуемые сообщения является незаконными, несостоятелен.
Кроме того, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в отзыве на заявление указано, что в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 31.10.2014 N 388 "О включении имущества в собственность города Севастополя" имущество, расположенное по адресу: г. Севастополь, Терновское лесничество, охотничья станция "Красный Камень" площадью 1,1486 га является собственностью города федерального значения Севастополя (т.2,л. 43-44).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная защита нарушенных гражданских прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Таким образом, несмотря на то, что обращающееся в суд лицо свободно в выборе способа защиты, тем не менее, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Вместе с тем лицо, осуществляя принадлежащее ему право, самостоятельно несет негативные последствия неверного выбора способа защиты своего права, не соответствующего его реальным интересам. Кроме того, обеспечение восстановления нарушенного права является необходимым условием применения того или иного способа защиты.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку требования о признании недействительным ненормативного правового акта не направлены на восстановление нарушенного права заявителя и удовлетворение таких требований не влечет восстановления права на спорное имущество.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что избрание заявителем ненадлежащего и не соответствующего характеру возникшего между сторонами правоотношения способа защиты влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно абзаца четвертого пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 56 постановления N 10/22, зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено абзацем 2 статьи 12 ГК РФ. Признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие у истца с ответчиком спора о праве.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 по делу N А83-1071/2015, от 25.02.2016 N 310-КГ15-19878 и Постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2016 по делу N А83-1776/2015, от 25.05.2016 по делу N А83-1709/2015.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности заявителем нарушения его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями регистрирующего органа.
Суд первой инстанции сделал верный вывод о том, при недоказанности заявителем одного из обязательных условий - нарушение его прав и законных интересов, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень" требований о признании незаконными сообщений Севреестра об отказе в государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований об устранении допущенных прав и законных интересов заявителя путем возложения на Севреестр обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя на вышеуказанное имущество, расположенное по адресу: г. Севастополь, 8 км автодороги Голубинка-Передовое-Широкое, д. N б/н.
Отсутствие нарушенных прав или законных интересов заявителя оспариваемыми действиями регистрирующего органа в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции относительно отсутствия нарушенного права заявителя, которое подлежало защите в настоящем деле, что являлось самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявления.
Судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не могут служить основанием для отмены принятого судебного решения.
С учетом изложенного апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Общество с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень".
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 января 2017 года по делу N А84-3677/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3677/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 2017 г. N Ф10-2375/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Производственное охотничье-рыболовное специализированное предприятие "Красный Камень"
Третье лицо: город федерального значения Севастополь в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2375/17
03.08.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-357/17
13.07.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-357/17
06.04.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-357/17
25.01.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3677/16