Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2017 г. N Ф06-23872/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
05 июня 2017 г. |
Дело N А65-550/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
индивидуальный предприниматель Азмитова Е.Ю. - не явилась, извещена,
от муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещен,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2017 года апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2017 года по делу N А65-550/2017 (судья Хасанов А.Р.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Азмитовой Екатерины Юрьевны (ОГРН 304165509700044, ИНН 166003600801), Республика Татарстан, г.Казань, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г.Казань, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Азмитова Екатерина Юрьевна (далее - ИП Азмитова Е.Ю., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", комитет земельных и имущественных отношений, заинтересованное лицо), выразившегося в уклонении от заключения с ИП Азмитовой Е.Ю. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:100504:19, расположенного по адресу: г.Казань, Московский район, ул.Солдатская, 8, как не соответствующее требованиям действующего законодательства, об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" устранить допущенные нарушения прав ИП Азмитовы Е.Ю. путем осуществления действий, связанных с подготовкой и направлением проекта договора аренды земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в установленный срок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены исполнительный комитет муниципального образования города Казани, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2017 года заявление удовлетворено, бездействие МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", выразившееся в уклонении от заключения с ИП Азмитовой Е.Ю. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:100504:19, расположенного по адресу: г.Казань, ул.Солдатская, 8, признано незаконным, как не соответствующее требованиям действующего законодательства. На МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращения заявителя о предоставлении в аренду земельного и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный срок.
В апелляционной жалобе МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" просит решение суда отменить и принять новый судебный, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие бездействие с его стороны, поскольку заявление предпринимателя в отношении земельного участка комитетом фактически было рассмотрено, проведена соответствующая работа по подготовке проекта договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, на обращение предпринимателя был дан ответ, изложенный в письме исх.N 583/КЗИО-ИСХ/ОГ от 03.02.2017.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником нежилых помещений, а именно: N 3 нежилое, площадь 92,8 кв.м, этаж 3, объект N 1 часть N 13 доля в праве 1/3 на основании свидетельства ААХ 0473864 от 28 марта 2006 года; NN 4, 41-48 назначение нежилое, площадь 185,2 кв.м, этаж 3, доля в праве 1/3 на основании свидетельства 16 ТА 465513 от 25 ноября 2004 года; NN27-30, 34, 49-57 назначение нежилое, площадь 120,8 кв.м, этаж 3, доля в праве 1/3 на основании свидетельства 16 ТА 509489 от 19 января 2005 года, расположенных в административном здании по адресу: г.Казань, ул.Солдатская, 8, на земельном участке, кадастровый номер 16:50:100504:19, общей площадью 4560 кв.м.
Заявитель 06.12.2016 обратился в МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:100504:19, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Московский район, ул. Солдатская, 8, площадью 4560 кв.м, в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно сведениям с официального сайта почта России (https://www.pochta.ru/ tracking) обращение было получено МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" 08.12.2016.
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" заявителю не ответило.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" является муниципальным органом города Казани Республики Татарстан по рассмотрению обращений о предоставлении земельного участка и принятия решений по ним.
Частями 1, 4 ст. 20 Земельного кодекса Республики Татарстан (далее - ЗК РТ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Татарстан; земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В порядке ч.3 ст.30 ЗК РТ органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч.1, 2 ст.31 ЗК РТ граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются ЗК РФ. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Причем, как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", выбор права аренды или собственности принадлежит правообладателю.
Как указано заявителем, на земельном участке находится здание, часть помещений принадлежат заявителю на праве собственности (свидетельства о государственной регистрации права представлены в дело). Единственным бесспорным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Из представленного МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" письма от 02.02.2017 следует, что им был дан ответ о том, что проект договора подготовлен, однако он проходит согласование в установленном порядке, о возможности подписания заявитель будет уведомлен дополнительно.
Между тем, поскольку заявление поступило в адрес комитета земельных и имущественных отношений 08.12.2016, ответ на момент обращения заявителя в суд не направлен (по истечении 30 дней), а был подготовлен после обращения заявителя в суд, письмо заявителя надлежащим образом в установленном порядке и срок не рассмотрено. В этой связи суд первой инстанции посчитал доказанным факт бездействия со стороны комитета земельных и имущественных отношений.
С учетом вышеизложенного доводы заинтересованного лица об отсутствии с его стороны бездействия в предоставлении земельного участка в установленный срок и о направлении заявителю ответа N 582/КЗИО-ИСХ/ОГ от 03.02.2017 судом не приняты. При этом не представлены надлежащие доказательства направления указанного ответа в адрес заявителя.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заявитель представил в комитет земельных и имущественных отношений пакет документов, предусмотренный законодательством, а ответчик не представил доказательства принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка на праве аренды в нарушение требований ЗК РФ в установленный срок.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 АПК РФ о задачах судопроизводства не могут подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. В случае признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным или оспариваемых действий (бездействия) незаконным в решении суда должно быть указание на обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
В случае последующего несогласия с совершенными органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом действиями во исполнение решения суда заявитель вправе обжаловать эти действия.
В рассматриваемом случае имеет место неправомерное бездействие в виде незаключения договора аренды земельного участка.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным, на что указано в п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства".
Соответственно суд первой инстанции исходил из того, что со стороны заинтересованного лица было допущено бездействие, выразившееся в незаключении договора аренды земельного участка.
Поскольку обращение заявителя комитет земельных и имущественных отношений по существу не рассмотрено, это ущемляет право заявителя на разрешение вопроса о приобретении данного земельного участка в аренду, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем относительно предмета заявления об устранении прав и законных интересов заявителя суд не связан с предметом по данному требованию, поскольку данное требование является дополнительным в порядке главы 24 АПК РФ, суд самостоятельно в данном случае определяет порядок устранения допущенных прав.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем обязания заинтересованного лица рассмотреть по существу обращение заявителя о предоставлении в аренду земельного участка, принять и направить мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный срок.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны комитета земельных и имущественных отношений отклоняются, поскольку не соответствуют материалам дела. Заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка комитетом земельных и имущественных отношений в установленный законодательством срок не было рассмотрено. Доказательств принятия решения о заключении договора аренды земельного участка или об отказе в его заключении заинтересованным лицом не представлено.
Ссылка на то, что на обращение предпринимателя был дан ответ, изложенный в письме исх.N 583/КЗИО-ИСХ/ОГ от 03.02.2017, несостоятельна, так как в данном ответе заявление предпринимателя по существу не было рассмотрено. Кроме того, данное письмо было подготовлено и направлено в адрес предпринимателя только после обращения ИП Азмитовой Е.Ю. в суд.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 14 марта 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2017 года по делу N А65-550/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-550/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 ноября 2017 г. N Ф06-26850/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Азмитова Екатерина Юрьевна, г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г.Казань, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Татарстан", г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26850/17
30.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11266/17
28.08.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23872/17
05.06.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6203/17
14.03.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-550/17