Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Заявка на участие субъекта Российской Федерации в государственной
(итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных
учреждений по русскому языку в новой форме
1. Субъект Российской Федерации ____________________________________
2. Способ получения текстов экзаменационных работ:
электронная версия; тираж (подчеркнуть).
Для обеспечения выпускников текстами экзаменационных работ на
письменном экзамене по русскому языку предлагаются следующие способы:
- заказ в Минобрнауки России на тиражирование экзаменационных работ
(по числу учащихся) с последующим вывозом его в регион;
- самостоятельное тиражирование текстов экзаменационных работ (для
каждого выпускника), полученных в электронной версии.
Заявка об участии в письменном экзамене по русскому языку
Название региона (или муниципа- литета) |
Количество общеобразователь- ных учреждений в регионе |
Количество IX классов общеобразовательных учреждений |
Число учащихся IX классов |
|||
всего | участвующих в экзамене |
всего | участвующих в экзамене |
всего | участвующих в экзамене |
|
Спецификация экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2005 год
(утв. Руководителем Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ 22 марта 2005 г.)
1. Назначение экзаменационной работы - оценить подготовку выпускников IX классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19.05.1998 N 1236).
2. Обязательный минимум содержания образования: новое содержание образования. Русский (родной) язык. Общеобразовательный уровень. - М.: Просвещение, 2001.
3. Примерные программы основного общего образования. - М.: Дрофа, 1999.
3. Общая характеристика содержания экзаменационной работы.
Содержание экзаменационной работы соответствует Обязательному минимуму содержания образования по русскому языку. Вместе с тем при разработке экзаменационных заданий учитывались тенденции новых образовательных стандартов*(1), связанные с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку.
4. Общая характеристика структуры экзаменационной работы.
Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся.
Часть 1 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (изложение), проверяющее умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.
Часть 2 содержит задания с выбором ответа, проверяющие умения извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, определять средства ее языкового выражения, а также принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи, что готовит учащихся к выполнению задания с развернутым ответом части 3.
Часть 3 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прослушанного и прочитанного текстов.
Первая часть - подробное изложение текста*(2). Вторая часть работы - анализ печатного текста и сопоставление его с текстом изложения, выполнение тестовых заданий. Третья часть экзаменационной работы - написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.
5. Процедура проведения экзаменационной работы.
Сначала ученики прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста ученики подробно его пересказывают. Затем знакомятся с текстом для анализа, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Учащимся предлагается извлечь информацию из прослушанного и прочитанного текстов, сопоставив ее. После самостоятельного прочтения предложенного текста учащиеся выполняют 4 тестовые задания. Затем ученики приступают к написанию небольшого по объему сочинения на основе извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов информации.
6. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы.
N п/п |
Части работы |
Число зада- ний |
Максималь- ный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 32 баллам |
Тип заданий |
1 | Часть 1 | 1 | 8 | 25% | Задание с развернутым ответом |
2 | Часть 2 | 4 | 4 | 12,5% | Задания с выбором ответа |
3 | Часть 3 | 1 | 11 | 34,5% | Задание с развернутым ответом |
4 | Практичес- кая грамот- ность (по всей работе) |
9 | 28% | ||
Итого | 6 | 32 | (100%) |
7. Блоки содержания и основные умения, подлежащие проверке в экзаменационной работе.
В дальнейшем при переходе к новой системе итоговой аттестации варианты экзаменационной работы в совокупности должны покрывать весь объем содержания обучения русскому языку в основной общеобразовательной школе. С целью эксперимента в текущем году подлежат проверке элементы следующих блоков Обязательного минимума содержания образования:
- речь: аудирование;
- речь: чтение;
- речь: письмо;
- речь: текст;
- развитие речи: изложение;
- развитие речи: сочинение;
- нормативность речи;
- языковые и речевые средства выразительности;
- лексика и фразеология;
- морфемика и словообразование;
- морфология;
- синтаксис;
- орфография;
- пунктуация.
Экзаменационная работа по русскому языку позволяет выявить сформированность ряда коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования в старшей школе на базовом или профильном уровнях, а также в системе профтехобразования, а именно:
- извлекать информацию при чтении и/или аудировании; адекватно понимать и интепретировать текст, аргументируя собственную точку зрения;
- определять тему, основную мысль исходного прослушанного или прочитанного текстов, его принадлежность к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи;
- создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;
- интерпретировать информацию, извлеченную из текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданными темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические);
- работать со справочной лингвистической литературой (словарями различных типов, справочниками и т.п.).
Ряд заданий позволяет также определить сформированность лингвистических умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования.
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Система оценивания экзаменационной работы в целом, а также отдельных ее заданий представлена в демонстрационной версии.
9. Рекомендуемое время выполнения работы.
N п/п |
Действия организатора | Действия учащихся | Рекомендуе- мое время |
1 часть работы | 80 мин. | ||
1 | Первое чтение текста | Слушание текста | 5 мин. |
Осмысление прослушанного текста |
5 мин. | ||
2 | Второе чтение текста | Слушание текста | 5 мин. |
Написание подробного изложения прочитанного текста |
65 мин. | ||
2 часть работы | 40 мин. | ||
3 | Чтение текста и решение тестовых заданий |
||
3 часть работы | |||
4 | Написание сочинения | 120 мин. |
10. Специфика проверки экзаменационной работы.
Для регионов, в которых используется технология КРОК, тестовые задания экзаменационной работы (часть 2) автоматически обрабатываются после сканирования и не требуют для их оценки привлечения лиц со специальным образованием по русскому языку. В остальных регионах тестовые задания обрабатываются специалистами по русскому языку вручную.
Результаты выполнения заданий с развернутым ответом проверяются специалистами по русскому языку (части 1 и 3), после чего сканируются.
11. Условия проведения экзамена и проверки экзаменационных работ.
Организатором в аудитории во время проведения экзаменационной работы по русскому языку должен быть учитель-словесник, не работающий в данном классе.
На экзамене учащимся разрешается пользоваться лингвистическими словарями.
Задания с развернутым ответом проверяются специалистами по русскому языку.
12. Рекомендации по подготовке к экзамену.
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать: учебники, имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации:
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2002-2004;
2) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8-9 классы. - М.: Просвещение, 2002-2004;
3) Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебники для 8 и 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002, 2004;
4) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004; Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004;
5) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык 5-9 классы/Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2003.
Руководитель |
В.А. Болотов |
------------------------------
*(1) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ от 05.03.2004 N 1089).
*(2) Тексты для подробных изложений отобраны из учебного пособия "Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс" (авт. - сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. - М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2005 г. N 03-1903... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.