Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2017 г. N 16АП-1705/17
г. Ессентуки |
30 мая 2017 г. | Дело N А63-15305/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А, Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савченко И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Морозова Максима Юрьевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.03.2017 по делу N А63-15305/2016 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в г. Ессентуки,
к индивидуальному предпринимателю Морозову Максиму Юрьевичу (ОГРН 316265100073218),
о привлечении к административной ответственности,
третье лицо - Степанов А.Э.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
решением от 09.03.2017, принятым по территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в г. Ессентуки (далее - заявитель, административный орган), Арбитражный суд Ставропольского края привлек ИП Морозова Максима Юрьевича (далее - заинтересованное лицо, предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей. Суд указал на наличие события вменяемого правонарушения и доказанность его совершения предпринимателем.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что внеплановая проверка осуществлена не законно, на основании заявления не позволяющего установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомивших суд о возможности такого рассмотрения.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10 ноября 2016 года должностным лицомуправления проведено административное расследование в отношении ИП Морозова М.Ю., по адресу: г. Ессентуки, ул. Маркова, 76, в результате которого выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. Проверкой установлено, что на предприятии общественного питания "Гранд-Гиро" в холодильниках, установленных в производственном помещении, нарушаются условия хранения продуктов питания, выразившееся в несоблюдении товарного соседства (огурцы, свежее мясо, майонез, сосиски, мясо птицы, списанные продукты питания). Имеет место совместное хранение списанных продуктов питания (не подлежащих приготовлению) и доброкачественных продуктов питания в холодильных прилавках. Отсутствует маркировка продуктов питания, в соответствии с законодательством Российской Федерации с необходимой информацией о производителе, сроках и условиях хранения. Хранение продовольственного сырья, используемое для производство, готовой продукции, осуществляется в условиях не обеспечивающих предотвращение порчи и защиту от загрязняющих веществ (ТР ТС 021/2011 ст. 13 п.4). Работники, допущенные к приготовлению и реализации продуктов питания, не охвачены прохождением медицинского осмотра. Не представлены личные медицинские книжки.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 10.11.2016.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, 21.11.2016 в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 695.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 202 АПК РФ управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 1 статьи 14.43 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение продавцом обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации.
Часть 2 статьи 14.43 Кодекса предусматривает ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Таким образом, часть 2 статьи 14.43 Кодекса содержит квалифицирующий признак административного правонарушения в виде наступления неблагоприятных последствий либо угрозы их наступления.
Объективная сторона вмененного административным органом правонарушения заключается в нарушении продавцом обязательных требований к продукции и к процессам ее хранения, реализации, создавшем угрозу причинения вреда здоровью граждан.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулирует Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 29-ФЗ под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Статьей 10 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе - сведения об основных потребительских свойствах товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 названного Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
На выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки распространяется действие Технического регламента ТР ТС 022/2011, который устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
Согласно пункту 9 статьи 17 Технического регламента ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
В силу статьи 2 Технического регламента ТР ТС 022/2011, маркировка пищевой продукции - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
В соответствии с пунктом 13 Технического регламента ТР ТС 022/2011 в случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.
Пунктом 10 статьи 17 Технического регламента ТР ТС 021/2011 установлено, что работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Как следует из материалов дела и не отрицается самим Морозовым М.Ю. (протокол по делу об административном правонарушении N 695 от 21.11.2016), предприниматель нарушил условия хранения продуктов питания, условия маркировки продуктов питания, работники заинтересованного лица, допущенные к приготовлению и реализации продуктов питания, не охвачены прохождением медицинского осмотра, не имеют медицинских книжек.
Таким образом, наличие в действиях предпринимателя объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, является доказанной.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемом случае вина и факт совершения предпринимателем административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Таким образом, в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Несостоятельны доводы предпринимателя о том, что внеплановая проверка проведенная осуществлена не законно, на основании заявления не позволяющего установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, ввиду следующего.
Как видно из материалов дела внеплановая проверка в отношении заявителя не проводилась, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в отношении ИП Морозова М.Ю. было проведено административное расследование.
Требования части 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на административные расследования, не распространяются.
Суд обоснованно пришел к выводу, что событие административного правонарушения, а также факт его совершения заинтересованным лицом подтверждаются материалами дела, в связи с чем правомерно удовлетворил требования заявителя, назначив минимальный размер административного штрафа, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами и не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.03.2017 по делу N А63-15305/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий | М.У. Семенов |
Судьи | Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-68098/2016
Истец: ООО "АЛЬФА-СТРОЙ"
Ответчик: ООО "СТРОЙ-ЛИДЕР"
Третье лицо: ЗАО "ГЕНЕРАЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ "ЦЕНТР"
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7224/19
22.02.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-68098/16
24.10.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17162/18
06.08.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8063/18
21.03.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-68098/16
19.10.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14449/17
17.08.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-68098/16
22.11.2016 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-68098/16