Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2017 г. N Ф10-3912/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
5 июня 2017 г. |
Дело N А62-8701/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.06.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Назарян Г.А., при участии в судебном заседании представителей от заявителя: Симоненковой Е.П. (доверенность от 15.01.2017, паспорт), от заинтересованного лица: Ященко Е.С. (доверенность от 14.04.2016, паспорт), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Смоленской области, апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.03.2017 по делу N А62-8701/2016, принятое по исковому заявлению Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (г. Смоленск, ОГРН 1106732005357; ИНН 6732005424) к индивидуальному предпринимателю Шкундиной Юлии Николаевне (Смоленская область, Шумячский район, с. Первомайский, ОГРН 313673331700062; ИНН 672000756465) о взыскании субсидии в сумме 165 138 рублей 03 копеек, в том числе: в областной бюджет 77 356 рублей 20 копеек, в федеральный бюджет 87 781 рубля 83 копеек, установил следующее.
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (далее - истец, департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Шкундиной Юлии Николаевне (далее - ответчик, ИП Шкундина Ю.Н., предприниматель) о взыскании субсидии в сумме 165 138,03 рубля, в том числе: в областной бюджет 77 356,20 рубля, в федеральный бюджет 87 781,83 рубля.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.03.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судом решением департамент обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворяющий заявленные требования.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что оспариваемый судебный акт принят с нарушением норм процессуального права. Настаивает, что денежные средства, полученные в качестве субсидии, предприниматель потратила неэффективно, согласованные показатели не достигнуты, что является основанием для возврата денежных средств.
Предприниматель в представленном отзыве по доводам жалобы возражала, просила оставить оспариваемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Предприниматель указывает, что недостижение ожидаемых результатов хозяйственной деятельности в качестве основания для возврата субсидии Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные позиции.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.07.2015 между ИП Шкундиной Ю.Н. и Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию был заключен Договор N 0112 о предоставлении субсидии на молоко.
В соответствии с указанным договором департамент принял на себя обязательства предоставить предпринимателю субсидию, а предприниматель - эффективно использовать ее. Целевые показатели эффективности согласованы сторонами в пункте 2.2.1 договора, т.е. предприниматель обязалась по состоянию на 01.01.2016 достичь:
- количество голов коров 100 единиц,
- удой на фуражную корову 3500 кг. молока,
- валовое производство молока 350 тонн,
- товарность молока не менее 80%,
- выход телят на 100 коров 80 голов (не менее 70 голов).
В рамках указанного договора предпринимателю было перечислено 165 138 руб. 03 коп.
Согласованные сторонами в пункте 2.2.1 договора показатели предпринимателем не были достигнуты на 01.01.2016, что явилось основанием для направления департаментом в адрес предпринимателя претензии N 0725-02 от 14.03.2016 о возврате полученных субсидий.
Поскольку данная претензия была оставлена предпринимателем без удовлетворения, департамент обратился в арбитражный суд с иском о взыскании денежных средств.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что субсидия - это безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности. На основании представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу, что предпринимателем соблюдены цели, условия и порядок предоставления субсидии. Принимая во внимание положения пункта 3.1 договора, устанавливающего условия возврата субсидии, суд первой инстанции счел, что недостижение ответчиком результатов, указанных в пункте 2.2.1 договора N 0112 от 27.07.2015, не является нарушением предоставления субсидии и само по себе не является основанием для возврата полученных денежных средств, в связи с чем обязанность по возврату субсидии не возникла.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 5 указанного закона одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 264-ФЗ одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Из пункта 1.1. договора следует, что департаментом субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 килограмм товарного молока при условии реализации молока не ниже первого сорта в целях реализации мероприятий в рамках областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 928, постановления Администрации Смоленской области от 18.04.2014 N260 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 литр (килограмм) товарного молока при условии реализации молока не ниже первого сорта".
В соответствии с Порядком предоставления субсидий в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 18.04.2014 N 260, на основании заявлений ИП Шкундиной Ю.Н. от 15.07.2015 N 01-05262, от 24.08.2015 N 01-06065, от 21.09.2015 N 01-06750 Департаментом выплачены субсидии на молоко за 2015 год в сумме 165138,03 рубля, в том числе:
- из средств федерального бюджета 87781,83 рубля (платежные поручения от 30.07.2015 N 195939, N 278676 от 08.09.2015, от 08.10.2015 N 350861, N 466563 от 27.11.2015);
- из средств областного бюджета 77356,20 рубля (платежные поручения от 28.07.2015 N 2008, от 04.09.2015 N 2225, от 07.10.2015 N 2642, от 25.11.2015 N 3592).
Получение денежных средств предпринимателем не оспаривается.
Из смысла вышеуказанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, то есть, без установления обязательства по возврату, однако данное требование не применимо в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Порядок предоставления субсидий в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в смоленской области" на 2014 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 литр (килограмм) товарного молока при условии реализации молока не ниже первого сорта утвержден постановлением Администрации Смоленской области от 18.04.2014 N 260 (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка предоставление субсидии на молоко осуществляется в целях финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей для стабилизации производства молока на территории Смоленской области.
Пунктом 15 Порядка установлено, что в случае недостижения показателей результативности, указанных в договоре о предоставлении субсидий на молоко, возврат указанных субсидий осуществляется в соответствии с условиями данного договора.
Согласно пункту 3.1. договора в случае нарушения (невыполнения) обязательств по получению и использованию субсидии, указанных в настоящем договоре, а также непредоставления документов, указанных в пункте 2.2.2., получатель субсидии осуществляет возврат данной субсидии в полном объеме в добровольном порядке.
Департаментом было установлено, что предприниматель не выполнил условия предоставления субсидий, а именно:
- поголовье молочного стада на 1 января 2016 года относительно 1 января 2015 года не увеличилось и не достигло значений обязательств, установленных в договоре - 100 голов (поголовье коров составило 60 голов);
- не увеличен удой на фуражную корову на 1 января 2016 года относительно 1 января 2015 года до 3500 кг. (фактически уменьшен на 600 кг молока);
- не было увеличено валовое производства молока на 1 января 2016 года относительно 1 января 2015 года на 272,8 тонн (фактически валовое производство молока уменьшено на 205 тонн);
- не обеспечен выход телят на 100 коров в текущем финансовом году 82 голов (не менее 70 голов), выход телят составил 60 голов.
Предприниматель указанные данные не оспаривала.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт недостижения предпринимателем целевых показателей результативности, указанных в договоре о предоставлении субсидий материалами дела подтвержден. Доказательств того, что полученные денежные средства были использованы ИП Шкундиной Ю.Н. по целевому назначению в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств наличия форс-мажорных обстоятельств, явившихся причиной недостижения согласованных в пункте 2.2.1 договора показателей.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что доказательств добровольного возврата денежных средств предпринимателем в материалы дела не представлено, судебная коллегия считает, что требование департамента о взыскании с ИП Шкундиной Ю.Н. 165 138 руб. 03 коп. подлежит удовлетворению. Решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.03.2017 по настоящему делу следует отменить.
В просительной части иска, департамент заявил требование о возврате денежных средств в сумме 165 138 руб. 03 коп., из которых 87 781 руб. 83 коп. в федеральный бюджет.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 6 этого Федерального закона N 264-ФЗ одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил одним из условий предоставления субсидий является наличие нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета субъекта Российской Федерации средств на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с критериями, указанными в пункте 5 Правил, а также показателями идентификации молока, определяемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Правовой анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются субсидии из федерального бюджета.
В рассматриваемом случае денежные средства было получены предпринимателем от департамента в рамках договора N 0112 от 27.07.2016. Поскольку обязательства предпринимателем по договору не были выполнены, денежные средства должны быть возвращены в полном объеме стороне договора, от которой они были получены, то есть департаменту, даже несмотря на отсутствие в материалах дела доказательств их нецелевого использования.
Аналогичные правовые подходы содержатся также в постановлении АС ЦО от 26.02.2015 по делу N А62-2772/2014, а также в определении ВС РФ от 19.03.2014 N 7-АПГ14-1.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение искового заявления составила 5954 руб., в соответствии с пунктом 12 указанной статьи за рассмотрение апелляционной жалобы - 3 000 руб. Учитывая, что требования департамента удовлетворены в полном объеме, государственная пошлина в сумме 8 954 руб. подлежит взысканию с предпринимателя в доход федерального бюджета в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.03.2017 по делу N А62-8701/2016 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шкундиной Юлии Николаевны в пользу Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию 165 138,03 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шкундиной Юлии Николаевны в доход федерального бюджета 8 954 руб. государственной пошлины за подачу искового заявления и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-8701/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2017 г. N Ф10-3912/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ И ПРОДОВОЛЬСТВИЮ
Ответчик: Шкундина Юлия Николаевна
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2018 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-8701/16
16.01.2018 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-8701/16
22.09.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3912/17
05.06.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2282/17
02.03.2017 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-8701/16