Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2017 г. N Ф04-3869/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
13 июня 2017 г. |
Дело N А03-9766/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Кривошеина С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованных лиц - не явились;
от третьих лиц - не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27 марта 2017 г. по делу N А03-9766/2016 (судья Синцова В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (г. Кемерово, Кемеровская область, ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935) о признании незаконным бездействия администрации Панкрушихинского района по исполнению исполнительных листов серии АС N 005141223, N 006779869, N 005127013, об обязании администрации Панкрушихинского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов, о признании незаконным бездействия Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, выраженное в неприостановлении операций по следующим счетам должника и его структурных подразделений, об обязании УФК по Алтайскому краю с даты принятия решения по настоящему делу приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Панкрушихинского района, включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения своих обязательств по исполнительным листам серии АС N 005141223, N 006779869, N 005127013,
с участием в деле третьих лиц: Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края, Комитета администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию, Комитета социальной работы администрации Панкрушихинского района Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - заявитель, Общество, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК по Алтайскому краю) и Администрации Панкрушихинского района Алтайского края (далее - Администрация района) по не исполнению решений суда по делам N А03-10915/2012 от 03.09.2012, N А03-7520/2014 от 20.06.2014, N А03-20135/2013 от 27.01.2014, об обязании Администрации Панкрушихинского района Алтайского края произвести исполнение исполнительных листов серии АС N N 005141223, серии АС N 006779869, серии АС N00512701. об обязании Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю приостановить операции по расходованию средств до исполнения решений Арбитражного суда Алтайского края по делам N А03- 10915/2012 от 03.09.2012, N А03-7520/2014 от 20.06.2014, N А03-20135/2013 от 27.01.2014 на лицевых счетах структурных подразделений Администрации Панкрушихинского района Алтайского края, в том числе, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации района, Комитета по образованию, Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям, Комитета социальной работы.
Определением суда от 24.08.2016 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края (далее - Комитет по финансам), Комитет администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию (далее - Комитет по образованию), Комитет социальной работы администрации Панкрушихинского района Алтайского края (далее - Комитет социальной работы).
Определением суда от 22.11.2016 суд принял к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ уточненное заявление о признании незаконным как несоответствующее БК РФ бездействие Администрации Панкрушихинского района по исполнению исполнительных листов серии АС N 005141223, N 006779869, N 005127013, в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, об обязании Администрации Панкрушихинского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии АС N 005141223, N 006779869, N 005127013, в порядке, установленном п. 5 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, о признании незаконным как не соответствующим Бюджетному кодексу РФ бездействие Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, выраженное в неприостановлении операций по следующим счетам должника и его структурных подразделений: Администрации Панкрушихинского района (лицевые счета N 01173018320, N 05173018320); Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края (лицевые счета N 03173000320, N 05173000320, N 08173000320); Комитета социальной работы администрации Панкрушихинского района Алтайского края (лицевые счета N 01173Ц64820, N 03173Ц64820); комитета администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию (лицевые счета N 01173018390, N 03173018390, N 05173018390), об обязании УФК по Алтайскому краю с даты принятия решения по настоящему делу приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Панкрушихинского района, включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения своих обязательств по исполнительным листам серии АС N 005141223, N 006779869, N 005127013: Администрации Панкрушихинского района (лицевые счета N 01173018320, N 05173018320); Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района Алтайского края (лицевые счета N 03173000320, N 05173000320, N 08173000320); Комитета социальной работы администрации Панкрушихинского района Алтайского края (лицевые счета N 01173Ц64820, N 03173Ц64820); комитета администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию (лицевые счета N 01173018390, N 03173018390, N 05173018390).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 27.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что УФК по Алтайскому краю, выступающее как орган, на который законом возложена обязанность по выполнению действий, направленных на приостановку осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах не только должника, но и его структурных подразделений, обязан выполнить данные действия. Также полагает, что Администрация района не представила объективные доказательства принятия всех мер, предусмотренных БК РФ. Кроме того указывает, что в случае длительного непрекращающегося уклонения от выполнения возложенных на уполномоченное лицо обязанностей бездействие следует квалифицировать как длящееся. Таким образом, право заявителя на получение всех сумм, взысканных по судебному решению, продолжает нарушаться, в том числе на дату рассмотрения настоящего спора, следовательно, срок, предусмотренный статьей 198 АПК РФ для обращения в суд за защитой нарушенного права, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" не пропущен.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
От УФК по Алтайскому краю представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление возражает против доводов апеллянта в полном объеме, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Администрации района также поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо возражает против доводов апеллянта в полном объеме, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Письменные отзывы приобщены судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ к началу судебного заседания не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 - 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решениями Арбитражного суда Алтайского края по делам N А03-10915/2012 от 03.09.2012, N А03-7520/2014 от 20.06.2014, N А03-22322/2013 от 15.01.2014 удовлетворены требования Общества к Администрации района, с последней, как муниципального заказчика по муниципальным контрактам взыскана задолженность по договорному обязательству расходы в возмещение оплаты госпошлины, также проценты на случай неисполнения судебного акта, подлежащие начислению на сумму задолженности по день фактической ее уплаты.
Исполнительный лист серии АС N 005141223 от 04.07.2014 по делу А03- 7520/2014 на взыскание с Администрации Панкрушихинского района Алтайского края задолженности в сумме 26523 руб. 32 коп. от ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" поступил 26.08.2014 и принят к исполнению на основании статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ Отделом N 27 УФК по АК должнику 28.08.2014 вручено уведомление о поступлении исполнительного документа от 28.08.2014 N УПЛ-14-4896 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В связи с неисполнением должником - Администрацией Панкрушихинского района Алтайского края требований исполнительного документа в течении 10 дней, операции на лицевом счете должника 03173018320 приостановлены с 12.09.2014 за исключением операций по исполнению исполнительных документов, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 242.5 БК РФ.
27.11.2014 в адрес взыскателя направлено Уведомление о неисполнении (требований исполнительного документа от 27.11.2014 N УНЛ-14-4897.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации, платежные документы должником не представлялись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 БК 25.04.2016 исполнительный лист возвращен взыскателю на основании заявления б/н от 15.04.2016 об отзыве исполнительного документа.
Исполнительный лист серии АС N 006779869 от 26.02.2014 по Делу А03-22322/13 на взыскание с Администрации Панкрушихинского района Алтайского края задолженности в сумме 6999011 руб. 54 коп., от ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" поступил 04.03.2014 и был принят к исполнению.
Должнику 06.03.2014 было вручено уведомление о поступлении исполнительного документа от 05.03.2014 N УПЛ-14-3793 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В связи с неисполнением должником - Администрацией Панкрушихинского района Алтайского края требований исполнительного документа в течении 10 дней операции на лицевом счете должника 03173018320 приостановлены с 24.03.2014 по настоящее время, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 242.5 БК РФ.
06.06.2014 в адрес взыскателя направлено Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 06.06.2014 N УНЛ-14-3794.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, требования исполнительного документа исполнены частично, представлено платежное поручение N 548823 от 07.08.2014 на сумму 441856 руб. 20 коп., платежное поручение N 111452 от 19.09.2014 на сумму 130763 руб. 77 коп.
Исполнительный лист серии АС N 005127013 от 09.10.2012 по делу А03- 10915/2012 на взыскание с Администрации Панкрушихинского района Алтайского края задолженности в сумме 9094499 руб. 60 коп., от ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" поступил 23.10.2012 и принят к исполнению на основании статьи 242.5 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 Кодекса Отделом N 27 должнику 24.10.2012 вручено Уведомление о поступлении исполнительного документа от 24.10.2012 N УПЛ-12-8689 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
26.10.2012 должник в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 Кодекса представил в Отдел N 27 информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
С 24.01.2013 операции по расходованию средств на лицевом счете должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) приостановлены в связи с неисполнением исполнительных документов в течение 1 месяцев со дня поступления исполнительного документа.
31.01.2013 в адрес взыскателя направлено Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 31.01.2013 N УНЛ-12-8690.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской, требования исполнены частично, о чем представлено платежное поручение N 111455 от 10.09.2014 на сумму 351398 руб. 62 коп.
Указывая на незаконность бездействия со стороны Администрации района и УФК по Алтайскому краю по надлежащему исполнению норм БК РФ, при исполнении исполнительных листов Арбитражного суда Алтайского края серии АС N 005141223, N 006779869, N 005127013, взыскателем по которым является ОАО "УК "Куздассразрезуголь", Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, рассмотрев представленные доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ N О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) установлено, что данный федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий, предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях от 08.06.2010 по делу N 401/10 и от 01.11.2011 по делу N 7608/11, органы Федерального казначейства наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении финансовых обязательств бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.1 БК РФ).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно пункту 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Из решений Арбитражного суда Алтайского края по делам N А03- 10915/2012 от 03.09.2012, N А03-7520/2014 от 20.06.2014, N А03-22322/2013 от 15.01.2014 усматривается, что названными актами рассмотрены по существу требования Общества к Администрации района, с последней, как муниципального заказчика по муниципальным контрактам и солидарного ответчика взыскана задолженность за поставленный получателям по муниципальным контрактам, но не оплаченный уголь, также проценты на случай неисполнения судебного акта, подлежащие начислению на сумму задолженности по день фактической ее уплаты.
Представленные в материалы дела исполнительные листы, выданные по названным выше решениям суда, содержат наименование должника - Администрация района. Заявитель не отрицает, что в данном случае Администрация выступала в споре ответчиком как муниципальное казенное учреждение.
Материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнут тот факт, что установленный БК РФ порядок исполнения судебного акта произведен УФК по Алтайскому краю в установленный срок, в том числе и приостановление операций по счетам должника.
Апеллянт в жалобе указывает, что УФК по Алтайскому краю, выступающий как орган, на который законом возложена обязанность по выполнению действий, направленных на приостановку осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах не только должника, но и его структурных подразделений, обязан выполнить данные действия.
Данные довода заявителя отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федеральным казначейством" (далее - Порядок N 24н) на обособленное подразделение получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, указанное в их учредительных документах, действующее на основании утвержденного получателем бюджетных средств (получателем бюджетных средств, осуществляющим операции со средствами во временном распоряжении, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета) положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств (получателя бюджетных средств, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета), и обязанностью ведения бюджетного учета (далее - обособленное подразделение), распространяются, соответственно, положения настоящего
В силу пункта 2.2. Порядок N 24н обособленным подразделением получателя бюджетных средств признается указанное в его учредительных документах подразделение, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств и обязанностью ведения бюджетного учета. Такое обособленное подразделение не является участником бюджетного процесса. Именно на счетах таких обособленных подразделений в контексте статьи 242.5 БК РФ казначейство может приостанавливать операции по лицевому счету, поскольку приостановлению подлежат операции по тем лицевым счетам, которые открыты должнику как получателю средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно Положениям о Комитет по финансам, Комитет по образованию и Комитет социальной работы, каждый из них имеет статус юридического лица, имуществом наделяется на праве оперативного управления.
Вместе с тем, вышеуказанным комитетам не открывались счета обособленных подразделений в казначействе, в порядке пункта 42 Приказа N 24. Данные лица являются самостоятельными участниками бюджетного процесса.
Указанным комитетам, согласно сведениям УФК по Алтайскому краю открыты в УФК по Алтайскому краю лицевые счета получателя бюджетных средств, лицевой счет администратора доходов, лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств, лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении.
Лицевые счета главного распорядителя бюджетных средств, администратора доходов, администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, счет, для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, не являются лицевыми счетами для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, в связи с чем на указанные лицевые счета не распространяются положения статьи 242.5 БК РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно не усмотрел бездействия УФК по Алтайскому краю при исполнении указанных исполнительных листов в виде непринятия мер по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах структурных (обособленных) подразделений Администрации района - Комитета по финансам, Комитета по образованию и Комитета социальной работы
Оценивая иные доводы заявителя о том, что Администрация района не представила объективные доказательства принятия всех мер, предусмотренных БК РФ, апелляционный суд отклоняет, поскольку из материалов дела усматривается, что Администрация Панкрушихииского района Алтайского края неоднократно обращалась в Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края о выделении району финансовой помощи. Так же Панкрушихинским районным Советом депутатов принято решение от 02.08.2016 г. N 23PC "О внесении изменений в решение Панкрушихииского районного Совета депутатов от 23.12.2015 N 61 PC "О бюджете Панкрушихииского района на 2016 год", в статью 4 был добавлен пункт 8, согласно которому при поступлении дополнительных собственных доходов направлять 5 процентов на погашение задолженности прошлых лет по исполнительным листам. Согласно исполнению плана доходов на 30.06.2016 Администрации Панкрушихииского района Алтайского края факт исполнения налоговых и неналоговых доходов на 30.06.2016 составил 46.30%. т.е. дополнительных собственных доходов в Администрацию Панкрушихииского района не поступало. Администрацией заключались кредитные договоры на финансирование покрытия такой задолженности. В материалах дела имеются сведения о частичном погашении задолженности по указанным выше исполнительным листам.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов, письменных пояснений Администрации района усматривается, что Администрацией района предпринимаются действия по исполнению требований исполнительных документов.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вместе с тем, совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, при рассмотрении настоящего дела не установлена.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил требования заявителя без удовлетворения.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно пункту 1 статьи 11 ГК РФ и части 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. При этом избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения.
Вместе с тем, требование о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения, которые основаны на неисполнении должником обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом, не образует самостоятельного спора, подлежащего рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом этого, заявитель по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действия (бездействия) государственных органов обязан доказать только те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов, в том числе в части подтверждения нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение указанных норм заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о безусловном нарушении прав и законных интересов, указанные в ходе рассмотрения дела Обществом обстоятельства сами по себе об этом не свидетельствуют.
Между тем в подтверждение нарушения прав и интересов заявителя судом могут быть приняты только такие последствия издания ненормативного правового акта, совершения действий (бездействия), которые в результате действия оспариваемого акта, совершения действий (бездействия), в определенный период времени фактически повлекли возникновение либо прекращение юридических прав или обязанностей в отношении заявителя, нарушающих его законные интересы. Само по себе совершение действий (бездействия), не может свидетельствовать о нарушении прав и интересов заявителя, при отсутствии доказательств обратного.
Таким образом, принимая во внимание, что указанные Обществом нарушения прав носят лишь вероятностный характер и не подтверждены соответствующими доказательствами, указанное в силу статьи 4 АПК РФ исключает возможность защиты прав, ограничение и нарушение которых не наступило в результате совершения действий (бездействия) УФК по Алтайскому краю и Администрации района.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный срок может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, предметом требования заявителя по настоящему делу является признание незаконным бездействие администрации района и УФК по Алтайскому краю, выразившихся в неисполнении пункта 5 статьи 252.5 БК РФ Администрацией района, пункта 7 статьи 242.5 УФК по Алтайскому краю, при этом в 2014 году Обществу было известно о том, что требования исполнительного документа должником не исполнены в соответствии с порядком, установленным БК РФ.
Вместе с тем в арбитражный суд заявитель обратился 06.06.2016 (штемпель суда о поступлении нарочной корреспонденции), то есть за пределами трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Доказательств уважительности пропуска трехмесячного срока с 2014 года заявителем не представлено. Наличие оснований для исчисления данного срока с иной даты заявителем также не доказано, из материалов дела не следует.
Заявитель ссылается на длящееся бездействие, длительное непрекращающееся уклонение от выполнения возложенных на уполномоченное лицо обязанностей.
Данные доводы приводились Обществом в суде первой инстанции, были им оценены и исследованы в совокупности с представленными доказательствами и обоснованно отклонены, поскольку законом определен срок, в течение которого администрация обязана была якобы совершить оспариваемое бездействие, в связи с чем по истечении указанного срока начинает течь срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия, который заявителем пропущен.
При таких обстоятельствах, в связи с тем, что заявителем не заявлено ходатайство о восстановлении срока с указанием причин уважительности его пропуска, а каких-либо документов, свидетельствующих о наличии препятствий для обращения заявителя в суд в пределах установленного в части 4 статьи 198 АПК РФ срока, в материалах дела не имеется, апелляционный суд приходит к выводу о пропуске заявителем процессуального срока на обращение в арбитражный суд. Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, предмета оспариваемого бездействия и доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается оспариваемого бездействия и нарушений прав и законных интересов заявителя. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых действий (бездействия) и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 27 марта 2017 г. по делу N А03-9766/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9766/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 октября 2017 г. N Ф04-3869/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Ответчик: Администрация Панкрушихинского района АК.
Третье лицо: Комитет администрации Панкрушихинского района АК по образованию, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Панкрушихинского района, Комитет социальной работы администрации Панкрушихинского района АК, УФК по Алтайскому краю.
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3869/17
13.06.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-149/17
27.03.2017 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-9766/16
02.02.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-149/17