Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2017 г. N Ф09-5904/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
16 июня 2017 г. |
Дело N А47-13157/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03 марта 2017 г. по делу N А47-13157/2016 (судья Сиваракша В.И.).
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург" - Савчишкина О.И. (доверенность от 09.12.2016 N 8).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская независимая газовая компания" (далее - заявитель, ООО "ОНГК") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Оренбургской области) о признании незаконными решения от 09.12.2016 N 17782 по делу N 07-16-111/2015 в части признания в действиях заявителя нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выраженное в действиях по включению в свои договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового (внутриквартирного) (далее - ВДГО, ВКГО) оборудования условия о том, что аварийное обслуживание ВДГО (ВКГО) осуществляется газораспределительной организацией, принимающей аварийные заявки круглосуточно по телефону 04, условия о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04; предписания от 09.12.2016 N 17783.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Оренбург" (далее - третье лицо, АО "Газпром газораспределение Оренбург").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2017 (резолютивная часть от 01.03.2017) заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным пункт 2 решения УФАС по Оренбургской области от 09.12.2016 N 17782 по делу N 07-16-111/2015 о нарушении антимонопольного законодательства, с учетом определения от 14.12.2016 года N 18042 об исправлении описки (опечатки), в части выдачи ООО "Оренбургская независимая газовая компания" предписания о прекращении нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выраженного в недобросовестной конкуренции путем осуществления действий по включению в свои договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования условия (пункт 3.3.5. договора) о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04, направленное на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащее законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которое причинило или может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, для чего исключить из договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования условия (пункт 3.3.5. договора) о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04.
Признан незаконным пункт 1 предписания УФАС по Оренбургской области от 09.12.2016 N 17783 по делу N 07-16-111/2015 в части обязания ООО "ОНГК" прекратить нарушение статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выраженное в недобросовестной конкуренции путем осуществления действий по включению в свои договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования условия (пункт 3.3.5. договора) о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04, направленное на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащее законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которое причинило или может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, для чего исключить из договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования условия (пункт 3.3.5. договора) о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04. УФАС по Оренбургской области суд обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части требований заявителя было отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Газпром газораспределение Оренбург" обратилось с апелляционной жалобой, в которой не соглашается с решением суда в части правомерности указания заявителем в своих договорах о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования телефона 04, считает данный вывод суда первой инстанции незаконным и необоснованным, в связи, с чем просит решение суда в указанной части отменить.
Также указывает, что положения Правилами пользования газом пользования газом в быту, утвержденными Приказом ВО "Росстройгазификация" при Совете Министров РСФСР от 26.04.1990 N 86-П были актуальны до внесения в изменения в пункт 2 Правил 410 решением Верховного суда Российской Федерации от 10.12.2013 по делу NАКПИ13-826, когда специализированной организацией признавалась только газораспределительная организация, осуществляющая услуги по транспортировке газа. Кроме того, вызов абонентом аварийной газовой службы по телефону 04 не всегда возможен по техническим причинам, поскольку Оренбургский район не охвачен зоной действия телефона 04. Поэтому ООО "ОНГК" в заключаемых договорах о техническом обслуживании ВДГО (ВКГО) может указывать номер телефона своей аварийно-диспетчерской службы.
Полагает, что ООО "ОНГК" включая в свои договора условия е том, что незамедлительно сообщать по телефону 04 об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях возникающих при пользовании газом, вводит в заблуждение потребителей относительно обязанности по выполнению аварийно - диспетчерского обслуживания. Действия ООО "ОНГК" в настоящем случае обладают признаками недобросовестной конкуренции и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
В дополнениях к апелляционной жалобе указывает, что на обслуживаемом ООО "ОНГК" жилом фонде, общество не вправе осуществлять локализацию и ликвидацию аварий в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, только при наличии договорных отношений на возмездной основе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. В судебное заседание представители заявителя и антимонопольного органа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся заявителя и антимонопольного органа.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации произведена замена в судебном составе судьи Костина В.Ю. судьей Малышевым М.Б. Рассмотрение апелляционной жалобы начато с начала.
От ООО "ОНГК" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель третьего лица настаивала на доводах, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству N 5058 о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданному некоммерческим партнерством "СтройИндустрия" 25.08.2014 за N СРО-С-256-19102012, ООО "ОНГК" получило допуск к выполнению следующих работ: устройство и демонтаж системы газоснабжения; ввод газопровода в здания и сооружения; монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ; врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов; очистка полости и испытание газопроводов (т. 2, л.д. 159-163).
Обществом с ограниченной ответственностью "Центр сертификации продукции и услуг "УфаТест" ООО "ОНГК" 04.09.2014 выдан сертификат соответствия N 0000581, объект сертификации (услуга, работа): ремонт и установка газовых и электроплит в жилых помещениях; замена изношенных (включая монтаж), ремонт и обслуживание внутридомовых инженерных систем сетевого газоснабжения; установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода газа (т. 2, л.д. 164).
ООО "ОНГК" 09.07.2014 утверждены производственная инструкция по установке приборов учета газа (т. 3, л.д. 10-20), должностная инструкция слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования (т. 3, л.д. 22), должностная инструкция оператора аварийно- диспетчерской службы (т. 3, л.д. 23), правила инструктажа абонента при запахе газа (по телефонной заявке) (т. 3, л.д. 24), план локализации и ликвидации аварий в процессе эксплуатации сетей газопотребления (т. 3, л.д. 25-30).
На основании приказа ООО "ОНГК" от 01.07.2015 N 9 в ООО "ОНГК" создана аварийно-диспетчерская служба, утверждено положение об аварийно-диспетчерской службе (т. 3, л.д. 31-34).
Между ООО "ОНГК" и гражданином М.Р.Р. 30.12.2014 заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (т. 2, л.д. 35).
Согласно пункту 2.3. договора, аварийное обслуживание ВДГО (ВКГО) осуществляется аварийно-диспетчерской службой общества, принимающей аварийные заявки круглосуточно по телефону: 24-18-17, 92-17-11 и газораспределительной организацией, принимающей аварийные заявки круглосуточно по телефону 04. Из пункта 3.3.5 договора следует, что заказчик (физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладении, выступающее стороной настоящего договора) обязан незамедлительно сообщать по телефону 04 об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом.
Аналогичные договоры заключены обществом с гражданами Б.А.Н. и Ш.Ш.А. (т. 2, л.д. 37, 39).
Ранее договоры на предоставление услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно- диспетчерском обслуживании, договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с гражданами М.Р.Р., Б.А.Н., Ш.Ш.А. были заключены третьим лицом (т. 2, л.д. 34, 36, 39).
Таким образом, заявитель и третье лицо являются конкурентами на рынке обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Оренбургской области, на их деятельность распространяется требование о запрете недобросовестной конкуренции.
В целях координации работы ООО "ОНГК" и АО "Газпром газораспределение Оренбург" в области бесперебойного и безаварийного газоснабжения жителей города Оренбурга ООО "ОНГК" неоднократно обращалось к третьему лицу с предложениями заключить соглашение о сотрудничестве в области технического обслуживания ВДГО и области аварийно-диспетчерского обслуживания (т. 4, л.д. 40-50, 57-60).
АО "Газпром газораспределение Оренбург" 21.05.2015 обратилось в антимонопольный орган с заявлением от 20.05.2015 N 07-03/1267 о признании наличия в действиях общества нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в получении преимуществ при незаконном осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (т. 2, л.д. 2-9).
Заместителем руководителем УФАС по Оренбургской области 19.06.2015 издан приказ N 119 о возбуждении производства по делу N07-16-111/2015 по признакам нарушения заявителем части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выраженного в недобросовестной конкуренции путем осуществления следующих, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, действий:
- оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования при отсутствии аварийно-диспетчерской службы;
- включение в свои договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования условия (пункт 2.3. договора) о том, что аварийное обслуживание ВДГО (ВКГО) газораспределительной организацией, принимающей аварийные заявки круглосуточно по телефону 04;
- включение в свои договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования условия (пункт 3.3.5 договора) о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04.
Данным приказом создана комиссия по рассмотрению дела N 07-16- 111/2015 и утвержден её состав (т. 2, л.д. 59).
В заключении об обстоятельствах дела от 30.05.2016 N 07-16-111/2015 года комиссия УФАС по Оренбургской области пришла к выводу о наличии в действиях заявителя нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции (т. 5, л.д. 22-30).
Определением от 07.06.2016 производство по делу N 07-16- 111/2015 комиссией УФАС по Оренбургской области приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N 2-2166/2016, находящегося в производстве Промышленного районного суда г.Оренбурга (т. 5, л.д. 144- 145).
Прокурор города Оренбурга в защиту неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Промышленный районный суд г.Оренбурга с исковым заявлением (с учетом уточнения) об установлении факта, что общество не является специализированной организацией, отсутствие у общества допуска к ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также не соответствие аварийно-диспетчерской службы общества требованиям раздела 9 ГОСТ Р 54961-2012 "Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация". Признании незаконной деятельности заявителя по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также по установке приборов учета газа, установке газовых плит, установке и замене газового водонагревателя, установке и замене газового котла в многоквартирных домах и домовладениях. Запрете обществу осуществлять деятельность по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также по установке приборов учета газа, установке газовых плит, установке и замене газового водонагревателя, установке и замене газового котла в многоквартирных домах и домовладениях до получения статуса специализированной организации, в том числе до получения допуска к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также приведения аварийно-диспетчерской службы в соответствие с разделом 9 ГОСТ Р 54961-2012 "Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" (т. 5, л.д. 162-163, 178-180).
Решением Промышленного районного суда г.Оренбурга от 22.07.2016 года по делу N 2-2166/2016 исковые требования прокурора города Оренбурга оставлены без удовлетворения (т. 5, л.д. 181-185). Судом установлено, что общество не является специализированной организацией в рамках понятия, данного в пункте 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410. Однако оно является специализированной организацией, получившей в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВДГО. Общество имеет в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12.10.2016 решение Промышленного районного суда г.Оренбурга от 22.07.2016 оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора города Оренбурга - без удовлетворения (т. 5, л.д. 194-199).
Определением комиссии УФАС по Оренбургской области от 16.11.2016 производство по делу N 07-16-111/2015 возобновлено (т. 5, л.д. 186-181).
Решением комиссии УФАС по Оренбургской области от 09.12.2016 (резолютивная часть оглашена 02.12.2016) по делу N 07-16-111/2016 (с учетом определения об исправлении описки (опечатки) от 14.12.2016) ООО "ОНГК" признано нарушившим статью 14.8 Закона о защите конкуренции (пункт 1).
В пункте 2 указанного решения содержится указание о выдаче обществу предписания о прекращении нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выраженного в недобросовестной конкуренции путем осуществления действий по включению в свои договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования условия (пункт 2.3. договора) о том, что аварийное обслуживание ВДГО (ВКГО) осуществляется газораспределительной организацией, принимающей аварийные заявки круглосуточно по телефону 04, и условия (пункт 3.3.5. договора) о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, для чего исключить из договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования условия (пункт 2.3. договора) о том, что аварийное обслуживание ВДГО (ВКГО) осуществляется газораспределительной организацией, принимающей аварийные заявки круглосуточно по телефону 04, и условия (пункт 3.3.5. договора) о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04.
В пункте 3 резолютивной части решения комиссия решила передать материалы дела N 07-16-111/2015 уполномоченному должностному лицу УФАС по Оренбургской области, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 5, л.д. 207-220).
ООО "ОНГК" также 09.12.2016 года выдано предписание N 17783 о прекращении нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции (т. 1, л.д.48-49).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что указание заявителем в заключенных договорах о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (пункта 2.3. договоров) на то, что аварийное обслуживание ВДГО (ВКГО) наряду с заявителем осуществляется газораспределительной организацией, принимающей аварийные заявки круглосуточно по телефону 04, не соответствует действительности, вводит в заблуждение потребителей, создает конкурентные преимущества для заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам. Между тем, пришел к выводу, что заявителем не допущено нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выраженного в недобросовестной конкуренции путем осуществления действий по включению в свои договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования условия (пункт 3.3.5. договора) о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или
пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестной конкуренций являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с распространением ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
По статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, ООО "ОНГК" включило в договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенные с гражданами М.Р.Р., Б.А.Н., Ш.Ш.А. условие (пункт 3.3.5. договора) о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04.
АО "Газпром газораспределение Оренбург" с открытым акционерным обществом междугородней и международной электрической связи "Ростелеком" заключен договор от 24.12.2014 N 935 об оказании услуг связи (т. 2, л.д. 117-119), его предметом является предоставление местного телефонного соединения, предоставление внутризонового телефонного соединения (пункт 1.1. договора).
В соответствии с пунктом 6.10. договора, все вызовы от абонентов сети подвижной связи, абонентов сети традиционной телефонии, присоединенных операторов ОАО "Ростелеком" в направлении 04 маршрутизируются на определенные телефонные номера, в г.Оренбурге - агрегируются на оборудование узла спецслужб Si3000.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", оператор связи обязан обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации). Бесплатный вызов экстренных оперативных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также установленных в соответствии с российской системой и планом нумерации номеров вызовов соответствующих экстренных оперативных служб.
Срок передачи операторами связи вызовов в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру определяется федеральным органом исполнительной власти в области связи в отношении каждого субъекта Российской Федерации (пункт 1). Расходы операторов связи, понесенные в связи с обеспечением вызова экстренных оперативных служб, в том числе расходы, связанные с оказанием услуг по присоединению сетей связи экстренных оперативных служб к сети связи общего пользования и передаче и приему сообщений этих служб, возмещаются на основании договоров, заключаемых операторами связи с органами и организациями, создавшими соответствующие экстренные оперативные службы (пункт 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года N 894 утвержден перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи (служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиция, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба "Антитеррор"). Согласно названному постановлению, с 2008 года единым номером вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации становится "112". Также данным постановлением установлено, что до введения Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации единого номера вызова экстренных оперативных служб "112" используется действующая на местных сетях связи нумерация специальных служб.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2010 N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" Правительством Российской Федерации 21.11.2011 принято постановление N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Данным постановлением утверждено Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система-112).
Согласно пункту 2 указанного Положения, вызов экстренных оперативных служб также может быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, предназначенного для вызова соответствующей экстренной оперативной службы.
Из пункта 4 названного Положения следует, что Система-112 предназначена для решения следующих основных задач: а) прием по номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях); б) получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии); в) анализ поступающей информации о происшествиях; г) направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования.
Пунктом 7 Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" определено, что Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно- диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно- диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в том числе: а) службы пожарной охраны; б) службы реагирования в чрезвычайных ситуациях; в) службы полиции; г) службы скорой медицинской помощи; д) аварийной службы газовой сети; е) службы "Антитеррор".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 20 названного Положения, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации издает нормативный правовой акт о начале использования единого номера "112" на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации изданы приказы от 07.04.2014 N 74 "Об использовании единого номера "112" на территории Республики Татарстан в целях обеспечения вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи", от 09.04.2014 N 75 "Об использовании единого номера "112" на территории Курской области в целях обеспечения вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи", от 05.04.2016 N142 "Об использовании единого номера "112" на территории Калужской области в целях обеспечения вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи".
Согласно указанным приказам, на операторов связи, оказывающих услуги местной телефонной связи и услуги подвижной радиотелефонной связи, возложена обязанность обеспечить маршрутизацию вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Систему-112, а также на номера соответствующих экстренных оперативных служб: "101", "102", "103", "104"; обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователей услугами связи вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" и через трехзначные номера: "101", "102", "103", "104", а операторам связи, оказывающим услуги местной телефонной связи, также через двузначные номера: "01", "02", "03", "04". Данными приказами установлено, что для вызова пользователями услугами связи экстренных оперативных служб в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи помимо единого номера "112" используются трехзначные номера: "101", "102", "103", "104", а также в сетях местной телефонной связи используется действующий формат набора номера - двузначные номера: "01", "02", "03", "04".
В соответствии с пунктом 46 Приказа от 17.11.2006 N 142 Министерства информационных технологий и связи формат номера для доступа к экстренной службе газа - "104" (04").
В соответствии с Правилами пользования газом в быту, утвержденными Приказом ВО "Росстройгазификация" при Совете Министров РСФСР от 26.04.1990 N 86-П, население, использующее газ в быту, обязано:
- при внезапном прекращении подачи газа немедленно закрыть краны горелок газовых приборов и сообщить в аварийную газовую службу по телефону 04 (пункт 2.5.);
-при появлении в помещении квартиры запаха газа немедленно прекратить пользование газовыми приборами, перекрыть краны к приборам и на приборах, открыть окна или форточки для проветривания помещения, вызвать аварийную службу газового хозяйства по телефону 04 (вне загазованного помещения). Не зажигать огня, не курить, не включать и не выключать электроосвещение и электроприборы, не пользоваться электрозвонками (пункт 2.6.);
при обнаружении запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице необходимо сообщить в аварийную газовую службу по телефону 04 и незагазованного места (пункт 2.8.).
Исходя из вышеуказанных правовых положений следует, что действующий формат набора номера "04" до сих пор предназначен для обеспечения вызова экстренных оперативных служб (аварийная служба газовой сети).
Суд обоснованно, руководствуясь Правилами пользования газом пользования газом в быту, утвержденными Приказом ВО "Росстройгазификация" при Совете Министров РСФСР от 26.04.1990 N 86-П и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 пришел к выводу о том, что указание заявителем в договорах о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования телефона "04" направлено на предупреждение чрезвычайных ситуаций при пользовании газом в быту, что является публичным интересом.
Исходя из изложенного, нельзя признать состоятельными изложенные в апелляционной жалобе доводы о невозможности использования применительно к настоящему спору Правил пользования газом пользования газом в быту, утвержденными Приказом ВО "Росстройгазификация" при Совете Министров РСФСР от 26.04.1990 N 86-П.
В рассматриваемом случае телефон "04" - это телефон вызова экстренной службы, который перешел к АО "Газпром газораспределение Оренбург" в результате приватизации государственного имущества в результате акционирования в 1994 году. Указание ООО "ОНГК" в договорах на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования телефона "04" не противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Действия по включению спорного условия об использовании номера 04 для сообщения об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, не направлены на получение заявителем преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и поэтому не могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что заявителем не допущено нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выраженного в недобросовестной конкуренции путем осуществления действий по включению в свои договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования условия (пункт 3.3.5. договора) о том, что об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом, заказчик (собственник или пользователь жилого помещения) обязан незамедлительно сообщить по телефону 04.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких установленных обстоятельствах судом обоснованно удовлетворены требования заявителя в указанной части.
Также судом первой инстанции на основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на УФАС по Оренбургской области правомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на судебные акты по делам по заявлениям о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина составляет 1 500 рублей.
При обращении с апелляционной жалобой АО "Газпром газораспределение Оренбург" по платежному поручению от 22.03.2017 N 4904 уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. При указанных обстоятельствах, излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03 марта 2017 г. по делу N А47-13157/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Газпром газораспределение Оренбург" (ОГРН 1025601022512) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 22 марта 2017 г. N 4904.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-13157/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2017 г. N Ф09-5904/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Оренбургская независимая газовая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Третье лицо: ОАО "Газпром газораспределение Оренбург"
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5904/17
01.03.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-658/18
11.10.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5904/17
16.06.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4276/17
03.03.2017 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13157/16