Тула |
|
26 июня 2017 г. |
Дело N А09-19420/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.06.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Афанасьевой Е.И. и Григорьевой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрьевым Е.Ю., при участии в судебном заседании представителя арбитражного управляющего Краснюк Н.А. - Куприянова К.Д. (доверенность от 04.10.2016), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Краснюк Н.А. на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2017 по делу N А09-19420/2016 (судья Петрунин С.М.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области к арбитражному управляющему Краснюк Н.А. о привлечении к административной ответственности, установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области, административный орган, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Краснюк Натальи Александровны (далее - арбитражный управляющий Краснюк Н.А., арбитражный управляющий, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Брянской области арбитражный управляющий Краснюк Наталья Александровна привлечена к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением санкции в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, арбитражный управляющий Краснюк Н.А. обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Мотивируя позицию, заявитель жалобы указала, что в ст. 143 Закона о банкротстве нигде не указывается период времени, за который должны быть указаны сведения в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности, который согласно данной статьи не реже чем раз в три месяца представляется собранию кредиторов. Исходя из смысла данной статьи в отчет конкурсного управляющего включаются сведения о ходе конкурсного производства за период, прошедший с момента представления предшествующего отчета. Кроме того, ст. 147 Закона о банкротстве содержит указание на обязанность конкурсного управляющего представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства после завершения расчетов с кредиторами. По смыслу п. 6 ст. 20.3, ст. 143 и 147 Закона о банкротстве именно в отчете о результатах конкурсного производства, направляемом в суд согласно ст. 147 Закона о банкротстве должна содержаться информация за весь период конкурсного производства. Кроме того, заявителем жалобы отражено, что в отчетах конкурсного управляющего указан код ОКВЭД 31.1, который соответствует классификатору ОКВЭД-1 и являлся действующим на момент составления отчетов. В настоящее время ему соответствует код 27.1. Он включает в себя в том числе код ОКВЭД 33.20. Также заявитель указал, что по смыслу статьи 143 Закона о банкротстве речь идет исключительно об отчете о своей деятельности и не предусмотрена обязанность конкурсного управляющего предоставлять собранию кредиторов или суду отчета об использовании денежных средств должника. По смыслу законодателя вся необходимая для контроля за деятельностью конкурсного управляющего информация содержится в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности. При подготовке отчетов о своей деятельности, отчетов об использовании денежных средств конкурсный управляющий Краснюк Н.А., в целях предоставления максимально полной информации о ходе процедуры конкурсного производства ООО "Тембр" кредиторам и иным лицам, не имела возможности внести в данные отчеты сведения за весь период конкурсного производства так как ранее исполнявшим обязанности конкурсного управляющего ООО "Тембр" Лыковым О.С. в ее адрес не были переданы документы о ходе конкурсного производства.
Управлением Росреестра по Брянской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства стороны поддержали заявленные доводы.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту Кодекс) апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения арбитражного управляющего, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом области, решением Арбитражного суда Брянской области от 13.08.2009 по делу N А09- 11326/2008 ООО "Тембр" признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Терентьев Д.В.
Определением суда от 17.08.2012 Терентьев Д.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, конкурсным управляющим ООО "Тембр" утвержден Лыков О.С.
Определением суда от 05.02.2016 Лыков О.С. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Тембр".
Определением суда от 08.06.2016 конкурсным управляющим ООО "Тембр" утверждена Краснюк Наталья Александровна.
При ознакомлении с материалами дела N А09-11326/2008, информацией, опубликованной в газете "Коммерсантъ" и включенной в ЕФРСБ в отношении ООО "Тембр", обнаружены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в связи с чем 02.11.2016 административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Краснюк Н.А. и проведении административного расследования N 017/2016.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении Управлением установлено, что арбитражным управляющим Краснюк Н.А. допущены нарушения п. 4 ст. 20.3, абз. 3 п. 2 ст. 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пунктов 4,11,12,13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 299 от 22.05.2003, приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (Приложение N 4, Приложение N 5), а именно в отчетах конкурсного управляющего ООО "Тембр" о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства от 12.09.2016, от 30.11.2016, в отчетах конкурсного управляющего ООО "Тембр" об использовании денежных средств должника от 12.09.2016, от 30.11.2016:
- отсутствуют коды по ОКВЭД,
- в разделах "Сведения о реализации конкурсным управляющим своих прав и обязанностей", "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений", "Сведения о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам", "Меры по обеспечению сохранности имущества", "Сведения о расходах на проведение конкурсного производства" отчетов конкурсного управляющего ООО "Тембр" о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства от 12.09.2016, от 30.11.2016 отсутствуют необходимые сведения за период конкурсного производства,
- в разделе "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника" отчетов конкурсного управляющего ООО "Тембр" об использовании денежных средств должника от 12.09.2016, от 30.11.2016 отсутствуют необходимые сведения за период конкурсного производства,
- информация о размере и источниках поступивших денежных средств, их расходовании, а также произведенных по счету операциях, противоречат банковским выпискам,
- к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 12.09.2016, направленному в Арбитражный суд Брянской области, не приложены копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения, в т.ч. выписки по основному и специальному счетам N 40702810900000038751, N 40702810200000038752, открытым в ПАО "Промсвязьбанк".
Усмотрев в действиях арбитражного управляющего состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 части 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 14.12.2016 N 017/2016 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 6 статьи 205 Кодекса при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С субъективной стороны данное нарушение характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и проявляется в невыполнении правил, применяемых в период ведения соответствующей процедуры банкротства.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невыполнение субъектом административного правонарушения (арбитражным управляющим) требований, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Порядок проведения процедур банкротства, а также обязанности арбитражных управляющих при проведении таких процедур регулируются нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве).
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве предусмотрено, что в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений.
Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299, согласно пункту 4 которых отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 утверждены типовые формы отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства согласно приложению 4, об использовании денежных средств должника согласно приложению 5.
В соответствии с приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 в отчетах конкурсного управляющего должны быть указаны в том числе коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
В силу пункта 11 Общих правил N 299 к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Согласно пункту 12 Общих правил N 299 подготовки отчетов отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать: реквизиты основного счета должника; сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.
В соответствии с пунктом 13 Общих правил N 299 к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
В представленных собранию кредиторов и суду, рассматривающему дело о банкротстве должника отчетах, в нарушение вышеуказанных норм права конкурсным управляющим ООО "Тембр" Краснюк Н.А. не указаны: коды по ОКВЭД должника (в четырех отчетах указан код по ОКВЭД -31.1); необходимые сведения за период конкурсного производства с 10.12.2015 по 12.09.2016, а также сведения, изложенные в отчете от 22.12.2015, составленном арбитражным управляющим О.С. Лыковым, то есть за весь период с 13.08.2009 по 10.12.2015 в разделах "Сведения о реализации конкурсным управляющим своих прав и обязанностей", "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений", "Сведения о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам", "Меры по обеспечению сохранности имущества", "Сведения о расходах на проведение конкурсного производства", необходимые сведения за период конкурсного производства с 10.12.2015 по 12.09.2016, а также сведения, изложенные в отчете от 22.12.2015, составленном арбитражным управляющим О.С. Лыковым, то есть за весь период с 13.08.2009 по 10.12.2015 в разделе "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника" отчетов конкурсного управляющего ООО "Тембр" об использовании денежных средств должника от 12.09.2016, от 30.11.2016; информация о размере и источниках поступивших должнику денежных средств, их расходовании, а также произведенных по счету операциях, противоречат банковским выпискам; к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 12.09.2016, направленному в Арбитражный суд Брянской области, не приложены копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения, в т.ч. выписки по основному и специальному счетам N 40702810900000038751, N 40702810200000038752, открытым в ПАО "Промсвязьбанк".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что исходя из смысла положений п. 6 ст. 20.3, ст. 143 Закона о банкротстве, в каждом отчете конкурсного управляющего указываются сведения за весь период конкурсного производства независимо от того указывались ли данные сведения в других отчетах конкурсного управляющего, следовательно, конкурсный управляющий не исполнил надлежащим образом обязанность по представлению собранию кредиторов сведений о доходах и расходах должника в конкурсном производстве до 12.09.2016.
Поскольку отчеты арбитражного управляющего Лыкова О.С. от 22.12.2015 являются более ранними отчетами в процедуре конкурсного производства ООО "Тембр" и содержат информацию с даты открытия процедуры конкурсного производства, отраженная в них информация должна быть включена в последующие отчеты арбитражного управляющего Краснюк Н.А.
При изложенных обстоятельствах собранию кредиторов, назначенному к проведению на 15.09.2016, на 15.12.2016, Арбитражному суду Брянской области предоставлена не полная информация на 12.09.2016, на 30.11.2016 о деятельности конкурсного управляющего, о финансовом состоянии должника, иная информация об имуществе должника в ходе конкурсного производства.
Оценив в совокупности заявленные требования и представленные доказательства, суд области правильно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) временного управляющего Краснюк Н.А. события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что в силу положений статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет отчет о своей деятельности только за период прошедший после представления предыдущего отчета, а также полный отчет в суд предоставляется только после проведения расчетов с кредиторами, в связи с чем отсутствуют основания для направления всех сведений о результатах проведения конкурсного производства, не принимается судом апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что конкурсным управляющим ООО "Тембр" Краснюк Н.А. были опубликованы в ЕФРСБ сообщения о проведении собраний кредиторов, которые были назначены на 15.09.2016 и на 15.12.2016. В повестку собрания кредиторов включен в том числе отчет конкурсного управляющего о проделанной работе.
В материалы дела представлены отчеты конкурсного управляющего от 12.09.2016 и от 30.11.2016, которые были представлены собранию кредиторов.
Анализируя положения статьи 143 Закона о банкротстве, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что конкурсный управляющий обязан предоставлять отчет с полной информацией о проведении конкурсного производства за весь его период. При этом, утверждение нового конкурсного управляющего не является основанием для представления сведений только за период с его утверждения, поскольку новый управляющий является правопреемником предыдущего управляющего.
Довод о том, что отчет о своей деятельности и о проведении конкурсного производства до проведения расчетов с кредиторами не предоставляется в суд, рассматривающий дело о банкротстве, основан на неверном толковании норм права.
В силу пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом. При этом к протоколу должны быть приложены в том числе копии материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения.
Поскольку для собрания кредиторов должника от 15.09.2016 и от 15.12.2016 конкурсный управляющий предоставлял отчеты о своей деятельности, он обязан в установленный срок направить их в арбитражный суд.
Довод заявителя жалобы о том, что конкурсному управляющему Краснюк Н.А. не были переданы документы от прежнего управляющего, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества имела возможность ознакомится с материалами дела о банкротстве ООО "Тембр".
Ссылка заявителя жалобы о том, что в отчетах конкурсного управляющего указан код ОКВЭД 31.1, который соответствует классификатору ОКВЭД-1 и являлся действующим на момент составления отчетов и в настоящее время ему соответствует код 27.1., он включает в себя в том числе код ОКВЭД 33.20, не принимается судом апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Тембр" от 14.11.2016 (т.1 л.д. 84-100) должник имеет следующие коды ОКВЭД: 26.1, 25, 26.11.9, 26.60.1, 27.12, 27.40, 27.52, 27.9, 28, 32.12.1, 32.12.2, 32.12.4, 33.14, 33.20, 45.2, 46, 46.15.3, 46.34.2, 46.69.5, 47.11, 47.43, 47.54, 51.21.1, 64.92.1, 64.92.3, 64.99, 68.10.22, 68.20.2, 70.22, 71.20, 73.11, 82.99.
Вместе с тем в отчетах конкурсного управляющего Краснюк Н.А. отражен только один код ОКВЭД - 31.1, который отсутствует в выписке в отношении должника. При этом, доказательств того, что на момент составления отчетов должник имел только один код ОКВЭД в материалы дела не представлено.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Конституционный Суд РФ в Определении от 21.04.2005 N 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
В данном случае по указанным выше правонарушениям существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, в связи чем административное правонарушение, совершенное арбитражным управляющим нельзя признать малозначительным.
Допущенное арбитражным управляющим правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан-участников имущественного оборота в Российской Федерации.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что суд области с учетом совершенных правонарушений, посчитал возможным применить к арбитражному управляющему Краснюк Н.А. административное наказание в виде предупреждения.
Срок давности привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности согласно статье 4.5 КоАП РФ не истек.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь немотивированное нормами права несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку данным доводам дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого определения, либо опровергали выводы арбитражного суда области не представлены, в связи с чем суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2017 по делу N А09-19420/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И. Г. Сентюрина |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-19420/2016
Истец: Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Ответчик: Арбитражный управляющий Краснюк Н.А.