В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации* (письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.02.2003 N 03-51-17ин/13-03) письменный экзамен выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2005/2006 учебном году проводится в форме сочинения или изложения с творческим заданием (выбор одной из форм письменного экзамена предоставляется выпускнику).
Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются на обязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.98 N 1236 и от 30.06.99 N 56**), а также на государственных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089)***.
Перечень тем сочинений обновлен на 20%. Темы сочинений в каждом комплекте подобраны таким образом, чтобы были представлены три литературные эпохи: произведения первой половины XIX века (древнерусской или XVIII века), произведения второй половины XIX века, произведения XX века. При составлении каждого экзаменационного комплекта реализована установка на включение произведений, относящихся к различным литературным родам и жанрам. В каждом комплекте предусмотрены темы различного уровня сложности (приложение).
Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/2006 учебном году сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом комплекте). Каждый комплект сформирован в соответствии со следующей структурой:
1. Анализ стихотворения поэта XIX - XX веков или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX - XX веков (эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор и произведение указаны).
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанные с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан XIX или XX век; произведение русской литературы выбирает учащийся).
"Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/2006 учебном году" будет опубликован в третьей декаде марта 2006 года, "Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/2006 учебном году" - во второй декаде мая 2006 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов РФ по электронной почте и размещены в Интернете на сайте Рособрнадзора (www.obrnadzor.gov.ru).
Экзаменационные материалы для проведения изложений с творческим заданием будут направлены в марте - апреле в органы управления образованием субъектов РФ в установленном ранее порядке. Тиражирование текстов изложений с творческим заданием осуществляют государственные органы управления образованием субъектов РФ, соблюдая при этом секретность.
Для изложения предлагается эпизод из прозаического произведения или фрагмент критической статьи, связанный с изучением художественным произведением.
В каждое общеобразовательное учреждение направляются два варианта текста для изложения. Выбор текста из предложенных вариантов осуществляет учитель. Учащимся предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение. Подробно методика проведения изложений представлена в письме Департамента общего образования Минобразования России от 20.03.2003 N 13-51-51/13.
Руководитель |
В.А. Болотов |
______________________________
* См. Официальные документы в образовании. - 2000. - N 6. - С. 40-46; 2001. - N 14. - С. 26-27; 2003. N 6. - С. 46 - 48.
** См. Официальные документы в образовании. - 1999. - N 15 - 18.
*** См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 25, 26.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлена информация о проведении письменного экзамена выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2005/2006 учебном году. Экзамен проводится в форме сочинения или изложения с творческим заданием (выбор одной из форм письменного экзамена предоставляется выпускнику).
Проведение экзамена будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Перечень тем сочинений обновлен на 20%.
Разъяснены принципы подбора тем сочинений.
"Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/2006 учебном году" опубликован в третьей декаде марта 2006 г., "Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней общеобразовательной школы в 2005/2006 учебном году" будут опубликованы во второй декаде мая 2006 г. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов РФ по электронной почте и размещены в Интернете на сайте Рособрнадзора.
Экзаменационные материалы для проведения изложений с творческим заданием будут направлены в марте - апреле в органы управления образованием субъектов РФ.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 февраля 2006 г. N 01-73/07-01 "О проведении письменного экзамена в традиционной форме по русскому языку и литературе в XI (XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2005/2006 учебном году"
Текст письма опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", март 2006 г., N 7, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", апрель 2006 г., N 12, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", март 2006 г., N 7, в журнале "Вестник образования России", апрель 2006 г., N 8, в журнале "Вестник образования", апрель 2006 г., N 7