Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 октября 2017 г. N Ф02-5342/17 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
5 июля 2017 г. |
Дело N А19-21399/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 июля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании прокурора Камратовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Киренского городского поселения и Муниципального предприятия "Остров" Киренского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 апреля 2017 года по делу N А19-21399/2016 (суд первой инстанции - Верзаков Е.И.),
установил:
Прокуратура Иркутской области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899) в интересах Киренского муниципального образования (далее - истец, прокурор) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Муниципальному предприятию "Остров" Киренского муниципального образования (ИНН 3818032110, ОГРН 1143818000182, далее - ответчик, МП "Остров") о признании недействительными соглашений N 1 от 27.02.2015 года, N 2 от 18.08.2015 года о предоставлении целевой субсидии из бюджета Киренского муниципального образования, заключенных между Администрацией Киренского муниципального образования и Муниципальным предприятием "Остров", а также с требованием применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав Муниципальное предприятие "Остров" возвратить администрации Киренского городского поселения денежные средства в размере 86759,59 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 апреля 2017 года по делу N А19-21399/2016 заявленные требования удовлетворены.
Администрация Киренского муниципального образования и Муниципальное предприятие "Остров" Киренского МО обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить обжалуемый судебный акт как незаконный и необоснованный в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобах.
В отзыве на апелляционную жалобу Прокуратура с доводами жалоб не согласилась.
Определением суда от 06.06.2017 года судебное разбирательство отложено на 9 час. 00 мин. 4 июля 2017 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.05.2017, 07.06.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Администрация Киренского городского поселения, МП "Остров" Киренского МО явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Администрацией Киренского муниципального образования (администрация) и МП "Остров" (получатель) заключено соглашение N 1 от 27.02.2015 года о предоставлении целевой субсидии из бюджета Киренского муниципального образования.
Согласно пункту 1 указанного соглашения администрация предоставляет субсидию в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг водоснабжения населению микрорайонов Гарь и Пролетарский г. Киренска, в размере 185 499,49 руб., а получатель обязуется использовать субсидию на указанные цели и оказать услуги надлежащего качества по водоснабжению населения микрорайонов Гарь и Пролетарский.
Также между Администрацией Киренского муниципального образования (администрация) и МП "Остров" (получатель) заключено соглашение N 2 от 18.08.2015 года о предоставлении целевой субсидии из бюджета Киренского муниципального образования.
Согласно пункту 1 указанного соглашения администрация предоставляет субсидию в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг водоснабжения населению микрорайонов Гарь и Пролетарский г. Киренска, в размере 269 600,51 руб., а получатель обязуется использовать субсидию на указанные цели и оказать услуги надлежащего качества по водоснабжению населения микрорайонов Гарь и Пролетарский.
Полагая, что указанные соглашения заключены с нарушением норм действующего законодательства, прокуратура обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5, 8 и 9 части 1 данной статьи, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 06.11.2012 г. N 114-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения" органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: 1) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 2) утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 4) выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 5) согласование в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, долгосрочных параметров регулирования тарифов, плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, метода регулирования тарифов; 6) утверждение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МП "Остров" осуществляет оказание услуг по водоснабжению населения на территории Киренского муниципального образования.
Постановлениями администрации Киренского городского поселения от 12.02.2015 г. N 38 и от 26.11.2015 г. N 449 установлены тарифы на холодное водоснабжение через водозаборные колонки и долгосрочные тарифы на питьевую воду для МП "Остров".
Между Администрацией Киренского муниципального образования (администрация) МП "Остров" (получатель) и заключено соглашение N 1 от 27.02.2015 г. о предоставлении получателю субсидии в размере 185 499,49 руб. в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг водоснабжения населения микрорайонов Гарь и Пролетарский г. Киренска.
Во исполнение указанного соглашения администрация Киренского городского поселения перечислила МП "Остров" субсидию в размере 86759,59 руб. по платежному поручению N 879100 от 02.04.2015 г.
Также между Администрацией Киренского муниципального образования (администрация) МП "Остров" (получатель) и заключено соглашение N 2 от 18.08.2015 г. о предоставлении субсидии в размере 269 600,51 руб. в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг водоснабжения населения микрорайонов Гарь и Пролетарский г. Киренска.
В соответствии с условиями названных соглашений получатель обязуется использовать субсидию на указанные цели и оказать услуги надлежащего качества по водоснабжению населения микрорайонов Гарь и Пролетарский.
В соответствии с пунктом 26 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно статье 5 Закона Иркутской области от 01.10.2014 г. N 103-ОЗ "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения" компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникающих вследствие предоставления льгот, осуществляется путем предоставления субсидий организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.01.2011 г. N 20-пп (действовало на момент заключения спорных соглашений) утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", разработанное в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливающее условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Субсидии), критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение Субсидий, а также порядок возврата Субсидий (остатка Субсидий).
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что полномочиями по предоставлению субсидий в целях возмещения затрат организациям, осуществляющим водоснабжение и (или) водоотведение, Киренское муниципальное образование не наделено и, следовательно, соглашения о предоставлении целевой субсидии из бюджета Киренского муниципального образования заключены Киренским муниципальным образованием с нарушением требований действующего законодательства.
В результате заключения оспариваемых соглашений бюджет Киренского муниципального образования принял на себя расходные обязательства на сумму 455 100 руб. и понес необоснованные расходы в размере 86 759,59 руб. В связи с чем соглашения N 1 от 27.02.2015 г., N 2 от 18.08.2015 г. являются недействительными в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявители жалоб указывают, что Муниципальному предприятию "Остров" поручено обслуживание водоразборных колонок в микрорайонах Гарь и Пролетарский, а также оплата электрической энергии, необходимой для насосов, доставляющих холодную воду до колонок и системы очистки. В связи с большой кредиторской задолженностью населения, а также недостаточностью собственных средств у МП "Остров", администрацией Киренского городского поселения были заключены соглашения N 1 от 27.02.2015 г. и N 2 от 18.08.2015 г. на предоставление предприятию субсидии в целях возмещения затрат на оплату труда и оплату электрической энергии. В связи с этим ответчики полагают, что субсидия предоставлена предприятию не в целях возмещения недополученных расходов, а с целью возмещения затрат в связи с выполнением работ МП "Остров" по содержанию колонок и оплате счетов за электрическую энергию.
Вместе с тем, вопреки утверждению ответчиков, пунктом 1 оспариваемых соглашений предусмотрено, что субсидия предоставляется в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг водоснабжения.
При этом в силу действующего законодательства субсидии организациям, осуществляющим холодное водоснабжение, предоставляются за счет средств областного бюджета (статья 5 Закона Иркутской области от 01.10.2014 г. N 103-ОЗ).
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пунктов 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно применил последствия недействительности оспариваемых соглашений и обязал МП "Остров" возвратить Администрации Киренского городского поселения денежные средства в размере 86759,59 руб.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 апреля 2017 года по делу N А19-21399/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21399/2016
Истец: Администрация Киренского городского поселения, Прокуратура Иркутской области
Ответчик: Муниципальное предприятие "Остров" Киренского муниципального образования
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4924/18
11.07.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2608/17
25.05.2018 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2608/17
06.02.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21399/16
11.10.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5342/17
05.07.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2608/17
03.04.2017 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-21399/16