Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2017 г. N Ф06-25089/17 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
03 июля 2017 г. |
Дело N А72-1495/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 28.06.2017 в помещении суда апелляционные жалобы акционерного общества "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" и общества с ограниченной ответственностью "НИИАР-Генерация" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2017 по делу N А72-1495/2017 (судья Чудинова В.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НИИАР-Генерация" (ИНН 7329008990, ОГРН 1127329003163), г.Димитровград Ульяновской области, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Гарантспас" (ИНН 6315651021, ОГРН 1136315003549), г.Самара, акционерного общества "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (ИНН 7709267582, ОГРН 1027700261137), г.Москва, об оспаривании решения и предписания,
в судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "НИИАР-Генерация" Соколовская С.М. (доверенность от 06.02.2017 N 307/64-ДОВ),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НИИАР-Генерация" (далее - ООО "НИИАР-Генерация") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России) от 23.01.2017 по делу N 13871/03-2017.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Гарантспас" (далее - ООО "Гарантспас") и акционерное общество "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (далее - АО "ЦАС ЭО").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2017 по делу N А72-1495/2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционных жалобах ООО "НИИАР-Генерация" и АО "ЦАС ЭО" просили отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО "НИИАР-Генерация". По мнению заявителей жалоб, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Ульяновское УФАС России и ООО "Гарантспас" в отзывах апелляционные жалобы отклонили.
Ходатайство ООО "Гарантспас" об отложении судебного заседания в связи с отсутствием в штате данной организации юриста и нахождением ее руководителя в отпуске суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку из положений главы 6 "Представительство в арбитражном суде" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что юридическое лицо может поручить ведение своего дела в арбитражном суде представителю, не являющемуся его работником. Кроме того, позиция ООО "Гарантспас" по апелляционным жалобам изложена им в отзыве, который приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "НИИАР-Генерация" поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В силу части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", рассмотрение в суде апелляционной инстанции заявлений о фальсификации доказательств, представленных в суд первой инстанции, по общему правилу не допускается.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отказывает ООО "НИИАР-Генерация" в удовлетворении заявления о фальсификации доказательства - паспорта АСФ, представленного ООО "Гарантспас" в составе конкурсной заявки и в судебном заседании суда первой инстанции, и в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов - копии запроса ООО "НИИАР-Генерация" председателю ОАК ТЭК Минэнерго России от 23.03.2017 N 900-04/539 и копии ответа Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России от 06.04.2017 N 05-466 с приложенными к нему документами.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что дело может быть рассмотрено по имеющимся в нем материалам.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителя ООО "НИИАР-Генерация" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 29.11.2016 в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) на электронной торговой площадке (ЭТП) "Фабрикант" (N 2296085) были размещены извещение и документация о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов (ОПО) профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) (АСС, АСФ), заказчик - ООО "НИИАР-Генерация", цена контракта - 618320 руб.
В соответствии с пунктом 14 извещения о проведении закупки закупка проводится на электронной торговой площадке "Фабрикант" в порядке, установленном регламентом данной ЭТП в соответствии с условиями и требованиями закупочной документации; для участия в процедуре закупки участник должен быть зарегистрированным на указанной ЭТП в соответствии с правилами, условиями и порядком регистрации, установленными данной ЭТП; победителем закупки признается, по решению закупочной комиссии, допущенный участник закупки, предложивший наилучшие условия исполнения договора, по совокупности критериев, объявленных в закупочной документации.
Согласно протоколу открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений от 12.12.2016 N 2/2017 были поданы две заявки на участие в запросе предложений: АО "ЦАС ЭО" и ООО "Гарантспас".
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии, оценочной стадии и подведению итогов по запросу предложений от 29.12.2016 N 9/2017 ООО "Гарантспас" было отказано в допуске к дальнейшему участию в запросе предложений на основании подпункта "б" пункта 8.3 приложения N 12 к Единому отраслевому стандарту закупок (несоответствие участника закупки требованиям документации) и подпункта 2.2 части 1 закупочной документации (в представленном участником паспорте АСФ с указанием возможностей АСФ по проведению АСНДР не соответствует зона ответственности); к дальнейшему участию в запросе предложений, отвечающих требованиям документации по запросу предложений, допущено АО "ЦАС ЭО".
Не согласившись с действиями закупочной комиссии по отказу в допуске к дальнейшему участию в запросе предложений, ООО "Гарантспас" 12.01.2017 обратилось в Ульяновское УФАС России с жалобой на действия закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме N 31604395924 на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию ОПО профессиональными АСС (АСФ) по признакам нарушения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением Ульяновского УФАС России от 23.01.2017 по делу N 13871/03-2017 жалоба ООО "Гарантспас" признана обоснованной; в действиях закупочной комиссии установлены нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 8.4. раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках; на закупочную комиссию возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем отмены протокола от 29.12.2016 N 9/2017 и проведения процедуры рассмотрения заявок участников закупки повторно с учетом принятого решения, с выдачей предписания; решено передать материалы дела N 13871/03-2017 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
23.01.2017 Ульяновским УФАС России выдано предписание N 1, которым закупочной комиссии ООО "НИИАР-Генерация" предписано в срок до 08.02.2017 устранить нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 8.4 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках путем отмены протокола от 29.12.2016 N 9/2017 и проведения повторного рассмотрения заявок участников закупки; в срок до 15.02.2017 представить письменные доказательства исполнения предписания.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "НИИАР-Генерация" в удовлетворении заявленных требований.
Как видно из материалов дела, предметом фактических разногласий между ООО "НИИАР-Генерация", с одной стороны, и ответчиком и ООО "Гарантспас", с другой стороны, является оценка содержания паспорта аварийной службы (формирования), зоны ответственности и, как следствие, возможности оказания ООО "Гарантспас" заявленной услуги в г. Димитровграде.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закупок являются: обеспечение единства экономического пространства; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц; указанных в части 2 статьи 1 данного закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Как указано в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В силу пункта 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках запрещается предъявлять к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Часть 1 закупочной документации содержит требования к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 главы 1 части 1 закупочной документации участник закупки должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг, а именно: должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право, на заключение которого является предметом закупки.
В качестве документов, подтверждающих соответствие участника установленным требованиям, должны быть представлены следующие документы: копия действующего свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ: газоспасательных работ (должно быть действующим на весь срок действия договора); копия выписки из протокола аттестационной комиссии, с перечислением видов разрешенных работ ПАСФ; копия выписки из протоколов аттестационной комиссии на аттестованных спасателей с перечислением видов АСР (с копиями удостоверений спасателей); копия паспорта АСФ с указанием возможностей АСФ по проведению АСДНР; копия выписки о том, что организация учтена в реестре АСС, а спасатели - в реестре спасателей.
Как видно из материалов дела, ООО "Гарантспас" представило указанные документы, в том числе, свидетельство об аттестации, паспорт АСФ (аварийно-спасательного формирования).
В соответствии с пунктом 8.1 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям. Цель отборочной стадии - допуск к дальнейшему участию в закупке заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям документации, и отклонение остальных.
Согласно пункту 8.2 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках - критериями отбора при рассмотрении заявок являются: соответствие заявки требованиям документации по существу по своему составу, содержанию и оформлению; соответствие участника закупки и заявленных участниками закупки субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей, установленным требованиям (в случае установления требований); соответствие предлагаемой участником закупки продукции установленным требованиям; соответствие предлагаемых участником закупки договорных условий (в том числе непревышение цены заявки, объявленной НМЦ договора) установленным требованиям; предоставление участником закупки требуемого обеспечения заявки (если требовалось); независимость от наличия в составе заявки документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, организатор проверяет поступление денежных средств на расчетный счет, указанный в извещении о проведении закупки, на день, предшествующий заседанию комиссии по проведению отборочной стадии; при отсутствии в составе заявки документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, по поступлении денежных средств на условиях и в порядке, предусмотренным извещением о проведении закупки и 5 пунктом 4 данной части, обеспечение заявки считается представленным надлежащим образом.
В пункте 8.3 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках указано, что по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора по следующим основаниям: несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения; несоответствие участника закупки требованиям документации; несоответствие субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей (если требования к ним были установлены) требованиям документации; несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации; несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации, в том числе: наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающей НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы, наличие предложения, ухудшающего предложение, ухудшающего условия по срокам поставки товара, выполнения работ или оказания услуг; несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки (если требовалось), за исключением случая, указанного в подпункте "д" пункта 8.2 данного порядка.
Пунктом 8.4 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках отказ в допуске к участию в закупке по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 8.3, не допускается.
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В закупочной документации не содержится требования к участникам закупки о представлении копии паспорта АСФ с указанием конкретной зоны ответственности.
Как верно указано судом первой инстанции, паспорт аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, представленный ООО "Гарантспас", полностью соответствует требованиям, установленным в закупочной документации.
Довод ООО "НИИАР-Генерация" о том, что согласно представленному паспорту ООО "Гарантспас" не имеет возможность оказывать услуги на территории г. Димитровграда, поскольку паспорт общества содержит указание на опасные производственные объекты ТЭК, расположенные в г. Ульяновске, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно- спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Деятельность аварийно-спасательных служб (формирований) регулируется Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ), которым определены общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, урегулированы отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 12 Закона N 151-ФЗ предусмотрено, что все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 (далее - Положение об аттестации), аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным указанным Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 Положения об аттестации установлен перечень обязательных требований, предъявляемых при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования).
В соответствии с пунктом 13 Положения об аттестации в аттестационную комиссию представляется заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, в котором указывается полное и (при наличии) сокращенное наименования аварийно-спасательной службы (формирования), организационно-правовая форма юридического лица и место нахождения юридического лица (в случае, если аварийно-спасательная служба (формирование) является юридическим лицом), место дислокации, телефон руководителя и оперативного дежурного.
Согласно пункту 16 Положения об аттестации по результатам аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ; б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ; в) отказать в аттестации на право ведения аварийно- спасательных работ.
Пунктом 18 Положения об аттестации предусмотрено, что аварийно-спасательной службе (формированию), в отношении которой аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
В соответствии со свидетельством от 07.09.2016 N 16/2-1-376 ООО "Гарантспас" является профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестовано на право проведения аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные работы, газоспасательные работы; срок действия - до 07.09.2019. Указанное свидетельство размещено на официальном сайте ООО "Гарантспас" http://garantspas.ru/ в разделе "Документы".
Согласно подпункту "г" пункта 9 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Приказом МЧС России от 20.02.2013 N 102, все аттестационные комиссии обязаны присваивать аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) регистрационные номера и вести регистрационные реестры аварийно-спасательных служб (формирований), в которые согласно пункту 37 Положения об аттестации заносятся сведения об аттестованных аварийно-спасательных службах (формированиях).
Указанные сведения предоставляются аттестационными комиссиями в Межведомственную аттестационную комиссию в форме копий свидетельств об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и оригиналов паспортов этих служб (формирований).
На основании свидетельств об аттестации и паспортов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вносит сведения в данные учета об аттестованных службах (формированиях). Эти данные отражаются в виде отчета обо всех спасательных формированиях по субъектам Российской Федерации и размещаются на официальном сайте МЧС России в разделе "Аттестованные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования".
Сведения об аттестации ООО "Гарантспас" Отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации АСС (АСФ) и спасателей топливно-энергетического комплекса размещены на официальном сайте МЧС России в разделе "Аттестованные аварийно- спасательные службы, аварийно-спасательные формирования" (http://www.mchs.gov.ru/activities/Attestacija), Приволжский федеральный округ, ГУ МЧС России по Самарской области.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Таким образом, Закон N 151-ФЗ содержит два основания для установления запрета АСС, АСФ на обслуживание организаций по договору и привлечение к проведению аварийно-спасательных работ - это непрохождение аттестации и неподтверждение в ходе проверок готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
По настоящему делу наличие указанных оснований не установлено.
Судом первой инстанции учтено, что форма паспорта аварийно-спасательной службы (формирования) установлена временными методическими рекомендациями по организации работы постоянно действующих аттестационных комиссий по аттестации аварийно-спасательных служб, утвержденными протоколом заседания Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке от 05.06.2012 N 2. Указанный документ в установленном порядке опубликован не был.
Из содержания паспорта следует, что паспорт аварийной службы создается и подписывается начальником аварийно-спасательной службы (формирования), в данном случае - ООО "Гарантспас".
Судом первой инстанции установлено, что представленный в составе заявки паспорт аварийно-спасательной службы ООО "Гарантспас" содержит указание на то, что зоной ответственности являются опасные производственные объекты ТЭК, расположенные в г. Ульяновск. В паспорте аварийно-спасательной службы ООО "Гарантспас" в строке "зона ответственности" указаны опасные производственные объекты ТЭК, расположенные в Ульяновской области. Кроме того, ООО "Гарантспас" представило копию карты зоны ответственности - Ульяновской области.
Ни Законом N 151-ФЗ, ни иными нормативно-правовыми актами не установлены ограничения на привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС как на обслуживаемых объектах и территориях, так и на других объектах и территориях вне зоны обслуживания. Более того, согласно части 4 статьи 11 Закона N 151-ФЗ профессиональные аварийно-спасательные службы имеют право осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.
Указанная позиция также отражена в письме Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий от 16.05.2016 N 18-1-4-1981.
Суд первой инстанции отметил, что в 2015 и 2016 годах ООО "НИИАР-Генерация" заключало с ООО "Гарантспас" аналогичные договоры на оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов.
Поскольку заявка ООО "Гарантспас" содержала все документы и сведения, предусмотренные закупочной документацией, а заказчиком не представлено документального подтверждения невозможности оказания услуг аварийно-спасательными службами (формированиями) вне зоны ответственности, указанной в паспорте аварийно-спасательной службы, отказ в допуске ООО "Гарантспас" к участию в открытом запросе предложений по указанному в протоколе основанию являлся неправомерным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ООО "НИИАР-Генерация" и АО "ЦАС ЭО" об отсутствии у ООО "Гарантспас" права на обжалование действий заказчика и закупочной комиссии в Ульяновском УФАС России.
Положения Закона о закупках не содержат ограничений и запретов на обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг любым юридическим или физическим лицом.
Так, частью 9 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено право обжалования в судебном порядке действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлены случаи обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований этого закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, положения Закона о закупках предусматривают возможность обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган, иные органы, уполномоченные на осуществление контроля, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в судебном порядке.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции относит на АО "ЦАС ЭО" и ООО "НИИАР-Генерация" расходы по уплате государственной пошлины (по 1500 руб.), понесенные ими при подаче апелляционных жалоб.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "НИИАР-Генерация" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 12.05.2017 N 45751 при подаче апелляционной жалобы, АО "ЦАС ЭО" - государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 27.04.2017 N 4408 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 апреля 2017 года по делу N А72-1495/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "НИИАР-Генерация" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить акционерному обществу "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1495/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2017 г. N Ф06-25089/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ"
Ответчик: Управление ФАС по Ульяновской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций", ОАО Центр аварийно-спасательных и экологических операций, ООО "ГАРАНТСПАС"