Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 сентября 2017 г. N Ф05-13495/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 июня 2017 г. |
Дело N А40-233326/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "СТРОИТЕЛЬ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2017 по делу N А40-233326/16, принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению ООО "СТРОИТЕЛЬ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица- Централизованная религиозная организация "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря", Префектура ВАО города Москвы; Департамент культурного наследия г. Москвы.
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Путенко М.В. по доверенности от 16.01.2017; |
от третьего лица |
не явился, извещен; не явился, извещен; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТРОИТЕЛЬ" (далее по тексту заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы, оформленного письмом N 33-5-121407/16-(0)-1 от 08.09.2016 г., об обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить ООО "СТРОИТЕЛЬ" государственную услугу "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25 А, на котором расположено нежилое здание (г. Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25 А, стр. 17).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к ответчику с запросом о предоставлении государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка", расположенного по адресу: Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А.
Основанием для обращения с запросом послужила необходимость оформления земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный под зданием, принадлежащим заявителю на праве собственности (Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А, стр. 17).
Заявителю 08.09.2016 было отправлено письмо, в котором сообщалось об отказе в предоставлении данной государственной услуги N 33-5-121407/16-(0)-1.
Из письма следует, что основанием для отказа является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
В письме также сообщается, что объект по указанному адресу (Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А, стр. 17) включен в приложение 2 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" под N 214.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно - земельных отношений.
В целях реализации указанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом. Предоставление государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" регламентировано приложением 21 к указанному постановлению (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 2.10.1.2.4 Административного регламента основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП утвержден Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках, согласно п. 214 которого объекты, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Преображенский Вал, вл. 25А, стр. 13 включен в указанный Перечень, т.е. выявлен как объект недвижимости, размещенный без разрешительной документации.
Указанный пункт Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП в установленном законом порядке никем не оспорен и не отменен.
Заявителем не оспаривается факт включения объекта недвижимого имущества заявителя в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП Перечень.
При этом ответчик не уполномочен на совершение действий по исключению объекта общества из Перечня, поскольку включение и исключение в Перечень земельных участков к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП осуществляется не Департаментом городского имущества города Москвы, а Правительством г. Москвы посредством внесения изменений в указанное постановление в соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы".
Доказательств обращения в уполномоченный суд с требованием о признании недействительным постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части пункта 214 Приложения N 3 к постановлению обществом не представлено.
Согласно пункту 31 статьи 24 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 4.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для принятия до 01.01.2020 решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
При указанных обстоятельствах, отказ Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении заявителю названной государственной услуги является законным.
Кроме того, земельный участок по адресу: г.Москва, ул. Преображенский Вал, вл. 25А входит в территорию объединенных охранных зон, территорию охраняемого культурного слоя, территорию зоны охраняемого природного ландшафта, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)". Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины XVIII-XIXвв., арх. М.Ф. Казаков, отнесен к памятникам истории и культуры на основании Приказа Росохранкультуры N 182 от 14.02.2011.
Согласно п. 1 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 на территории памятника запрещена строительная и хозяйственная деятельность, кроме реставрации, регенерации и мероприятий для обеспечения физической сохранности памятника и условий его восприятия.
Для территорий памятников, характеризующихся особой архитектурно-художественной значимостью и ансамблевыми качествами, определен режим комплексной научной реставрации, предусматривающий обеспечение условий физической сохранности памятника, документированное восполнение утрат, устранение или нейтрализацию искажений.
Все работы по восстановлению, благоустройству, приспособлению и экспонированию объекта проводятся в рамках проекта реставрации. В случае утраты памятник подлежит строго документированному воссозданию.
Объект Заявителя входит в территорию земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:40, который находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Централизованной религиозной организации "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря" на основании государственного акта от 18.08.1999 N М-03- 013956.
Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины и Никольского единоверческого монастыря по адресам: г. Москва, ул. Преображенский Вал, д. 17 и д. 25 был отнесен к памятникам истории и культуры Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 и Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов историческою и культурного наследия федерального значения".
В соответствии с абз. 4 п. 4 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР N 203 от 13.05.1986 г. территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально.
Статус территории памятника истории и культуры отражен в выданном Совету церковных приходов Преображенского монастыря государственном акте на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком по ул. Преображенский вал, д. 25 от 18.08.1999 N М-03-013956.
В соответствии со ст. 5 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от 25.07.2002 N 75-ФЗ, земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и названным Федеральным законом. Указанные обстоятельства установлены судом по делу N А40-104512/2014.
Таким образом, на территории таких земельных участков ограничивается ведение хозяйственной деятельности и запрещается строительство, реконструкция, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, а также необходимо выполнять требования об охране, реабилитации, воссоздании растительного и почвенного покрова.
Оспаривая отказ в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А", ООО "СТРОИТЕЛЬ" ссылается на наличие исключительного случая, а именно завершены судебные разбирательства по делу N А40-76436/2012, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Судебные разбирательства с префектурой Восточного административного округа города Москвы по делу N А40-76436/2012 окончены 18.07.2013, пункт 214 - объекты Заявителя, введен в постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" постановлением Правительства Москвы от 29.07.2014 N 425-1111, то есть значительно позже судебных разбирательств, па которые ссылается Заявитель.
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, выявленных после окончания судебных разбирательств с Префектурой Восточного административного округа города Москвы.
Из изложенного следует, что отказ Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении заявителю названной государственной услуги является законным.
С учетом того, что правовой режим земельного участка исключает возможность его предоставления в собственность заявителя, оспариваемый отказ в предварительном согласовании представления земельного участка не нарушает права и законные интересы ООО "СТРОИТЕЛЬ".
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.04.2017 по делу N А40-233326/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "СТРОИТЕЛЬ" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233326/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 сентября 2017 г. N Ф05-13495/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬ"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: Департамент культурного наследия г.Москвы, ПРЕФЕКТУРА ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, Религиозная организация Централизованная "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря", Религиозная организация Централизованная "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря"