Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф05-15681/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
13 июля 2017 г. |
Дело N А40-174395/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей Д.В. Пирожкова, О.Г. Головкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Фоминым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2017 по делу N А40-174395/2016, принятое судьёй Семушкиной В.Н., по иску ООО "Трансойл" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 17 246 029 рублей 22 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Баширов Р.А. (доверенность от 11.01.2016),
от ответчика - извещён, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ООО "Трансойл" (далее - истец) к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 17 246 029 рублей 22 копеек неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2017 иск удовлетворен.
Суд первой инстанции указал, что ответчиком неправомерно осуществлено списание денежных средств с лицевого счета истца.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и привел доводы, которые рассмотрены ниже.
В отзыве истца содержатся возражения на доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2017 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцом (клиент) и ответчиком заключен договор N 258-жд от 02.04.2008, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с расчетами и оплатой провозных платежей при перевозках грузов, организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном, транзитном и внутригосударственном сообщениях, возмещения расходов ОАО "РЖД", обусловленных выполнением таможенных операций и иных услуг/работ, выполняемых ОАО "РЖД" при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО "РЖД" и клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ) (раздел I. "Предмет договора").
Ведение лицевого счета истца осуществляется в ЦФТО - филиале ОАО "РЖД", который и производит списание с ЕЛС Клиента причитающихся РЖД платежей. В соответствии с пунктами 2.3.1, 3.2 договора N 258-жд ОАО "РЖД" произвело списание с ЕЛС ООО "Трансойл" начисленной провозной платы за несвязанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
В соответствии с частью 16 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (в редакции от 31.12,2014 N 503-ФЗ) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от владельцев порожних грузовых вагонов (в том числе перевозчиков, являющихся такими владельцами), указанные лица вносят владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе.
ОАО "РЖД" получило денежные средства от истца без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Статья 1102 ГК РФ предусматривает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в отсутствие вины истца, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы, о том, что истец не подтвердил, что вагоны находились в ремонте и что ремонт вагонов осуществлялся, подлежит отклонению.
Вагоны-цистерны истца, заявленные в иске, следовали в ремонт, о чем указано в каждом договоре перевозки (транспортной железнодорожной накладной); при этом доставка вагонов на станцию ремонта осуществлялась самим ответчиком.
В материалах дела имеется справка Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" от 11.04.2016 исх.-2569/ГВЦ, содержащая информацию о дате начала и окончания плановых видов ремонта подвижного состава собственности истца, зарегистрированных в автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов.
Из содержания представленной справки следует, что на все вагоны, указанные в расчете иска, перевозчиком / ОАО "РЖД" были выписаны уведомление формы ВУ-23 (документ, удостоверяющий технически неисправное состояние вагона) и уведомление формы ВУ-36 (документ, удостоверяющий выполнение ремонта вагона в полном соответствии с правилами ремонта, техническими условиями, чертежами и пригодность вагона для дальнейшей эксплуатации).
Довод ответчика о том, что указание истцом в накладных "следует в ремонт рабочим парком" или "для подготовки в ремонт" не является основанием для применения п. 2.16.2 Прейскуранта N 10-01, также подлежит отклонению.
Согласно Прейскуранту N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденному Федеральной энергетической комиссией от 17.06.2003 N 47-Т/5, при расчете провозной платы перевозчиком учитывается наименование перевозимого груза, что влияет на конечную сумму платы за перевозку грузов.
Расчет провозных платежей по спорным отправкам произведен перевозчиком в соответствии с пунктом 2.16.1 Прейскуранта N 10-01.
Пунктом 2.16 Прейскуранта N 10-01 определена плата за порожний пробег с локомотивом ОАО "РЖД" собственных (арендованных) вагонов и другого подвижного состава на своих осях.
Согласно пункту 2.16.1 Прейскуранта N 10-01 плата за порожний пробег с локомотивом ОАО "РЖД" собственных (арендованных) вагонов предусмотрена при перевозке исправных порожних грузовых вагонов всех форм собственности, используемые для перевозки грузов.
Пункт 2.16.2 Прейскуранта N 10-01 предусмотрен только для начисления платы за пробег с локомотивом ОАО "РЖД" собственных (арендованных) вагонов в ремонт и из ремонта, не предусматривающий деление тарификации перевозок на рабочий и/или нерабочий парк, досрочный (ранее срока) и/или плановый ремонт.
Деление вагонов на рабочий и нерабочий парк правового значения при начислении провозной платы не имеет, что следует из буквального толкования раздела 2.16 "Определение платы за порожний пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) вагонов и другого подвижного состава на своих осях" Прейскуранта N 10-01.
В рассматриваемом случае правовое значение имеет цель перевозки: в ремонт и из ремонта. В накладных грузоотправителем указано, что вагоны следуют в ремонт.
Таким образом, ответчик произвел списание денежных средств с единого лицевого счета истца без учета цели перевозки, что является незаконным.
Согласно действующей технологии работ на сети железных дорог России следование вагонов в ремонт (досрочный, плановый) рабочим или нерабочим парком не может быть осуществлено без проведения подготовительных работ на промывочно-пропарочных станциях (ППС), которые находятся в большинстве случаев на территории ремонтного депо, на станции нахождения депо или на ближайшей станции к нему.
При направлении исправных/неисправных порожних вагонов назначением в вагоноремонтные депо, где на их территории расположена ППС, при наличии/отсутствии уведомления формы ВУ-23-м и сопроводительного листка формы ВУ-26-м, оформленный документ истца с указанием в нем цели перевозки "В ремонт", "В ремонт ранее срока", агентами ответчика согласно пункту 22.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом при визировании отклоняется, что впоследствии приводит к неприему вагона к перевозке.
Поскольку ППС находятся на территории вагоноремонтных предприятий и без проведения подготовительных мероприятий для проведения ремонта вагон не будет принят к осмотру и ремонту, ответчик оставляет за собой право требовать от истца оформление документов назначением/адресатом ВРП, но при этом применяет тарификацию перевозки согласно пункта 2.16.1 Прейскуранта N 10-01, ссылаясь на оформление таких перевозок вагонов из-под опасного груза через пункты промывки, пропарки двумя накладными.
Вопреки доводам ответчика, в данном случае перевозка от станции ППС до станции ВРП отсутствует, в связи с чем оснований для применении пункта 2.16.1 Прейскуранта N 10-01 не имеется.
Ссылка ответчика на то, что ему недостаточно для тарификации одного уведомления формы ВУ-23 на станции назначения, подлежит отклонению.
Уведомление формы ВУ-23 - документ, удостоверяющий технически неисправное состояние вагона; указанный документ выписывает сам перевозчик / ответчик, а поэтому не имеет правового значения, когда этот документ им выписан.
Судом первой инстанции объективно установлено, что справкой Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" от 11.04.2016 исх.-2569/ГВЦ подтверждается информация о дате начала и окончания плановых видов ремонта подвижного состава собственности истца со ссылкой на уведомления формы ВУ-23.
Довод ответчика о необоснованном указании в накладной в отношении любого вагона о его направлении в ремонт является ошибочным.
Согласно пункту 2.16.2 Прейскуранта N 10-01 плата за пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) вагонов в ремонт и из ремонта, определяется по ставкам за ось в зависимости от расстояния перевозки и количества осей вагона по тарифным схемам NN 25 - 29 по второму тарифному классу с применением коэффициентов, указанных в таблице N 3 приложения 3 настоящего Тарифного руководства и без применения других коэффициентов, указанных в подпунктах 2.5.1 и 2.16.1 настоящего Тарифного руководства.
В рассматриваемом случае правовое значение имеет цель перевозки: в ремонт и из ремонта. В накладных грузоотправителем указано, что вагоны следуют в ремонт.
Оснований для применения статьи 10 ГК РФ не имеется.
Иных доводов в обоснование незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции ответчиком не приведено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2017 по делу N А40-174395/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Трубицын |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174395/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф05-15681/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТРАНСОЙЛ"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"