Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2018 г. N Ф02-5440/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
12 июля 2017 г. |
Дело N А58-865/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.Л. Каминского, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха Якутия от 04.05.2017 по делу N А58-865/2017 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435242617, ОГРН 1111435006935) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) о признании недействительными решения от 26.12.2016 по делу N 02- 22/16А о нарушении антимонопольного законодательства, предписания от 26.12.2016 по делу N 02-22/16А о нарушении антимонопольного законодательства,
суд первой инстанции, судья Устинова А.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа,
Тетерина Михаила Трифоновича ( 677901, г. Якутск ): не было;
Аникиенко Александра Васильевича ( 677901, г. Якутск): не было;
Егоровой Кристины Анатольевны ( 677901, г. Якутск): не было;
Стручковой Зои Дмитриевны ( 677901, г. Якутск): не было;
установил:
Заявитель, муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительными решения от 26.12.2016 по делу N 02-22/16А о нарушении антимонопольного законодательства, предписания от 26.12.2016 по делу N 02-22/16А о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 04.05.2017 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Действия МУП "Жилкомсервис" правомерно и обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как действия, которые привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, исходя из конкретных обстоятельств их совершения, установленных судом и подтвержденных материалами дела.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение УФАС по РС (Я) соответствует действующему закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Предприятие, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель предприятия в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда являются ошибочными не соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Кроме того суд первой инстанции дал неправильное токование нормам права подлежащим применению, поскольку в действиях предприятия нет нарушений антимонопольного законодательства.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 08.06.2017.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции установил, что в связи с наличием в действиях МУП "Жилкомсервис" нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" Якутским УФАС России в адрес МУП "Жилкомсервис" на основании статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" 10 мая 2016 года исх. N 02/2431 было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Данное предупреждение указывало МУП "Жилкомсервис" на необходимость принятия мер о прекращении действий, об устранении причин и условий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в ущемлении интересов граждан городского округа "город Якутск" на свободный выбор услуг вывоза (транспортировки) и размещения ТБО с их зон индивидуальной жилой застройки, в выстраивании преддоговорной политики с населением Якутского городского округа при несоблюдении принципов гражданского законодательства и правил в сфере обращения бытовых отходов, путем:
- прекращения навязывания населению городского округа "город Якутск" мкр. Марха, в том числе гражданину Тетерину М.Т., обязанности заключать договора на оказание услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов с их частных домовладений (с санитарных точек, контейнерным способом) именно с МУП "Жилкомсервис", представленного публичной офертой на официальном сайте сети "Интернет" Предприятия http://mupgks.ru/, иной другой публичной площадки (СМИ, рекламы на телевидение, официальный сайт сети "Интернет" администрации городского округа "город Якутск" или иных хозяйствующих субъектов и пр.);
- прекращения необоснованного выставления в адрес граждан, в том числе гражданину Тетерину М.Т., владеющих объектами индивидуальной жилой застройки на территории городского округа "город Якутск", счет-квитанций на оплату услуг по вывозу и размещению бытовых отходов с их частных домовладений (с санитарных точек, контейнерным способом) без имеющихся договорных отношений с такими лицами.
Предупреждение поступило в адрес МУП "Жилкомсервис" 11.05.2016 г. (вх. МУП "Жилкомсервис" N 965) и подлежало обязательному рассмотрению Предприятием в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента его получения.
В связи с неисполнением МУП "Жилкомсервис" выданного предупреждения в отношении него было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 02-22/16А по признакам нарушения пункта 3 части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения указанного дела, 26.12.2016 комиссией Якутского УФАС принято решение по делу N 02-22/16А о нарушении антимонопольного законодательства, которым МУП "Жилкомсервис" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 1), а также решено выдать предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (п. 2) и передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (п. 3) (том 2 л.д. 158-170).
Предприятие посчитав, что указанное решение и предписание нарушают его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" является хозяйствующим субъектом на территории городского округа "Город Якутск" включая мкрн. Марха, как специализированная организация, осуществляющая деятельность по вывозу отходов, имеющая соответствующую лицензию и транспорт.
При этом, МУП "Жилкомсервис" с 01.01.2014 определена Администрацией Городского округа "Город Якутск" как специализированная организация, осуществляющая деятельность по вывозу отходов, имеющей соответствующую лицензию и транспорт на территории мкрн. Марха, в связи с чем ей был установлен тариф на осуществление указанной деятельности в мкрн. Марха (т.1, л. 67).
МУП "Жилкомсервис" имеет бессрочную лицензию 14 N 00158 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, с видом работ по размещению отходов I-IV классов опасности.
Названные обстоятельства материалами дела подтверждаются и не оспариваются участниками по делу.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Статьей 4 названного закона установлено, что:
- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
- потребитель - юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар.
Понятие доминирующего положения дано в ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что арбитражным судам при рассмотрении дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, выражающимися в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, надлежит учитывать следующее.
Условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе, территориальными пределами) определяются статьей 5 этого Закона.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. Кроме того, следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг вывоза (транспортировки) и размещения (утилизации) твердых бытовых/коммунальных отходов физических лиц с зон индивидуальной жилой застройки на территории городского округа "город Якутск", о чем составлен Аналитический отчет, утвержденный руководителем УФАС по РС (Я) от 13.10.2016 (том 2 л.д. 38-57)
По результатам проведенного анализа Якутским УФАС признано, что МУП "Жилкомсервис" занимает доминирующее положение на рынке услуг транспортировки (вывоза) и размещения (утилизации) твердых бытовых/коммунальных отходов физических лиц из зон индивидуальной жилой застройки на территории город Якутска с долей 100% по услугам размещения (утилизации) ТБО; с долей 93,32% по услугам вывоза (транспортировки) ТБО.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и, по сути, не оспаривается заявителем.
Кроме того, в анализе сделан вывод о том, что рынок услуг по вывозу (транспортировке) и размещению (утилизации) твердых бытовых/коммунальных отходов физических лиц с зон индивидуальной жилой застройки в географических границах городского округа "Город Якутск" относится к типу рынков с высокой концентрацией, указанный рынок является монополизированным, со слабо развитой конкуренцией.
Рассмотрев жалобу гр. Тетерина М.Т., а также исследовав представленные документы, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении МУП "Жилкомсервис" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в совершении действий в отношении заявителя и неопределенного круга потребителей услуг вывоза и утилизации ТБО из зоны индивидуальной жилой застройки ГО "город Якутск" и мкрн. Марха, а также потенциальных потребителей (физических лиц) по навязыванию таким физическим лицам обязанности оплачивать услугу, с предоставлением которой неопределённый потребитель может быть и не согласен в связи с отсутствием намерения заключать договор на оказание таких услуг, опубликовав в виде публичной оферты на сайте предприятия.
Таким образом, оспариваемым решением, предприятию вменяется нарушение им, как, хозяйствующим субъектом занимающего доминирующее положение, запрета на осуществление действий, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно положениям статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
При этом органы местного самоуправления городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют лишь организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований (пункт 24 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Непосредственно бремя утилизации отходов (заключения договоров с лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, несения расходов по оплате их услуг) возлагается на их собственника, то есть лицо, в результате деятельности которого эти отходы образовались.
Решением Якутской городской Думы от 16.06.2011 N РЯГД-35-10 утверждены Правила благоустройства ГО "город Якутск" действующие на территории Якутского городского округа, в том числе микрорайона Марха.
Пунктом 3.7.2 правил установлено, что вывоз бытовых отходов с территории объектов индивидуального жилищного строительства осуществляется по договору между владельцем индивидуального жилого дома и специализированной организацией, осуществляющей деятельность по вывозу отходов, имеющей соответствующую лицензию и транспорт, а крупногабаритные отходы и строительный мусор - самостоятельно владельцем индивидуального жилого дома с приобретением соответствующих талонов для вывоза отходов на полигон.
Пунктом 3.7.3 Правил установлено, что заключение договора на вывоз отходов между специализированной организацией и владельцами индивидуальных жилых домов является обязательным.
Пунктом 3.7.8 Правил установлено, что вывоз отходов с территории индивидуальных жилых домов осуществляется по договору между владельцем индивидуального жилого дома и специализированной организацией либо самостоятельно владельцем индивидуального жилого дома в случае приобретения им талонов для самостоятельной утилизации отходов на полигоне.
Самостоятельная утилизация отходов (в том числе сухой листвы, травы, мусора) любыми способами, в том числе путем сжигания, на территориях объектов индивидуального жилищного строительства и в других местах, не отведенных для этих целей, запрещается.
Из указанных правил следует, что вывоз бытовых отходов должен осуществляться как с территории объектов индивидуального жилищного строительства, так и с территории индивидуальных жилых домов.
При этом вывоз бытовых отходов с территории объектов индивидуального жилищного строительства осуществляется по договору между владельцем индивидуального жилого дома и специализированной организацией.
Вывоз бытовых отходов с территории индивидуальных жилых домов осуществляется по договору между владельцем индивидуального жилого дома и специализированной организацией либо самостоятельно владельцем индивидуального жилого дома в случае приобретения им талонов для самостоятельной утилизации отходов на полигоне.
В последнем случае вывоз бытовых отходов осуществляется либо по договору со специализированной организацией, либо самостоятельно на основании приобретённых специальных талонов.
Самостоятельная утилизация отходов (в том числе сухой листвы, травы, мусора) любыми способами, в том числе путем сжигания, на территориях объектов индивидуального жилищного строительства и в других местах, не отведенных для этих целей, запрещается.
В любом случае заключение договора на вывоз отходов между специализированной организацией и владельцами индивидуальных жилых домов является обязательным, поскольку как заключение отдельного договора, так и покупка талонов является формой договорных отношений.
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 08.10.2015 N 261п "Об организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с зоны индивидуальной жилой застройки городского округа "город Якутск" утверждено Положение "Об организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с зоны индивидуальной жилой застройки городского округа "город Якутск".
Пунктом 1.1 Положения установлено, что специализированная организация по транспортированию твердых коммунальных отходов - либо единый оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа "город Якутск", либо юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющий сбор и транспортирование отходов на специализированном транспорте, имеющий договор с единым оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа "город Якутск".
Пунктом 4.1 Положения установлено, что сбор и транспортирование отходов из зоны индивидуальной жилой застройки производится на основании заключенного договора за счет средств физических лиц, проживающих в зоне индивидуальной жилой застройки. Физические лица, проживающие в зоне индивидуальной жилой застройки, заключают договоры на сбор и транспортирование отходов со специализированной организацией в соответствии с действующим законодательством. Заключение договора на сбор и транспортирование отходов возможно на основании публичной оферты.
Пунктом 4.4 Положения установлено, что физическое лицо, проживающее в зоне индивидуальной жилой застройки, на основании заключенного договора со специализированной организацией обеспечивает доступ на территории объектов индивидуального жилищного строительства, земельные участки, на которых расположены специально оборудованные площадки для установки мусоросборников, и не препятствует сбору и транспортированию отходов специализированной организацией.
Пунктом 4.5 Положения установлено, что сбор и транспортирование отходов в зоне индивидуальной жилой застройки производится специализированной организацией на основании договора и по установленному графику и маршруту.
Пунктом 4.6 Положения установлено, что оплата физическими лицами, проживающими в зоне индивидуальной жилой застройки, за услуги сбора и транспортирования отходов производится в порядке, установленном договором.
Пунктом 7 Положения установлено, что тариф по сбору и транспортированию отходов устанавливается в порядке, установленном законодательством, и прописывается в договоре на сбор и транспортирование отходов. При этом специализированная организация при расчете тарифа включает расходы на сбор, транспортирование и размещение отходов либо прием отходов на перевалочный пункт.
Из указанного также следует, что сбор и транспортирование отходов из зоны индивидуальной жилой застройки производится на основании заключенного договора, заключение которого возможно, в том числе и на основании публичной оферты.
Учитывая природу указанного договора, суд апелляционной инстанции считает, что его заключение подлежит в порядке установленным гражданским законодательством, в том числе главой 39 Гражданского кодекса РФ, с учетом Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155.
В частности, пунктом 7 Правил установлено, что заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.
Форма документа устанавливается исполнителем.
Кроме того, вышеуказанные правила и Положения позволяют заключить договор путем размещения публичной оферты, в порядке главы 28 Гражданского кодекса РФ.
Между тем указанное не освобождает собственников объектов индивидуального жилищного строительства в обязательном порядке заключать договоры со специализированной организацией, осуществляющей деятельность по вывозу отходов, имеющей соответствующую лицензию и транспорт на вывоз твердых бытовых отходов, в любой форме.
Суд апелляционной инстанции также считает, что вывоз твердых бытовых отходов с территории объектов индивидуального жилищного строительства и с территории индивидуальных жилых домов регулируется не только вышеназванными правовыми нормами, но также и жилищным законодательством.
Так, ст. 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч.1).
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч.2).
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3).
Статьей 8 Жилищного кодекса РФ установлено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Статья 30 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч.5).
Статья 154 Жилищного кодекса РФ, устанавливает, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3).
Статьей 155 Жилищного кодекса РФ, установлено, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.9).
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.06.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;
Из указанного следует, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, т.е. оплачивать коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами по делу, что МУП "Жилкомервис" определен Окружной администрации города Якутска специализированной организацией по сбору и транспортированию бытовых отходов на территории ГО "Город Якутск" в зоне индивидуальной жилой застройки, в связи с чем предприятие разместило сведения о прейскуранте цен, о порядке заключения договоров и начисления за оказанные услуги, в том числе на своем сайте.
С учетом выше изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что заключение договора на вывод бытовых отходов является не правом, а обязанностью собственника жилого дома, в связи с чем он обязан заключить такой договор со специализированной организацией по сбору и транспортированию бытовых отходов.
При этом, в силу указанного выше законодательства заключение такого договора возможно как путем заключения письменного соглашения, так и путем приобретения специального талона для вывоза отходов на полигон.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Правила благоустройства городского округа "город Якутск" принятые решением Якутской городской Думы от 16.06.2011 N РЯГД-35-10, Постановление Окружной администрации г. Якутска от 08.10.2015 N 261п "Об организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с зоны индивидуальной жилой застройки городского округа "город Якутск" утвердившее "Положение "Об организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с зоны индивидуальной жилой застройки городского округа "город Якутск" устанавливают, что сбор и транспортирование отходов из зоны индивидуальной жилой застройки производится на основании договора со специализированной организацией, по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Жилищный кодекс РФ устанавливает, что сбор и транспортирование отходов из зоны индивидуальной жилой застройки производится на основании договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом, под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Между тем, Положением "Об организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с зоны индивидуальной жилой застройки городского округа "город Якутск" установлено, что специализированная организация по транспортированию твердых коммунальных отходов - либо единый оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа "город Якутск", либо юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющий сбор и транспортирование отходов на специализированном транспорте, имеющий договор с единым оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа "город Якутск" (п.1.1 Положения).
Принимая во внимание полномочия Окружной администрации города Якутска, вытекающие из статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции усматривает, что предоставленный выбор потребителю на заключение договоров на оказание услуг по вывозу и утилизации ТБО, в любом случае не освобождает его от заключения таких договоров в обязательном порядке со Специализированной организацией по транспортированию твердых коммунальных отходов, к каковым отнесено МУП "Жилкомсервис".
Материалами дела не подтверждается, что третьи лица по делу, утверждая о нарушении их прав действиями МУП "Жилкомсервис" заключили аналогичные договоры с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо осуществили вывоз и уборку твердых коммунальных отходов путем приобретения разовых талонов.
Оценивая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции о том, что МУП "Жилкомсервис" навязывает населению городского округа "город Якутск", включая население микрорайона Марха, в том числе гражданину Тетерину М.Т. (обратившемуся в антимонопольный орган) заключение договора на оказание услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов с их частных домовладений (с санитарных точек, контейнерным способом) являются ошибочными, не нашедшие подтверждения материалами дела и основанных на неверном установлении фактических обстоятельств дела и неверном толковании норм действующего законодательства.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что МУП "Жилкомсервис" взымает плату за оказываемые услуги на основании Постановления Окружной администрации города Якутска N 374 п от 27.12.2013 года, которым для предприятия установлены с 01.01.2014 года тарифы на услуги по выводу твердых бытовых отходов (т. 1, л. 67-68).
Статьей 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (ч.1).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится, в том числе на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч.2).
Поскольку проектом Договора на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых коммунальных отходов от санитарной точки (контейнерным способом) не установлено иного, МУП "Жилкомсервис" на законных основаниях, не только вправе, но и обязано направлять получателям коммунальной услуги по вывозу твердых бытовых отходов платежные документы установленного образца и в установленные сроки.
Таким образом, выводы суда первой инстанции и антимонопольного органа о том, что МУП "Жилкомсервис" необоснованно выставляет в адрес граждан, в том числе гражданина Тетерина М.Т., владеющим объектами индивидуальной жилой застройки на территории городского округа "город Якутск", счет-квитанций на оплату коммунальных услуг по вывозу и размещению бытовых отходов с их частных домовладений (с санитарных точек, контейнерным способом) без имеющихся договорных отношений с такими лицами, ошибочными не учитывающими, что данные лица обязаны заключить такие договоры в силу указанных выше правил.
Доказательств, что МУП "Жилкомсервис" выставлял счета на оказание коммунальных услуг при условии, что указанные граждане владеющие объектами индивидуальной жилой застройкой на территории городского округа "город Якутск" мкрн. Марха, аналогичные договоры заключили с иными специализированными организациями на предоставление аналогичных коммунальных услуг ни антимонопольный орган, ни суд первой инстанции не установили.
Как установил антимонопольный орган, суд первой инстанции и не оспаривается сторонами, на официальном сайте МУП "Жилкомсервис" http://mupgks.ru/ размещена публичная оферта в виде договора на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) ТБО с санитарной точки (контейнерным способом) с собственниками микрорайона Марха, города Якутска с указанием на то, что договор вступает в силу с 01.05.2014.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и сайт общества, установил, что пройдя по ссылке "договора" появляются ссылки "вывоз сухого мусора (талоны) ТКО", "(Марха) ТКО", "оферта (Марха) ТКО".
Пройдя по ссылке "оферта (Марха) ТКО" появляется проект Договора на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых коммунальных отходов от санитарной точки (контейнерным способом).
Действительно в п. 6.1 проекта договора указано, что он вступает в силу с 01.05.2014 года.
Оценивая данное обстоятельство, суд апелляционной инстанции усматривает, что указанное не нарушает запрета установленного ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ограничивающего ущемление интересов неопределенного круга потребителей, по следующим основаниям.
Названная дата является датой, с которой МУП "Жилкомсервис" приобрело, по указанию муниципального образования городского округа "Город Якутск" обязанность предоставлять указанную "коммунальную услугу" на территории микрорайона Марха, города Якутска и с указанной даты предприятие несет ответственность за ее предоставление на указанной территории жителям имеющих на ней домовладения.
Одновременно с указанной даты, обязанности МУП "Жилкомсервис" корреспондирует обязанность собственника жилого дома (домовладения) оплачивать коммунальные услуги.
Доказательств, что МУП "Жилкомсервис" указанным возлагала обязанности на лиц приобретших домовладения на указанной территории после указанной даты, вносить плату за коммунальные услуги с указанной даты, в материалы дела не представлено, фактов таких ни антимонопольным органом, ни судом первой инстанции не установлено.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждается, что указанными действиями МУП "Жилкомсервис" нарушило запрет, установленный ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающий лицам, занимающим доминирующее положение действия результатом которых являются или могут являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей.
Доводы антимонопольного органа и суда первой инстанции о том, что МУП "Жилкомсервис" оказывает рассматриваемую коммунальную услугу ненадлежащим образом, в данном конкретном случае не имеет значения, поскольку указанное само по себе не свидетельствует о нарушении предприятием указанного запрета.
В тоже время в деле отсутствуют относимые и допустимые доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что именно такими действиями предприятием нарушается указанный запрет.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение и предписание нарушают права и законные интересы МУП "Жилкомсервис" и не соответствуют нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о нарушении МУП "Жилкомсервис" запрета, установленного ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в виде создания предприятием, как занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, ущемление интересов неопределенного круга потребителей.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку факт нарушения МУП "Жилкомсервис" запрета, установленного ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" материалами дела не подтверждается, то решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными и неправильном истолковании закона, в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требования МУП "Жилкомсервис" подлежат удовлетворению.
Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 N 32 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства" разъяснено, что требование о признании недействительными решения антимонопольного органа и выданного на его основе предписания следует рассматривать как одно требование (п.1).
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в пользу МУП "Жилкомсервис" судебные расходы в размере 4 500 руб.
Вернуть МУП "Жилкомсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 руб. по платежному поручению N 392 от 15.02.2017.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) края от 04.05.2017 по делу N А58-865/2017 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Решение от 26.12.2016 по делу N 02-22/16А о нарушении антимонопольного законодательства, предписание от 26.12.2016 по делу N 02-22/16А о нарушении антимонопольного законодательства принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) признать незаконными как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Жилищному кодексу Российской Федерации.
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) устранить нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) в пользу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435242617, ОГРН 1111435006935) судебные расходы в размере 4 500 руб.
Вернуть из федерального бюджета муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435242617, ОГРН 1111435006935) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-865/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2018 г. N Ф02-5440/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Аникеенко Александр Васильевич, Егорова Кристина Анатолевна, Стручкова Зоя Дмитриевна, Тетерин Михаил Трифонович