г. Москва |
|
17 июля 2017 г. |
Дело N А40-6869/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Сазоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2017, принятое судьей Ереминой И.И. (шифр судьи 170-96), в порядке упрощенного производства
по делу N А40-6869/17,
по исковому заявлению Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ИЛЬИНКА, 9, СТР.1)
о взыскании денежных средств,
Без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 11.669 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 апреля 2017 года по делу N А40-6869/17 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон в порядке 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2017 г. по делу N А40-6869/17 подлежит изменению, по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что в 2015 году АО "ФПК" оказало услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортном на общую сумму 11.669 руб. 20 коп. в Забайкальском каре и Амурской области в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993, что подтверждается материалами дела.
Согласно реестрам оформленных проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом составила 11.669 руб. 20 коп.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у истца образовались убытки в размере 11.669 руб. 20 коп.
Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира.
Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, инициалах пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате отправления, номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда, с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме, стоимости проезда недополученной.
Также сведения о перевозчике содержатся в справке о стоимости бесплатных и льготных перевозок автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками АСУ "Экспресс".
Пункты 17, 18 "Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом", утвержденные приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. N 473 предусматривают, что оформление безденежных или льготных проездных документов (билетов) для проезда в поездах дальнего следования осуществляется в билетной кассе. При оформлении безденежных или льготных проездных документов (билетов) для проезда в поездах дальнего следования талоны на право бесплатного и льготного проезда остаются в билетной кассе. По талонам, действительным в течение указанного на них года, оформление безденежных и льготных проездных документов (билетов) производится на поезда отправлением до 31 декабря, а на проезд обратно - до 31 января года, следующего за указанным в талоне.
В соответствии с Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, а также выполнение дополнительных работ, связанных с перевозкой пассажиров входит в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются Федеральной службой по тарифам. Тарифы, сборы и платы в отношении международных транзитных железнодорожных перевозок установлены в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Таким образом, недополученная стоимость проезда льготных категорий граждан является для истца убытками.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ" от 10.01.2003 N 17-ФЗ предусматривает, что потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании ФЗ "О ветеранах" были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 было заключено "Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним", которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время (далее - Соглашение).
В соответствии с указанным Соглашением инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств-участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50 процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно статье 3 Соглашения участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50-процентную скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
Статья 6 Соглашения предусматривает обязанность транспортных организаций обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
В соответствии со статьей 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России.
Статьей 7 ГК РФ признано верховенство международных договоров Российской Федерации по отношению к внутрироссийскому гражданскому законодательству. В силу статьи 13 АПК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса РФ" разъяснил, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ГК РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета выпадающих доходов транспортной организации возникает из международного Соглашения от 12.02.1993, предусматривающего предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом.
Предусмотренные Соглашением от 12.03.1993 льготы являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией или муниципальным образованием.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Расчет убытков судом проверен и признан правильным.
Доказательств оплаты в материалы дела не представлено. Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку не нашли своего документального подтверждения.
Соглашение от 12.03.1993 г. является действующим межгосударственным документом о взаимном признании прав на льготный проезд инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Исходя из ст. 6 соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в соглашении, независимо от места их проживания.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2015 г. по делу N А40-113442/2013 отражено, что льготный проезд указанным в соглашении лицам должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и при передвижении внутри государства его места жительства, так и при передвижении из одного государства в другое.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Между тем, взыскивая долг непосредственно с Министерства финансов Российской Федерации, суд первой инстанции не учел, что должником в данном случае является Российская Федерация.
Учитывая, что Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Следовательно, при удовлетворении иска в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, а не с Министерства финансов Российской Федерации.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2017 г. по делу N А40-6869/17 изменить, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) за счет казны РФ в пользу Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738) 11.669 руб. 70 коп. основного долга, а также 2.000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6869/2017
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания", АО "Федеральная пассажирская компания", в лице Забайкальского филиала-вагонного участка Чита, АО ФПК
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24386/17