Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2017 г. N Ф03-3641/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
17 июля 2017 г. |
А73-18276/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия: не явились;
от ФКУ "ОСК Восточного военного округа": представителя Кумаева Д.В.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 10.05.2017 по делу N А73-18276/2016
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия
к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
о взыскании задолженности в сумме 3 880 222,14 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016; далее - ФКУ "ОСК ВВО", учреждение) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 3 880 222,14 руб., из которых 1 210 804,62 руб. - плата за выбросы от стационарного объекта, 23 579 руб. - плата за выбросы от передвижного объекта, 2 645 838,52 руб. - плата за размещение отходов производства и потребления.
Решением суда от 10.05.2017 с учреждения взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года и 2 квартал 2014 года в сумме 56 633,65 руб., в остальной части требования управления отказано ввиду пропуска срока исковой давности.
Не согласившись с данным судебным актом в удовлетворенной части, учреждение заявило апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять новое решение об отказе в требованиях в полном объеме.
В ходе судебного заседания второй инстанции представитель заявителя поддержал требования жалобы.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя в связи с невозможностью явки и отзыв, в котором доводы жалобы отклонены, поскольку согласно пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке соответствующего разрешения вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Возражений относительно неудовлетворенной части в отзыве не высказано.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы и отзыва, выслушав представителя учреждения, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки представленных ФКУ "ОСК ВВО" расчетов плата за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2007 года по 3 квартал 2014 года составила 3 823 588,49 руб.
Управлением в адрес учреждения направлено претензионное письмо от 24.08.2016 N ПШ-08-0299 об уплате задолженности, но оно оставлено без ответа, что послужило основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части взыскания задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2007 года по 3 квартал 2013 года, поскольку пропущен срок исковой давности для обращения в данной части в порядке статей 195, 196, 200 ГК РФ. В данной части возражений у участников спора не имеется.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на не согласие с выводами суда о присуждении ко взысканию 56 633,65 руб. за 4 квартал 2013 года и 2 квартал 2014 года.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 данного Закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
По смыслу пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 3 статьи 16 Закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
Пунктом 2 Порядка установлено два вида базовых нормативов платы: 1) за негативное воздействие в пределах допустимых нормативов; 2) за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Дифференцированные ставки платы, согласно пункту 2 Порядка, определяются умножением массы загрязняющего вещества на базовый норматив платы (в пределах нормативов или лимитов, в зависимости от вида разрешения) и на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344.
Данным Постановлением определено, что нормативны платы за сбросы в водные объекты и выбросы в атмосферный воздух устанавливаются исходя из стоимости 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (сбросов) и в пределах установленных лимитов выбросов (сбросов). Причем норматив платы в пределах установленных лимитов составляет пятикратный размер платы от нормативного. За размещение отходов производства установлены единые нормативы платы в пределах установленных лимитов за 1 тонну отходов, исходя из класса опасности размещаемых отходов.
Пунктом 6 Порядка N 632 установлено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, которым установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (пункт 7 Порядка определения платы).
Согласно представленным в материалы дела расчетам за 4 квартал 2013 года к уплате за выбросы загрязняющих веществ от стационарных объектов (ОКТМО 81633000) - 14 руб. 29 коп.; за выбросы загрязняющих веществ от стационарных объектов (ОКТМО 81618000) - 4 693,31 руб.; за выбросы загрязняющих веществ от стационарных объектов (ОКТМО 81701000) - 48 742,49 руб.; за размещение отходов производства и потребления (ОКТМО 81701000) - 2 205,58 руб.;
за 2 квартал 2014 года за выбросы загрязняющих веществ от передвижного объекта - 977,98 руб.
Таким образом, недоимка по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года и 2 квартал 2014 года составила 56 633,65 руб.
Факт осуществления в спорный период деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, учреждением не оспаривается. Доказательств уплаты спорной суммы в материалы дела не представлено.
Следовательно, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на то, что представленные расчеты подписаны неуполномоченным лицом - Старухиной И.Ю., была предметом исследования судом первой инстанции и обоснованно отклонены ввиду того, расчеты от имени ФКУ "ОСК ВВО" представлены именно данным должностным лицом по доверенности от 23.10.2013 N 29/376, реквизиты которой отражены в расчетах.
При изложенных выше обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.05.2017 по делу N А73-18276/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18276/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2017 г. N Ф03-3641/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия
Ответчик: Федеральное казённое учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"