город Ростов-на-Дону |
|
17 июля 2017 г. |
дело N А53-3522/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
при участии:
от департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу - Шаповалова К.А. по доверенности от 01.12.2016 N 01-14/5407,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымгазпром" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.05.2017 по делу N А53-3522/2017, принятое судьей Бондарчук Е.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крымгазпром" к заинтересованному лицу - департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крымгазпром" (далее - ООО "Крымгазпром", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным предписания от 29.11.2016.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.05.2017 признан недействительным пункт 1 предписания, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом в установленном порядке обеспечено утверждение проекта работ по разведке месторождения, однако департаменту не был представлен соответствующий подтверждающий документ, в связи с чем в оспариваемое предписание и включен пункт 1, подлежащий признанию недействительным в связи с исполнением обществом данной обязанности. Остальные пункты предписания признаны судом законными в связи с тем, что материалами дела подтверждается факт неисполнения обществом условий лицензии. Опечатки, допущенные в предписании в части нумерации нарушенных пунктов лицензии, не влекут недействительность предписания, поскольку описанные в предписании нарушения соответствуют условиям лицензии.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Крымгазпром" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило изменить решение и признать недействительными пункты 3, 4 предписания департамента, сославшись на то, что отсутствует порядок представления отчета о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр, а также нормативный акт, устанавливающий содержание такого отчета, что исключает возможность исполнения пункта 3 предписания. Общество считает, что не должно представлять отчет, поскольку фактически работы на участке недр не выполнялись. Также заявитель указал, что ни действующим законодательством, ни условиями лицензии не установлены сроки осуществления мониторинга окружающей среды, а также порядок осуществления мониторинга. Кроме того, предприятие на момент проверки деятельность по недропользованию фактически не осуществляло.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент не согласился с доводами заявителя, просил решение суда оставить без изменения, указав, что выявленные нарушения явились основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности обществом не оспорено. Права и обязанности недропользователя возникли с даты регистрации лицензии, пользователь недр обязан обеспечить исполнение условий лицензии, иное действующим законодательством и условиями лицензии не предусмотрено.
Представитель департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Крымгазпром" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, учитывая отсутствие возражений со стороны участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Крымгазпром" имеет лицензию серии СМФ N 00001 НЭ на право осуществления разведки и добычи газа и конденсата Краснополянского газового месторождения в Черноморском районе Республики Крым. Лицензия выдана 27.03.2015, зарегистрирована в министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым 30.03.2015 за N 1. Неотъемлемой частью лицензии являются условия пользования недрами, являющиеся приложением N 1 к лицензии.
Во исполнение приказа департамента Росприроднадзора по ЮФО от 31.10.2016 N 830-КНД в отношении ООО "Крымгазпром" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлены, в том числе нарушения, связанные с непредставлением в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию информационного отчета о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр, а также непроведении в установленном порядке мониторинга окружающей среды в районе влияния предприятия по добыче полезных ископаемых. Данные нарушения в числе других отражены в акте проверки от 29.11.2016 N 0418/11/3933/3379/830-КНД/ПР/2016.
В связи с выявленными нарушения обществу выдано предписание от 29.11.2016 N 0418/11/3933/3379/830-КНД/ПР/2016-1 об устранении нарушений, согласно пунктам 3, 4 которого общество обязано обеспечить соблюдение условий пользования недрами в части представления отчета и проведения мониторинга окружающей среды. Срок устранения нарушений - до 03.06.2017. Природопользователь обязан направить информацию об исполнении предписания не позднее пяти дней по истечении срока исполнения предписания.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. В суде апелляционной инстанции обществом оспариваются только пункты 3, 4 предписания.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 11, частью 5 статьи 12 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Частью 7 статьи 9 Закона о недрах предусмотрено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Пунктами 1, 5, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить:
соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр;
представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики;
соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно пунктам 9.5, 10.2 приложения N 1 к лицензии СМФ 00001 НЭ "Условия пользования недрами" пользователь недр обязан ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по недропользованию информационный отчет о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр в порядке, определяемом Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами, а также проводить в установленном порядке мониторинг окружающей среды (атмосферы, недр, водных объектов, почв, биоресурсов) в районе влияния предприятия по добыче полезных ископаемых.
Однако, как следует из материалов дела и по существу не оспаривается обществом, на момент проверки установлено, что общество в срок до 15.02.2016 не представило в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по недропользованию информационный отчет о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр. Также суду не были представлены доказательства того, что общество проводит в установленном законом порядке мониторинг окружающей среды (атмосферы, недр, водных объектов, почв, биоресурсов) в районе влияния предприятия по добыче полезных ископаемых.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом требований Закона о недрах и условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии, и подтверждают законность и обоснованность пунктов 3, 4 оспариваемого предписания, возлагающих на заявителя обязанность по устранению допущенных нарушений.
Доводы общества о том, что отсутствует порядок представления отчета о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр, а также нормативный акт, устанавливающий содержание такого отчета, что исключает возможность исполнения пункта 3 предписания, а также о том, что фактически работы на участке недр не выполнялись, в связи с чем представление отчета не обязательно, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р, приказом Росстата от 09.04.2013 N 140 утверждена представленная Федеральным агентством по недропользованию годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья" с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Роснедр и введена в действие с отчета за 2013 год.
Соответствующая форма N 1-ЛС содержит несколько разделов, в том числе разделы NN 4, 5, посвященные сведениям о выполнении условий пользования недрами при разведке месторождения углеводородного сырья и добыче углеводородного сырья.
В рамках указанных разделов недропользователь указывает перечень основных видов работ на участке недр, сведения о показателях работ, установленных лицензией и фактически выполненных.
В соответствии с пунктом 5 указаний по заполнению вышеуказанной формы федерального статистического наблюдения при заполнении формы необходимо строго соблюдать, в частности, следующие требования:
в каждой заполняемой строке в случае отсутствия в лицензии или проектном документе каких-либо сведений по показателям, предусмотренным настоящей формой, в соответствующих графах ставятся прочерки;
если пользователь недр в отчетном периоде не проводил какие-либо работы, указанные настоящей формой, то в соответствующих графах тоже ставятся прочерки.
Таким образом, общество обязано представлять соответствующий отчет, в том числе в случае, если в отчетном периоде им фактически не выполнялись работы по добыче и разведке полезных ископаемых. В таком случае в соответствующих графах вышеуказанной формы отчетности проставляются прочерки.
Ссылка общества на то, что ни действующим законодательством, ни условиями лицензии не установлены сроки осуществления мониторинга окружающей среды, а также порядок осуществления мониторинга, не принимается судом, поскольку общество, являясь лицензиатом, обязано исполнять условия пользования недрами, являющиеся приложением к лицензии, в связи с чем должно было предпринять все необходимые меры для выяснения порядка, сроков и форм осуществления данного мониторинга у лицензирующего органа.
Согласно пункту 10.2 приложения N 1 к лицензии СМФ 00001 НЭ "Условия пользования недрами" пользователь недр обязан проводить в установленном порядке мониторинг окружающей среды (атмосферы, недр, водных объектов, почв, биоресурсов) в районе влияния предприятия по добыче полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; соблюдение требований законодательства и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2013 N 681 утверждено Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее - Положение).
Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее - государственный экологический мониторинг), порядок организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (далее - единая система мониторинга), порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (далее - государственный фонд), перечень видов информации, включаемой в государственный фонд, порядок и условия предоставления включаемой в него информации, а также порядок обмена такой информацией.
Согласно пунктам 2, 3 Положения государственный экологический мониторинг осуществляется, в том числе, Федеральным агентством по недропользованию путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственного фонда.
Создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется: Федеральным агентством по недропользованию - в части государственного мониторинга состояния недр.
Подпунктом "е" пункта 7 Положения установлено, что в целях формирования государственного фонда федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, предоставляют оператору следующую информацию: Федеральное агентство по недропользованию - информацию, полученную при осуществлении государственного мониторинга состояния недр.
Требования к формату и содержанию информации, включаемой в государственный фонд, срокам ее предоставления определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (абзац 3 пункта 8 Положения).
Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 N 477 утверждено Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды (далее - Положение N 477).
Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (далее - государственный мониторинг), а также формирования государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды (далее - государственная система наблюдений) и обеспечения функционирования такой системы.
Объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство (пункт Положения N 477).
Согласно пунктам 3, 4, 5, 7 Положения N 477 организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает, в частности, предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении государственного мониторинга взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями: с Федеральным агентством по недропользованию - в части использования сведений о состоянии подземных вод для оценки влияния подземных вод на состояние поверхностных вод, а также сведений об опасных экзогенных и эндогенных геологических процессах для оценки их влияния на состояние окружающей среды, получаемых при осуществлении государственного мониторинга состояния недр.
Таким образом, материалами дела подтверждается законность и обоснованность предписания в обжалуемой части.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.05.2017 по делу N А53-3522/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3522/2017
Истец: ООО "КРЫМГАЗПРОМ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ