г. Хабаровск |
|
17 июля 2017 г. |
Дело N А73-3273/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
при участии в заседании:
от управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу: Барановский Д.О. представитель по доверенности от 04.07.2017;
от акционерного общества "Рэдком-Интернет": Сергеева К.А. представитель по доверенности от 09.12 2016;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Рэдком-Интернет"
на решение от 26.05.2017
по делу N А73-3273/2017
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу
к акционерному обществу "Рэдком-Интернет"
о привлечении Акционерного общества "Рэдком-Интернет" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о привлечении акционерного общества "Рэдком-Интернет" (ОГРН 1022700858993, ИНН 2720023090 далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2017 по делу N А73-3273/2017 заявленные управлением требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 26.05.2017 по делу N А73-3273/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2017 по делу N А73-3273/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ходатайство общества о приобщении к материалам дела скриншота страницы личного кабинета управления на сайте ФГУП РЧЦ ЦФО не удовлетворено в силу части 2 ст. 272.1 КоАП РФ, по которой дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно пункту 36 статьи 12 Закона N 99-ФЗ оказание услуг связи включено в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
В соответствии со статьей 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Согласно пункту 5 статьи 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101.
В силу пункта 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
Согласно п. 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обновляется ежедневно в 9-00 часов и 21-00 часов по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети Интернет.
В соответствии с п. п. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 - оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утвержден "Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий".
Как следует из материалов дела, общество осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии N 134949 (далее - лицензия), выданной Роскомнадзора 23.12.2015.
В целях оказания услуг связи оператор связи АО "Рэдком-Интернет" в соответствии с условиями лицензии и п. 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2007 N 87, обеспечивает предоставление доступа к сети связи лицензиата; доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; приема и передачи телематических электронных сообщений.
Филиалом ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Дальневосточном федеральном округе проводился мониторинг 19.02.2017 с применением автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных статьями 15.1 - 15.6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (АС "Ревизор", сертификат соответствия ОС-1-СУ-0496 срок действия: с 05.10.2016 по 05.10.2019).
По результатам мониторинга доступа к запрещенной информации, включенной в Единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" было установлено, что АО "Рэдком-Интернет" не блокирует доступ к запрещенным ресурсам информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (категория запрещенной информации - прочее): https://www.prioratos.blogspot.co.uk/2010/07/1946.html.
В управление поступила информация от филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Дальневосточном федеральном округе от 20.02.2017 N 02-00-0804/546 о неосуществлении АО "Рэдком-Интернет" ограничения доступа к ресурсам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Установив в действиях АО "Рэдком-Интернет" нарушение требований п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", п.п. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, п.5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией, 10.03.2017 специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) и разрешительной работы управления в отношении общества, в отсутствии законного представителя общества, составлен протокол N АП-27/04/495 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола общество уведомлено письмом от 06.03.2017 N 3635-04/27, полученным обществом 07.03.2017 входящий N 263.
По правилам абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ управление о привлечении АО "Рэдком-Интернет" к административной ответственности обратилось в арбитражный суд, который обоснованно привлек общество к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Материалами дела подтверждается состав правонарушения общества. У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отклоняется довод жалобы общества о нарушении срока привлечения к ответственности. Общество ошибочно исчисляет начало срока с даты внесения сайта в реестр 05.09.2015 окончание 07.12.2015. В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Установлено длящееся правонарушение общества лицензируемой деятельности согласно представленному в материалы дела протоколу мониторинга от 20.02.2017 N 24/118, мониторинг проводился и вменяемое нарушение допущено обществом 19.02.2017, уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении 10.03.2017. К ответственности общество привлечено судом 26.05.2017 в пределах трехмесячного срока, установленного КоАП РФ.
Не принимается апелляционным судом ссылка общества на судебно-арбитражную практику, поскольку юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации. В каждом конкретном случае суд применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Довод жалобы о не проведении мониторинга 19.02.2017 в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не доказан.
Отклоняются доводы о некорректной работе АС "Ревизор", последствиях ограничения доступа к сайту по сетевому адресу, поскольку нормативными правовыми актами не установлены требования по ограничению доступа к интернет-ресурсам по доменному имени или сетевому адресу. Об обязанности оператора связи ограничить доступ к сайту в сети "Интернет" указано в п.10 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ. При этом контроль отслеживания и ограничения доступа к сайту в сети "Интернет", содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возникает у оператора связи с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать соответствующий сайт в сети "Интернет".
Обществом в доводах жалобы не учтено, что оно привлечено к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Исключительных обстоятельств по настоящему делу для признания нарушения малозначительным апелляционным судом не установлено. Суд счел возможным применить к правонарушителю минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - предупреждение. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов дела не установлено. Порядок, привлечения общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2017 по делу N А73-3273/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3273/2017
Истец: Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: АО "Рэдком-Интернет"
Третье лицо: АО "Рэдком-Интернет"