Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2017 г. N Ф04-4395/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
17 июля 2017 г. |
Дело N А27-26994/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.
судей: Полосина А. Л., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания с использованием средств аудиозаписи Бранд Н. О.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Исмагиловой М. Н., доверенность N 105 от 14.06.2017 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деревянный декор"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 мая 2017 года по делу N А27-26994/2016 (судья Петракова С. Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деревянный декор" (ОГРН 1094221000950, ИНН 4221027368, 654018, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Тупик 3 км)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373, 650992, г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, 11)
о признании недействительным решения регистрирующего органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Деревянный декор" (далее - ООО "Деревянный декор") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - регистрирующий орган) от 09.11.2016 о приостановлении государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.05.2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Регистрирующий орган в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя регистрирующего органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01.11.2016 ООО "Деревянный декор" обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово с заявлением по форме Р14001, о внесении в ЕГРЮЛ сведений об освобождении от должности директора Оппо Т. Е. и назначении на должность директором ООО "Деревянный декор" Георгиевского С. В.
С заявлением в Инспекцию представлены Устав юридического лица в новой редакции, решение учредителя ООО "Деревянный декор" от 01.11.2016 N 4, в том числе о возложении функции единоличного исполнительного органа (директора) общества на Георгиевского С. В.
09.11.2016 регистрирующим органом со ссылкой на нормы пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон N 129-ФЗ) принято решение N 18758А о приостановлении государственной регистрации изменений в отношении ООО "Деревянный декор" для проведения проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц сведений.
Одновременно заявителю разъяснено право в срок до 17.11.2016 представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в Управление ФНС России по Кемеровской области.
Решением Управления ФНС России по Кемеровской области от 29.11.2016 N 801 жалоба ООО "Деревянный декор" оставлена без удовлетворения, доводы о незаконности решения о приостановлении государственной регистрации изменений в отношении ООО "Деревянный декор" (N 18758А) отклонены, как необоснованные.
Полагая, что решение от 09.11.2016 N 18758А о приостановлении государственной регистрации является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что регистрирующим органом при рассмотрении представленного ООО "Деревянный декор" заявления установлена недостоверность сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, у него имелись предусмотренные законодательством основания для приостановления в государственной регистрации по представленным документам.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц регулируются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Порядок предоставления документов при государственной регистрации предусмотрен статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Пунктом 6 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 3, 4 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.
Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Пунктом 4.3 указанной статьи установлено, что основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов указанных мероприятий.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны конкретные, прямо перечисленные в пункте 2 приложения к Приказу Федеральной налоговой службы России N ММВ-7-14/72@ от 11.02.2016 г., основания по которым государственная регистрация приостановлена, а именно:
1) наличие у регистрирующего органа письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;
2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у регистрирующего органа;
3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек.
Согласно пункту 4.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должны содержаться, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации, при наличии подтвержденной информации о достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" т.п.)
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым внесены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
В связи с выявлением обстоятельств, свидетельствующих о невозможности использования данного адреса в качестве адреса (места нахождения) юридического лица, регистрирующим органом сделан вывод о том, что в представленном заявлении о государственной регистрации юридического лица содержатся недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
Как установлено судом первой инстанции, наличие в налоговом органе сведений о том, что Георгиевский С. В., является "массовым" руководителем (учредителем), послужило основанием для вывода о наличии оснований для проведения проверки достоверности сведений, вносимых в Единый государственных реестр юридических лиц.
В рамках контрольных мероприятий регистрирующим органом в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области направлено задание N 4584 о проведении опроса Георгиевского С. В.
18.11.2016 представлено объяснение Георгиевского С. В., из которого следует, что последний уклонился от ответов на поставленные вопросы, ограничившись общими фразами, и, тем самым, не воспользовался правом представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, представленных для внесения в ЕГРЮЛ.
14.11.2016 в рамках исполнения проверочных мероприятий Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области направлен запрос N 06-25/20197 в адрес общества с ограниченной ответственностью НПП "Кузбасс-ЭКО" - собственника помещения, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Ленина, 72 (адрес регистрации ООО "Деревянный декор", согласно сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц) о предоставлении сведений о заключении договора аренды (пользования) с ООО "Деревянный декор".
Согласно ответу генерального директора ООО НПП "Кузбасс-ЭКО" Родькина С. П. от 15.11.2016 за N 130 с ООО "Деревянный декор" договор аренды нежилого помещения по адресу: г. Новокузнецк, ул. Ленина, 72, не заключался, юридический адрес для предъявления в налоговые органы не предоставлялся.
Указанные обстоятельства, явились основанием для вывода о том, что юридический адрес ООО "Деревянный декор", содержащийся в сведениях государственной регистрации юридических лиц является недостоверным, поскольку не позволяет обеспечить связь и взаимодействие с указанным юридическим лицом, в связи с чем, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области 16.11.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером N 2164205659506 о недостоверности сведений об адресе юридического лица - ООО "Деревянный декор".
Кроме того, Инспекцией в материалы дела представлены сведения из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно данным сведениям Георгиевский С. В. в различные периоды, начиная с 2009 г. по рассматриваемый делу период одновременно, в различные сроки, в том числе в незначительные (в пределах 1 месяца), являлся руководителем (учредителем) ряда юридических лиц, в том числе ООО "Западно-сибирская палата налоговых консультантов и адвакаттов" (название указано в редакции, изложенной в ЕГРЮЛ), ООО "Сибэнергоснабжение", ООО "Монтаж-Строй", ООО "Рубин", ООО "Металл-Сервис", ООО "РПК "Перспектива", ООО "Регионтранссервис" и многих других (всего за период с 2009 г. по рассматриваемый по делу период согласно представленному инспекцией списку, подтвержденному выписками из ЕГРЮЛ, Георгиевский С. В. являлся (является) директором (учредителем) более, чем в 25 юридических лицах (л. д. 89 том 1).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно согласился с налоговым органом, о наличии оснований для возникновения сомнений в достоверности заявленных Обществом сведений в отношении руководителя ООО "Деревянный декор".
Следовательно, документы, представленные Обществом для государственной регистрации, содержат недостоверные сведения, и, как следствие, считаются не представленными.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для приостановлении государственной регистрации, перечисленные в пункте 2 приложения к Приказу Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72 @.
Довод заявителя о том, что оспариваемым решением нарушены права ООО "Деревянный декор" подлежит отклонению как необоснованный.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку регистрирующим органом при рассмотрении представленного ООО "Деревянный декор" заявления установлена недостоверность сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, у него имелись предусмотренные законодательством основания для приостановлении государственной регистрации по представленным документам. Нарушений обжалуемым решением законных интересов и прав заявителя не допущено.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьям 104, 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 мая 2017 года по делу N А27-26994/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Деревянный декор" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 05.06.2017 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
А. Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26994/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2017 г. N Ф04-4395/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Деревянный декор"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово