г. Красноярск |
|
17 июля 2017 г. |
Дело N А33-7320/2016к9 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" июля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Хабибулиной Ю.В.,
судей: Бабенко А.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Поповой Е.С.,
при участии:
от уполномоченного органа: Кучина А.В., представителя по доверенности от 26.08.2016 N 83,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Бытового обслуживания населения" города Енисейска Идрисова Рената Исмагиловича
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от 24 мая 2017 года по делу N А33-7320/2016к9, принятое судьёй Ерохиной О.В.,
установил:
заявление индивидуального предпринимателя Ситникова Дмитрия Владимировича (ОГРНИП 304245412100080, ИНН 245400131311) о признании муниципального унитарного предприятия "Бытового обслуживания населения" города Енисейска (ОГРН 1022401272750, ИНН 2447001110, г. Красноярск) банкротом.
Определением от 13.05.2016 заявление принято к производству, назначено судебное заседание по проверке обоснованности поданного заявления.
Определением от 14.06.2016 заявление индивидуального предпринимателя Ситникова Дмитрия Владимировича о признании муниципального предприятия бытового обслуживания населения г. Енисейска банкротом признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден Идрисов Ренат Исмагилович.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "КоммерсантЪ" N 103 от 11.06.2016, стр. 59.
Решением от 10.11.2016 муниципальное предприятие бытового обслуживания населения г. Енисейска (ОГРН 1022401272750, ИНН 2447001110) признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 03.05.2017..
Конкурсным управляющим должника - муниципального предприятия "Бытового обслуживания населения" г. Енисейска утвержден Идрисов Ренат Исмагилович.
27.03.2017 в Арбитражный суд Красноярского края поступила жалоба Федеральной налоговой службы в лице МИФНС России N 9 по Красноярскому краю, уточненная в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на действия конкурсного управляющего Идрисова Рената Исмагиловича.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 24.05.2017 жалоба Федеральной налоговой службы России удовлетворена, признано ненадлежащим исполнением обязанностей совершение конкурсным управляющим муниципального унитарного предприятия "Бытового обслуживания населения" города Енисейска Идрисова Рената Исмагиловича действий (бездействий), выразившихся:
- в не отражении в отчетах конкурсного управляющего от 03.02.2017 о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника сведений о размере денежных средств, поступивших на счет должника, об источниках данных поступлений за период с 03.11.2016 по дату составления отчетов;
- в не заполнении в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" информации о дебиторской задолженности;
- в не заполнении в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017 в разделе "Формирование реестра требований кредиторов" строки "Всего рассмотрено заявленных требований кредиторов";
- в не заполнении в отчете временного управляющего от 21.10.2016 и в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017 сведений о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательств и непогашенного остатка;
- в не исполнении обязанностей по формированию конкурсной массы, не принятию мер по проведению инвентаризации дебиторской задолженности должника в срок до 03.02.2017.
Не согласившись с данным судебным актом, конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Бытового обслуживания населения" города Енисейска Идрисов Р.И. обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении жалобы отказать.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий ссылается на то, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального права.
Заявитель указывает, что в отчете подлежит заполнению раздел, содержащий сведения об основном счете должника, следовательно у конкурсного управляющего нет обязанности об отражении информации по дополнительному счету должника. Действия по инвентаризации дебиторской задолженности до настоящего времени не осуществлялись арбитражным управляющим ввиду несоответствия информации в балансе должника о задолженности фактическим данным, документы о наличии дебиторской задолженности у должника отсутствуют. Также конкурсный управляющий указывает на то, что судом первой инстанции не установлено нарушение прав кредиторов.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 11.07.2017.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), дата публикации 14.06.2017.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве. Полагает определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лица, участвующего в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве, заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Интересы должника, кредиторов и общества могут быть признаны соблюденными при условии соответствия действий (бездействия) арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве и иных нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность по осуществлению процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях 20.3, 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий и бездействия конкурсного управляющего незаконными и отстранения от возложенных на него обязанностей при наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 145 названного Закона.
Пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве обязывает арбитражного управляющего действовать при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Перечень обязанностей, возложенных на конкурсного управляющего, установлен положениями статей 24, 129, 130 Закона о банкротстве, согласно которым в ходе конкурсного производства арбитражный управляющий, в соответствии с возложенными на него Законом о банкротстве обязанностями, должен принять в ведение имущество, осуществить его инвентаризацию и оценку; принять меры, направленные на поиск, выявление, возврат и сохранность имущества должника, то есть, сформировать конкурсную массу, а также исполнять иные установленные Законом о банкротстве обязанности.
Пункт 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве предусматривает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.
При обращении в арбитражный суд с жалобой на действия (бездействие) арбитражного управляющего заявителем должны быть указаны:
- какие обязанности, установленные Законом о банкротстве, не исполнены или ненадлежащим образом исполнены арбитражным управляющим при рассмотрении настоящего дела;
- в чем конкретно выразилось неисполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей;
- какие права или законные интересы заявителя жалобы нарушило данное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
По смыслу данной нормы права основанием для удовлетворения жалобы является установление арбитражным судом несоответствия действий (бездействия) конкурсного управляющего требованиям Закона о банкротстве и другим нормативным правовым актам, регламентирующим его деятельность по осуществлению процедуры банкротства, а также факта нарушения этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя жалобы.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на каждое лицо, участвующее в деле, возложена обязанность доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела первым доводом жалобы уполномоченного органа является не отражение в отчетах конкурсного управляющего от 03.02.2017 о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника сведений о размере денежных средств, поступивших на счет должника, об источниках поступлений за период с 03.11.2016 по дату составления отчетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закон о банкротстве конкурсный управляющий подконтролен собранию (комитету) кредиторов, он представляет им отчет о своей деятельности. Предусмотренный названной статьей Закона о банкротстве перечень сведений, подлежащих раскрытию конкурсным управляющим, не является исчерпывающим.
Конкурсные кредиторы вправе получать своевременную и достоверную информацию и сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве. Данной статьей предусмотрен перечень сведений, которые подлежат отражению конкурсным управляющим в отчете о своей деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 года N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, в соответствии с пунктом 4 которых отчет арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 утверждены соответствующие типовые формы отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и об использовании денежных средств должника. Типовые формы отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и об использовании денежных средств должника содержат исчерпывающий перечень информации, подлежащей отражению в отчетах конкурсного управляющего. Также типовыми формами определен строгий порядок изложения данной информации.
Действующее законодательство не предусматривает самостоятельного изменения арбитражными управляющими типовых форм в части объема и порядка отражения в них информации.
Из системного толкования норм Закона о банкротстве следует, что информация, отражаемая конкурсным управляющим в отчетах о своей деятельности и об использовании денежных средств должника, должна быть полной, достоверной и актуальной, так как это необходимо для соблюдения прав кредиторов и для осуществления надлежащего контроля за деятельностью конкурсного управляющего и процедурой банкротства.
Уполномоченный орган указывает на не заполнение в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017, в разделе "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет и в кассу должника, об источниках данных поступлений" информации о поступлении и использовании денежных средств:
- на расчетный счет должника в размере - 410 868 рублей 67 копеек;
- в кассу должника в размере -1 032 017 рублей 24 копейки.
В соответствии с Типовой формой (утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195) в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства в разделах - "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" и в разделе - "Сведения о расходах на проведение конкурсного производства" указываются соответствующие сведения.
Наличие таких сведений и возможность регулярного ознакомления с ними позволяет контролировать работу конкурсного управляющего и обеспечивают право кредиторов в случае несогласия на подачу соответствующих заявлений в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 12 Правил отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать:
а) реквизиты основного счета должника;
б) сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника;
в) сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.
В соответствии с пунктом 4 Общих правила подготовки отчетов отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и об использовании денежных средств должника должны составляться по типовым формам.
При этом формирование отчета, отражение в нем соответствующих сведений должно осуществляться на основании выписок по счетам должника.
В пункте 13 Правил предусмотрено, что к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
Отчет конкурсного управляющего должен содержать исчерпывающие сведения о ходе процедуры конкурсного производства. В силу статьи 143 Закона о банкротстве контроль кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего осуществляется на основании информации и сведений, которые содержатся в отчетах конкурсного управляющего.
Должник имеет два открытых расчетных счета N 40702810300530000197 и N 40802810400530000437 в АО "Енисейский объединенный банк".
В соответствии с выпиской банка за период с 03.11.2016 по 30.01.2017 на расчетный счет должника N 40702810400530000437 (закрыт 30.01.2017) поступили денежные средства в размере - 410 868 рублей 67 копеек, которые израсходованы на выплату заработной платы работникам должника, ПФ взносы-текущие платежи, вознаграждение арбитражному управляющему и судебные расходы по делу о банкротстве, что подтверждается выпиской о движении денежных средств.
Кроме того, в кассу должника за период с 03.11.2016 по 13.01.2017 года поступило - 1 032 017 рублей и израсходовано - 1 033 688 рублей 60 копеек, что подтверждается выпиской из кассовой книги.
Однако в таблице раздела "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений" отчета конкурсного управляющего о своей деятельности от 03.02.2017. Идрисов Р.И. не указаны сведения о поступлении денежных средств за период с 03.11.2016 по 03.02.2017.
В отчете об использовании денежных средств в таблице раздела "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника" конкурсный управляющий Идрисов Р.И. также не отражает сведения о поступлении и расходовании денежных средств должника.
Согласно типовой форме отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства в разделе "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений" подлежит отражению информация о поступлении денежных средств в размере 410 868 рублей 67 копеек согласно выписке по расчетному счету 40702810400530000437 за период с 03.11.2016 по 30.01.2017, в размере 1 033 688 рублей 60 копеек, согласно выписки из кассовой книги.
Ссылка конкурсного управляющего о том, что кассовая книга велась бухгалтером и впоследствии была передана конкурсному управляющему после собрания кредиторов (03.02.2017) не принимается судом, поскольку конкурсный управляющий осуществляет функции руководителя предприятия, соответственно, обязан был заблаговременно, перед составлением отчета 03.02.2017, ознакомиться с кассовой книгой, первичными бухгалтерскими документами.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и о движении денежных средств от 03.02.2017 арбитражным управляющим недостоверно отражена информация о размерах поступивших денежных средств должника.
Доказательств обратного арбитражным управляющим в материалы дела не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии обязанности по представлению информации по движению денежных средств по дополнительному счету должника подлежит отклонению в силу следующего.
Пункт 1 статьи 133 Закона о банкротстве предусматривает использование конкурсным управляющим одного счета должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).
Согласно пункту 2 статьи 133 Закона о банкротстве на основной счет должника зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства. С этого же счета осуществляются выплаты кредиторам в порядке, установленном статьей 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также иные, связанные с проведением конкурсного производства, расходы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что арбитражным управляющим велись кассовые операции через кассу должника, минуя расчетный счет, а также осуществлены операции по второму счету должника, минуя основной счет должника.
Кредиторы имеют право в осуществлении контроля за деятельностью арбитражного управляющего и имеют законный интерес рассчитывать на совершение со своей стороны действий по ознакомлению с деятельностью в форме, корреспондирующей обязанностям управляющего действовать способами, предусмотренными законом.
Иными словами, любой кредитор должника вправе предполагать, что сведения о движении денежных средств на расчетном счете, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" прямо как единственный счет должника и единственное средство для проведения операций с денежными средствами должника, будут необходимым, достаточным и достоверным источником соответствующей информации.
Использование арбитражным управляющим второго счета должника создает не основанные на законе препятствия в осуществлении контроля, а равно неоправданные предпосылки к нарушению порядка удовлетворения текущих требований.
В целях соблюдения прав кредиторов на осуществление контроля за операциями с денежными средствами должника у арбитражного управляющего возникает обязанность по представлению информации по операциям с денежными средствами на дополнительном счете должника, путем указания таковой в отчетах арбитражного управляющего.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал, что действия арбитражного управляющего, являются неправомерными и противоречат требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в связи с чем обоснованно удовлетворил жалобу уполномоченного органа в соответствующей части.
Вторым доводом жалобы уполномоченного органа является не заполнение в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" информации о дебиторской задолженности.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника.
В целях реализации Закона о банкротстве Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 утверждены "Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Правила), которые определяют общие требования к составлению арбитражными управляющими отчетов, представляемых арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов. Согласно пункту 4 Правил, отчеты арбитражного управляющего составляются по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации. Типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства установлена приложением N 4 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
Однако в таблице раздела "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" отчета конкурсного управляющего о своей деятельности от 03.02.2017. Идрисов Р.И. не отражает сведения о дебиторской задолженности.
Согласно бухгалтерскому балансу за 2015 год (представленного должником 14.03.2016 года) отражены активы:
1. Внеоборотные - основные средства - 156 000 рублей,
2. Оборотные всего - 1 209 000 рублей из них: запасы на сумму - 26 000 рублей, денежные средства - 206 000 рублей; дебиторская задолженность на сумму - 977 000 рублей.
Итого актив на конец отчетного периода составил - 1 365 000 рублей.
Кроме того, дебиторская задолженность в размере - 898,1 тыс. руб., отраженная на стр. 9 анализа финансово-экономического состояния МУП "БОН" представленного арбитражным управляющим к первому собранию кредиторов, соответственно конкурсный управляющий знал о ее наличии.
Таким образом, представление отчётов о ходе конкурсного производства и о результатах процедуры банкротства, в нарушение требований Типовой формы (утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195) подтверждает ненадлежащее исполнение обязанностей конкурсного.
Ненадлежащее исполнение обязанностей действий конкурсного управляющего Идрисова Р.И., выразившихся в неполном и недостоверном отражении в отчете о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, МУП "БОН" сведений о дебиторской задолженности, является нарушением статьи 143 Закона о банкротстве, влечет нарушение прав кредиторов, уполномоченного органа.
Следовательно, судом первой инстанции верно установлено, что в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" отсутствует информация о дебиторской задолженности.
В период с 2015-2016 годов выносились решения суда о взыскании в пользу должника дебиторской задолженности, представленные в материалы дела, что подтверждает довод уполномоченного органа о том, что конкурсному управляющему было известно о наличии дебиторов у должника, сведения о которых подлежали отражению в отчете от 03.02.2017.
Конкурсный управляющий после обращения уполномоченного органа с рассматриваемой жалобой провел инвентаризацию (акт от 10.04.2017). Однако, по мнению суда, у конкурсного управляющего имелась возможность исполнить указанные мероприятия на момент составления отчета 03.02.2017, поскольку конкурсный управляющий знал о наличии дебиторской задолженности должника.
Исходя из положений пункта 2 статьи 129, пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий с момента своего утверждения, независимо от наличия или отсутствия на этот момент и позднее заявленных к должнику требований, принимает одновременные действия, в том числе по поиску, выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц; по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании.
Мотивы, по которым управляющий счел целесообразным не отражать информацию о наличии дебиторской задолженности, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными. Доказательства отсутствия у должника данного имущества арбитражным управляющим в материалы дела не представлены.
Третьим доводом жалобы уполномоченным органом указано не заполнение в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017 в разделе "Формирование реестра требований кредиторов" строки "Всего рассмотрено заявленных требований кредиторов".
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, кроме прочей информации, в отчете конкурсного управляющего подлежит отражению информация о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди.
В соответствии с типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства в разделе "Формирование реестра требований кредиторов" подлежит отражению информация о рассмотрении заявленных требований кредиторов напротив строки "Всего рассмотрено заявленных требований кредиторов".
Уполномоченный орган, проанализировав отчет конкурсного управляющего Идрисова Р.И. указывает, что в разделе "Формирование реестра требований кредиторов" отчета от 03.02.2017 должны быть указаны сведения о рассмотренных заявленных требованиях кредиторов - 4, из них:
1. Определением арбитражного суда (резолютивная часть от 06.06.2016) дело N А33-7320/2016 требование Ситникова Д.В. в размере всего - 760 464 рублей 12 копеек, из них основного долга -554375 рублей 87 копеек включено в третью очередь реестра требований кредиторов;
2. Определением арбитражного суда (резолютивная часть от 20.09.2016) дело N А33-7320-2/2016 требование ФНС в размере -120 060 рублей 00 копеек штрафов включено в третью очередь реестра требований кредиторов;
3. Определением арбитражного суда (резолютивная часть от 21.09.2016) дело N А33-7320-1/2016 требование АО "КРЭК" в размере всего - 373 972 рубля 40 копеек, основного долга, включено в третью очередь реестра требований кредиторов;
4. Определением арбитражного суда (резолютивная часть от 26.12.2016) дело N А33-7320 Г 3/2016 требование Администрации г. Енисейска Красноярского края в размере всего - 281 259 рублей 09 копеек, из них основного долга - 242 635 рублей 87 копеек включено в третью очередь реестра требований кредиторов.
Однако в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017, информация "Всего рассмотрено заявленных требований кредиторов" отсутствует.
Следовательно, жалоба Федеральной налоговой службы в части не заполнения в отчетах в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017 в разделе "Формирование реестра требований кредиторов" строки "Всего рассмотрено заявленных требований кредиторов" обоснована.
Арбитражным управляющим в апелляционной жалобе указано на отсутствие нарушений прав кредиторов, поскольку количество заявленных требований кредиторов равно количеству требований, включенных в реестр требований кредиторов, сведения о включении в реестр требований кредиторов являются доступными и публикуются конкурсным управляющим.
Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (пункт 1 статьи 16 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (пункт 25) также разъяснено, что согласно специальному правилу, установленному абзацем вторым пункта 6 статьи 16 Закона, требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, включаются в реестр требований кредиторов не на основании определения арбитражного суда, а непосредственно арбитражным управляющим или по его представлению реестродержателем.
Таким образом, формирование реестра требований кредиторов осуществляется арбитражным управляющим не только на основании определений арбитражного суда, а также путем принятия решения самим арбитражным управляющим.
При указанных обстоятельствах, содержание отчета позволяет уполномоченному органу получить сведения о рассмотрении заявленных требований кредиторов, об отсутствии которых в отчете, он сообщает.
Указание арбитражного управляющего на то, что количество заявленных требований кредиторов равно количеству требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не восполняет информацию о количестве всего заявленных требований, которые были рассмотрены не только арбитражным судом.
Четвертым доводом жалобы является не заполнение в отчете временного управляющего от 21.10.2016 и в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017 сведений о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательств и непогашенного остатка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В соответствии с пунктом 3 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения, в том числе о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка.
В соответствии с пунктом 10 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов) отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка.
Требование об отражении в отчете о своей деятельности и о ходе конкурсного производства сведений о сумме текущих обязательств должника возложено на конкурсных управляющих Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Соответственно действующим законодательством предусмотрено информирование кредиторов об объемах предъявляемых текущих обязательств посредством отражения такой информации в отчетах. На основании указанной информации кредиторы получают сведения о ходе процедуры (о контрагентах должника, деятельности должника в процедуре), в совокупности с информацией об итогах инвентаризации получают представление о перспективах погашения своих требований, включенных в реестр, а также осуществляют контроль за деятельностью конкурсного управляющего.
Следовательно, конкурсный управляющий обязан был указать в отчете о своей деятельности сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе, которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка.
В типовой форме отчета конкурсного управляющего о своей деятельности имеется раздел "Иные сведения о ходе конкурсного производства", где подлежат отражению данные сведения.
Согласно отчету временного управляющего Муниципального предприятия бытового обслуживания населения г. Енисейска Идрисова Р.И. от 21.10.2016 сумма расходов временного управляющего составила 128 322 рубля 43 копейки, из них: расходы на публикацию, почту и вознаграждение. Информация в отчете временного управляющего о задолженности должника перед временным управляющим отсутствует.
Согласно отчету от 03.02.2017 конкурсным управляющим указано, что оплачены расходы на публикацию и вознаграждение в размере 103 100 рублей.
Однако в вышеуказанных отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства информация о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле 6 банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка отсутствует.
Закон о банкротстве не содержит обязательных требований подтверждать текущие обязательства судебным решением, поэтому действующим законодательством (статья 143 Закона о банкротстве) предусмотрено информирование кредиторов об объемах предъявляемых текущих обязательств посредством отражения такой информации в отчетах.
На основании указанной информации кредиторы получают сведения о ходе процедуры (о контрагентах должника, деятельности должника в процедуре), в совокупности с информацией об итогах инвентаризации получают представление о перспективах погашения своих требований, включенных в реестр, а также осуществляют контроль за деятельностью конкурсного управляющего.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено ненадлежащее исполнение обязанности конкурсным управляющим Идрисовым Р.И. в части не заполнения в отчете временного управляющего от 21.10.2016 и в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 03.02.2017 сведений о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательств и непогашенного остатка.
Довод арбитражного управляющего, указанный в апелляционной жалобе, о предоставлении реестра текущих обязательств, не подтвержден соответствующими доказательствами предоставления реестра кредиторам.
Уполномоченный орган в своей жалобе указывает также на не исполнение конкурсным управляющим обязанностей по формированию конкурсной массы, не принятию мер по проведению инвентаризации дебиторской задолженности должника в срок до 03.02.2017.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан, в частности, принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, а также осуществлять иные установленные Законом о банкротстве функции.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
Кроме того, конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества (абзац 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве).
В силу статьи 131 Закона о банкротстве в круг обязанностей конкурсного управляющего входит формирование конкурсной массы, в том числе совершение действий по возврату имущества должника, с целью удовлетворения требований кредиторов.
Закон о банкротстве не содержит перечень мероприятий, которые необходимо провести конкурсному управляющему для поиска, выявления и возврата имущества должника, находящегося у третьих лиц.
Следовательно, в каждом конкретном случае конкурсный управляющий вправе сам определять перечень необходимых мероприятий по выявлению и возврату имущества должника, исходя из имеющихся у него документов. При этом конкурсный управляющий при проведении процедур банкротства обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов.
То есть, планируемые мероприятия не должны иметь формального характера и осуществляться ради создания видимости деятельности. Принимая какие-либо конкретные меры, конкурсный управляющий на основе добросовестного отношения и досконального знания фактических обстоятельств должен быть уверен в действенности этих мероприятий, в их способности привести к пополнению конкурсной массы и последующему расчету с кредиторами.
Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. По смыслу указанной нормы права, а также положения статей 130 и 131 Закона о банкротстве, инвентаризации, оценке и включению в конкурсную массу подлежит все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, за исключением прямо предусмотренных Законом случаев. Движимое имущество к числу таких исключений как вид имущества должника не отнесен, следовательно, также подлежит обязательной инвентаризации в ходе конкурсного производства.
В соответствии с последним бухгалтерским балансом должника за 2015 год, (представленного должником 14.03.2016 года) отражены активы:
1. Внеоборотные - основные средства - 156 000 рублей.
2. Оборотные всего -1 209 000 рублей, из них:
1) Запасы на сумму - 26 000 рублей,
2) Денежные средства - 206 000 рублей;
2) Дебиторская задолженность на сумму - 977 000 рублей.
Правила инвентаризации имущества определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49, в соответствии с пунктом 1.2 которых под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств (пункт 1.4. Методических указаний).
Согласно "б" пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете и подпункту "б" пункта 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение), недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
В отчете конкурсного управляющего, о своей деятельности от 03.02.2017 установлено, что в таблице "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" отражено имущество, включенное в конкурсную массу, согласно акта инвентаризации N 1 от 15.11.2016 года, а именно: внеоборотные активы - основные средства: балансовой стоимостью - 1 805 рублей; рыночной стоимостью - 15 852 рублей.
Запасы, денежные средства и дебиторская задолженность в конкурсную массу должника не включены, в отчете конкурсного управляющего должника от 03.02.2017 года не отражены.
Уполномоченным органом конкурсному управляющему направлено заявление от 03.02.2017 о предоставлении сведений, в котором уполномоченный орган, в том числе, просил представить информацию по проведению работы по взысканию дебиторской задолженности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с момента открытия конкурсного производства 10.11.2016 и до 03.02.2017 года у Идрисова Р.И., исполнявшего также обязанности временного управляющего должника, имелась информация о наличии дебиторской задолженности.
Факт проведения конкурсным управляющим инвентаризации в более позднее время 10.04.2017 правомерно не принят в внимание судом первой инстанции, поскольку конкурсный управляющий располагал достаточным количеством времени для проведения инвентаризации дебиторской задолженности в срок до 03.02.2017. Действуя в интересах кредиторов, конкурсный управляющий обязан исполнять свои обязанности в разумные сроки и совершать действия по мере их необходимости и достаточности к тому оснований.
Таким образом, проводя работу по составлению инвентаризационной описи основных средств 15.11.2016, арбитражный управляющий Идрисов Р.И. имел основания для включения в инвентаризационную опись сумму имевшейся у должника дебиторской задолженности. Препятствий к проведению инвентаризации дебиторской задолженности в срок до 03.02.2017 не установлено. При этом судом первой инстанции правомерно указано на то, что проведение инвентаризации имущества должника в разные сроки при отсутствии к тому объективной необходимости влечет увеличение текущих расходов, в частности, на осуществление публикаций о результатах инвентаризации.
Довод об отсутствии у конкурсного управляющего первичной документации, подтверждающей в полном объеме состав дебиторской задолженности, не является уважительным для не включения дебиторской задолженности, отраженной в бухгалтерской документации должника, поскольку в соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4 Правил инвентаризации имущества, определенными в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, числящиеся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств (пункт 1.4. Методических указаний). Таким образом, в инвентаризационной описи подлежали отражению сведения об имущественных правах должника, в том числе выявленным на основании данных бухгалтерского учета.
Следовательно, бездействие конкурсного управляющего Идрисова Р.И., выразившееся в неисполнении обязанностей по формированию конкурсной массы, непринятии мер к установлению дебиторской задолженности, приводит к затягиванию процедуры конкурсного производства, увеличению расходов по делу о банкротстве, а, следовательно, и к нарушению прав конкурсных кредиторов должника, в том числе и уполномоченного органа.
На основании изложенного, жалоба уполномоченного органа в данной части является обоснованной и правомерно удовлетворена судом первой инстанции, поскольку конкурсным управляющим не исполнены обязанности по формированию конкурсной массы, принятию мер по проведению инвентаризации дебиторской задолженности должника в срок до 03.02.2017.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения Арбитражного суда Красноярского края от 24 мая 2017 года по делу N А33-7320/2016к9 не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от 24 мая 2017 года по делу N А33-7320/2016к9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
Ю.В. Хабибулина |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7320/2016
Должник: МП Бытового обслуживания г. Енисейска в лице конкурсного управляющего Идрисова Рената Исмагиловича, Муниципальное предприятие бытового обслуживания населения г.Енисейска
Кредитор: Ситников Дмитрий Владимирович, ФНС в лице МИФНС России 9 по Красноярскому краю
Третье лицо: АО "КрасЭКо", Ассоциация АУ "Сибирский центр экспертов аникризисного управления", Ассоциация АУ "Сибирский центр экспертов антикризисного управления", ИП Пахомовой С.И., КУМИ г. Енисейского района, КУМИ Енисейского района, МУП Ушаков А.Г.( "Бытового обслуживания населения"), Ситников Дмитрий Владимирович, Администрация г.Енисейска, Кулешовой Н.А. (Представитель Ситникова Д.В.), МИФНС N 9 по Красноярскому краю, МУП - Идрисов РИ ( "Бытового обслуживания населения" г. Енисейска), Переверзева Галина Юрьевна, Смирнова Лариса Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3423/17
11.04.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7320/16
23.03.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7320/16
14.03.2017 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7320/16
10.11.2016 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7320/16
14.06.2016 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7320/16