г. Москва |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А40-100025/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.М. Клеандрова
судей Р.Г. Нагаева, Е.А. Солоповой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ежовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО СК "Стамик" в лице конкурсного управляющего Сайфуллина Д.А.
на определение Арбитражного суда города Москвы от 02.05.2017
по делу N А40-100025/14, вынесенное судьей Э.В. Мироненко
об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего ООО "МегаСтрой" Еремина М.А. о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего генерального директора должника Волкова Дмитрия Геннадьевича в размере 7 426 903,60 рублей в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) ООО "МегаСтрой"
Лица, участвующие в деле, не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2015 ООО "МегаСтрой" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Еремин М.А.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2015 принято к производству заявление конкурсного управляющего от 23.11.2015 о привлечении к субсидиарной ответственности генерального директора должника Волкова Дмитрия Николаевича и учредителя должника Часовских Сергея Николаевича.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 02.05.2017. В удовлетворении заявления конкурсного управляющего ООО "МегаСтрой" Еремина Максима Александровича о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего генерального директора должника Волкова Дмитрия Геннадьевича в размере 7 426 903,60 рублей отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО СК "Стамик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда города Москвы от 02.05.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявление конкурсного управляющего ООО "МегаСтрой" о привлечении к субсидиарной ответственности генерального директора должника Волкова Дмитрия Николаевича удовлетворить в полном объеме.
В жалобе заявитель указывает, что оспариваемое определение вынесено с нарушением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени её рассмотрения, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в соответствии с ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со статьями 156, 266 и 268 АПК РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в оспариваемой части в силу следующего.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (Закон о банкротстве), дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Законом возложена обязанность по принятию решений о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона о банкротстве в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения. 3 Возмещение убытков производится по правилам статьи 15 ГК РФ, по смыслу которой лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.
Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений Закона, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения
Аналогичное положение содержится в пункте 4 статьи 10 Закона о банкротстве. Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая п. 3 ст. 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. Из содержания указанных правовых норм следует, что необходимым условием для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника на учредителя, участника или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, является доказанность факта, что именно действия названных лиц послужили причиной банкротства должника.
Как видно из материалов дела, требования конкурсного управляющего основаны на п. 5 ст. 10 Федерального закона " О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), в силу которого руководитель должника не исполнил своей обязанности по сбору, составлению, ведению и хранению документов бухгалтерского учета и отчетности, поскольку к моменту принятия решения о признании должника банкротом данные документы не были переданы конкурсному управляющему, также в обоснование заявления о привлечении Волкова Д.Г. к субсидиарной ответственности конкурсный управляющий исходил из положений п. 1, 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 Федерального закона " О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127- ФЗ, указывая на то, что руководитель должника не обратился в срок, установленный Законом о банкротстве, в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, в том числе, в случае, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы (абзац 4 пункта 4).
Положения абзаца четвертого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.
В силу статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Согласно статье 29 данного закона первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что на руководителя организации - должника возлагается субсидиарная ответственность по ее обязательствам, если первичные бухгалтерские документы или отчетность отсутствуют; содержат заведомо искаженную информацию, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Поскольку ответственность руководителя должника является гражданско-правовой, возложение на это лицо обязанности нести субсидиарную ответственность осуществляется по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. То есть при рассмотрении требования о субсидиарной ответственности, по указанным основаниям, необходимо, помимо объективной стороны правонарушения, связанной с установлением факта неисполнения обязательства по передаче документации либо отсутствия в ней соответствующей информации, установить вину субъекта ответственности, исходя из того, приняло ли это лицо все меры для надлежащего исполнения обязательств по ведению и передаче документации, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие передачи документации само по себе не может являться основанием для привлечения к субсидиарной ответственности при отсутствии доказательств, что такое бездействие повлекло убытки в виде невозможности пополнения конкурсной массы.
Сведения по исполнительному производству на основании определения суда об истребовании бухгалтерской документации у бывшего руководителя конкурсным управляющим не представлены.
Кроме того, привлекая контролирующее должника лицо к субсидиарной ответственности заявителю необходимо представить доказательства, свидетельствующие о наличии причинно-следственной связи между отсутствием документации (отсутствием в ней информации или ее искажением), и невозможностью формирования конкурсной массы должника и удовлетворения требований кредиторов.
В силу абзаца 8 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве размер субсидиарной ответственности определятся, исходя из размера требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.
В материалы дела не представлены доказательства подтверждающие, что несостоятельность (банкротство) ООО "МегаСтрой" явилось следствием неправомерных действий бывшего гендиректора должника Волкова Д.Г.
В материалах дела также не имеется доказательств наличия признаков фиктивного либо преднамеренного банкротства ООО "МегаСтрой". Конкурсный управляющий, обращаясь с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего гендиректора должника на основании п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве, не обосновал, когда именно у Волкова Д.Г. возникла обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
Для возложения субсидиарной ответственности на руководителя должника подлежит точному определению дата возникновения, перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве обстоятельств, а также точная дата возникновения у руководителя должника обязанности обратиться с заявлением должника в арбитражный суд.
Кроме того, подлежит установлению размер обязательств должника, возникших после истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Точная дата, когда руководитель должника был обязан подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом в порядке ст. 9 Закона о банкротстве, конкурсным управляющим не установлена.
Данное обстоятельство не позволяет установить, имелись ли у должника на соответствующую дату обязательства, вызвавшие неплатежеспособность либо недостаточность имущества должника, а также размер обязательств, возникших у должника после соответствующей даты и составляющих размер субсидиарной ответственности заинтересованного лица.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о необоснованности заявления конкурсного управляющего и отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами судом первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда от 09.03.2017, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 271, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 02.05.2017 года по делу N А40-100025/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО СК "Стамик" в лице конкурсного управляющего Сайфуллина Д.А. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.М. Клеандров |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100025/2014
Должник: ООО "МегаСтрой", ООО К/у "Мегастрой" Еремин М.А.
Кредитор: ООО СК "Стамик" в лице к/у Сайфуллин Д.А., ООО Строительная компания Стамик
Третье лицо: Волков Дмитрий Геннадиевич, Еремин Максим Александрович, ИФНС N 1 по г. Москве, НП СРО "Национальная организация арбитражных управляющих"
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29228/17
25.08.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-100025/14
27.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-100025/14
27.01.2015 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-100025/14