Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2017 г. N Ф09-6583/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
17 июля 2017 г. |
Дело N А50-6683/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коженовой С.А.
при участии:
от заявителя Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105): до перерыва в судебном заседании - Коротаев Ю.В. по доверенности от 03.11.2016; Прытков С.В. по доверенности от 02.06.2016; после перерыва в судебном заседании - Коротаев Ю.В. по доверенности от 03.11.2016;
от заинтересованного лица Управление федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю - ОЛРР по Березниковскому, Губахинскому, Александровскому, Кизеловскому, Красновишерскому, Чердынскому и Соликамскому районам Управления Росгвардии по Пермскому краю (ИНН 5902040025, ОГРН 1165958110922): до перерыва в судебном заседании - Майстренко М.В. по доверенности от 27.12.2016; Панов М.Ю. по доверенности от 27.12.2016; после перерыва в судебном заседании - Майстренко М.В. по доверенности от 27.12.2016;
от третьего лица - старшего инспектора отделения ОЛРР по Березниковскому району Управления Росгвардии по Пермскому краю А.Н. Шантаева: не явился;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 апреля 2017 года по делу N А50-6683/2017,
принятое судьей Завадской Е.В.,
по заявлению Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
к Управлению федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю - ОЛРР по Березниковскому, Губахинскому, Александровскому, Кизеловскому, Красновишерскому, Чердынскому и Соликамскому районам Управления Росгвардии по Пермскому краю
с привлечением старшего инспектора отделения ОЛРР по Березниковскому району Управления Росгвардии по Пермскому краю А.Н. Шантаева,
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - заявитель, ФГП ВО ЖДТ России) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании недействительным предписания Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю - ОЛРР по Березниковскому, Губахинскому, Александровскому, Кизеловскому, Красновишерскому, Чердынскому и Соликамскому районам Управления Росгвардии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росгвардии по Пермскому краю) от 22.02.2017 N 5922/658.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель ФГП ВО ЖДТ России обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в соответствии с положениями п. 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288), предусмотрен альтернативный вариант выбора места для подключения пожарно-охранной сигнализации как на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, так и на пульты охранных организаций (обособленных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны; также полагает, что суд первой инстанции применил распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р, не подлежащее применению как не соответствующее ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ. Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали данные доводы.
Заинтересованное лицо Управление Росгвардии по Пермскому краю с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица поддержали позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 04.07.2017, был объявлен перерыв до 10.07.2017 16 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено 10.07.2017 в 16 час. 03 мин. в том же составе суда, при том же секретаре.
В судебном заседании 10.07.2017 представитель заинтересованного лица Управление Росгвардии по Пермскому краю заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии акта проверки от 14.02.2017, копии графика проверок наличия оружия и патронов, организации их хранения и учета юридических лиц - поставщиков оружия, юридических лиц с особыми уставными задачами, частных охранных организаций, образовательных учреждений на 2017 год, утвержденного зам.начальника Управления Росгвардии по Пермскому краю от 29.12.2016. При отсутствии возражений со стороны представителя заявителя ФГП ВО ЖДТ России данные документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании графика проверок наличия оружия и патронов, организации их хранения и учета юридических лиц - поставщиков оружия, юридических лиц с особыми уставными задачами, частных охранных организаций, образовательных учреждений на 2017 год, утвержденного зам.начальника Управления Росгвардии по Пермскому краю от 29.12.2016, проведена проверка в отношении Пермского отряда Ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской железной дороги по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Привокзальная,1, в ходе которой выявлено нарушение п. 127 "г" Инструкции N 288 - отсутствует книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны ПЦО ОВО по г.Березники - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Пермскому краю"; нарушение п. 169.6 Инструкции N 288 - комната хранения оружия оборудована сигнализацией, которая не выходит на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны ПЦО ОВО по г. Березники - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Пермскому краю", отсутствует договор с вневедомственной охраной ПЦО ОВО по г. Березники - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Пермскому краю" (акт проверки от 14.02.2017).
По результатам проверки Управлением Росгвардии по Пермскому краю в адрес ФГП ВО ЖДТ России выдано предписание об устранении указанных нарушений (недостатков) в срок до 16.03.2017.
ФГП ВО ЖДТ России, полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу о том, что на момент выдачи оспариваемого предписания комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций определены в качестве объекта, подлежащего обязательной охране полицией.
Между тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Положениями абз. 1 п. 169.6 Инструкции N 288 предусмотрено, что комната хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
В абз. 5 п. 169.6 Инструкции установлено, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся решении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2004 N ГКПИОЗ-1234 из содержания абз. 5 п. 169.6 Инструкции следует, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что иным решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2012 N АКПИ12-139 отказано в удовлетворении требований ООО "Частное охранное предприятие "Редут-Центр" о признании недействующим Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р, поскольку данный Перечень, закрепляя обязанность полиции осуществлять охрану указанных в нем объектов, не нарушал гражданские права в аспекте, указанном заявителем, осуществляющим частную охранную деятельность.
Между тем в соответствии с п. 1.4. Устава ФГП ВО ЖДТ России является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
В ст. 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" определено, что ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 N 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта. В п. 19 данного Положения установлено, что Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему утверждаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 N 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему; приказ N 232 от 24.05.2011 и Инструкция зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.07.2011 за N 21272.
В соответствии с п. 3.3 этой Инструкции, комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814"; охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряду), начальника караула подразделения ФГП ВО ЖДТ России и (или) поста охраны.
Также суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ) на полицию возлагались обязанности охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации.
Во исполнение ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" было издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией", в соответствии с п. 7 которого комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии), иных юридических лиц с особыми уставными задачами, участков инкассации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и на объектах, подведомственных Минприроды России, относились к объектам, подлежащим охране полицией.
Вместе с тем Федеральным законом от 03.07.2016 N 227-ФЗ изменена редакция п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", в соответствии с новой редакцией данной нормы на полицию возлагаются обязанности обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации.
То есть, исключена обязанность охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В связи с чем принято распоряжение Правительства РФ от 15.05.2017 N 928-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации", в соответствии с п. 37 которого к объектам, подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, отнесены комнаты хранения оружия и патронов юридических лиц, занимающихся производством оружия или торговлей им, физкультурно-спортивных организаций и (или) спортивных клубов, образовательных организаций, требования к инженерно-технической укрепленности которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Таким образом, в соответствии с данным распоряжением Правительства РФ комнаты хранения оружия подразделений ведомственной охраны обязательной охране полицией, а также войсками национальной гвардии не подлежат.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что на момент выдачи оспариваемого предписания от 22.02.2017 уже действовал п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ), в котором была исключена обязанность полиции охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Ссылки заинтересованного лица Управления Росгвардии по Пермскому краю на распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией" (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2017) судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку на момент выдачи оспариваемого предписания от 22.02.2017 распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией" не соответствовало п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ), имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что требования ФГП ВО ЖДТ России о признании недействительным предписания от 22.02.2017 N 5922/658, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 апреля 2017 года по делу N А50-6683/2017 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю (ОЛРР по Березниковскому, Губахинскому, Александровскому, Кизеловскому, Красновишерскому, Чердынскому и Соликамскому районам Управления Росгвардии по Пермскому краю) от 22.02.2017 N 5922/658, обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5902040025, ОГРН 1165958110922) в пользу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ИНН 7701330105, ОГРН 1037701021841) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 (Три тысячи) рублей и возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить Федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105) (Пермскому отряду Ведомственной охраны - структурное подразделение филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Свердловской железной дороге) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 04.05.2017 N 1816.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6683/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2017 г. N Ф09-6583/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6583/17
17.07.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7392/17
16.05.2017 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7392/17
11.04.2017 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-6683/17