Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2017 г. N Ф06-24766/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А65-854/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ООО "Закамский медико-фармацевтический центр "Содействие" - Коншин А.Г., доверенность от 29.10.2014 г.,
от ТО Росздравнадзора по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Шархемуллина Алина Анисовна - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы исполнения наказаний Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Закамский медико-фармацевтический центр "Содействие"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2017 года по делу N А65-854/2017 (судья Иванов О.И.), принятое по заявлению общества с ООО "Закамский медико-фармацевтический центр "Содействие", Республика Татарстан,
к территориальному органу Росздравнадзора по Республике Татарстан,
третьи лица:
Шархемуллина Алина Анисовна,
Управление Федеральной службы исполнения наказаний Республики Татарстан,
о признании недействительными приказа, предписания и незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Закамский медико-фармацевтический центр "Содействие" обратилось в арбитражный суд к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан с заявлением о признании недействительными приказа N 293 от 01.12.2016, предписания N 293 от 12.12.2016, а действий по проведению проверки незаконными.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Закамский медико-фармацевтический центр "Содействие" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы Управления Федеральной службы исполнения наказаний Республики Татарстан и территориального органа Росздравнадзора по Республике Татарстан на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2017 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ТО Росздравнадзора по РТ на основании приказа N 293 от 01.12.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЗМФЦ "Содействие"; проверка проведена с целью государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части исполнения порядков и стандартов оказания медицинской помощи, соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья, соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, в связи с обращением УФСИН России по РТ (вх. от 25.11.2016 N В16-3111/16).
В ходе проверки установлено, что ООО "ЗМФЦ "Содействие" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 28.04.2014 N Л0-16-01-003394, по адресу 423570, РТ, г.Нижнекамск, просп.Мира, д.77, пом.1, выданную Министерством здравоохранения Республики Татарстан (бессрочно).
Общество является лечебным учреждением, в котором оказывается первичная специализированная помощь в амбулаторных условиях, в том числе по акушерству и гинекологии, ультразвуковой диагностике.
С 01.11.2012 года и по настоящее время директором ООО "ЗМФЦ "Содействие" является Р.А.Фаттахова.
Согласно представленной документации (договор о предоставлении платных медицинских услуг от 22.03.2016, протокол ультразвукового исследования) пациентка Шархемуллина А.А. 22.03.2016 самостоятельно обратилась в ООО "ЗМФЦ "Содействие" для проведения ультразвукового исследования. Врач ультразвуковой диагностики ООО "ЗМФЦ "Содействие" Гараева Г.В. (трудовой договор N 8-С от 01.08.2013) неверно трактовала ультразвуковые данные: при отсутствии измерения копчико-теменного размера и сердцебиения эмбриона должно быть проведено контрольное УЗИ через 7-10 дней с целью подтверждения или опровержения установленного диагноза. По заключению эксперта наличие беременности 2-3 недели 22.03.2016 у Шархемуллиной А.А. невозможно. По данным анализа медицинской документации (протокол ультразвукового исследования, справка N 631 консультативно-диагностического отделения ГАУЗ "Детская городская больница с перинатальным центром") вероятность беременности 2-3 недели 22.03.2016 у Шархемуллиной А.А. отсутствует.
Административным органом выявлено, что обществом:
1) в нарушение ст. 89 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации N 323-ФЗ от 21.11.2011 внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется не в полном объеме. Выявлены нарушения ведения первичной медицинской документации:
- в протоколе ультразвукового исследования отсутствует печать врача, полные данные пациента (не указаны инициалы, дата рождения), что затрудняет идентифицировать подпись врача и данные о пациенте (п. 10 Приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений). В Договоре о предоставлении платных медицинских услуг от 22.03.2016 отсутствует номер, идентификация подписи сомнительна;
2) в нарушение требований п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, ООО "ЗМФЦ "Содействие" осуществляет внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности не в полном объеме, при проведении медицинских экспертиз не представлен протокол врачебной комиссии, отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссиий по проведению экспертизы по фактам оказания медицинской помощи Шархемуллиной А.А. (п.б п.5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории "Сколково")" приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 N154 "О ведении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях").
По результатам проверки составлен акт N 293 от 12.12.2016 и выдано предписание N 293 от 12.12.2016, согласно которому обществу предписано устранить выявленные нарушения, а именно:
1) обеспечить соблюдение порядка внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в полном объеме, срок исполнения - немедленно, дата представления информации в ТО Росздравнадзора по РТ - 01.02.2017 г.;
2) усилить контроль за ведением первичной и учетно-отчетной медицинской документацией, срок исполнения - немедленно, дата представления информации в ТО Росздравнадзора по РТ - 01.12.2017 г.
Не согласившись с приказом о проведении внеплановой документарной проверки, предписанием, а также с действиями ответчика по проведению проверки, заявитель обратился в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель указал на отсутствие основания для проведения проверки.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст.89 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций посредством осуществления полномочий, предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 части 2 статьи 88 данного Федерального закона. Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно пункту 10 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н, справки оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации.
На основании подп. "б" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 N 154 утверждена Инструкция по заполнению учетной формы 035/У-02 "Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения".
Факт наличия нарушений, выявленных ТО Росздравнадзора по РТ, подтверждается материалами проверки, в частности, актом проверки, предписанием, договором о предоставлении платных медицинских услуг от 22.03.2016, протоколом, ультразвукового исследования (пациентка Шархемуллина А.А.) от 22.03.2016, справкой N 631 консультативно-диагностического отделения ГАУЗ "Детская городская больница с перинатальным центром".
Доказательства, подтверждающие отсутствие нарушений, суду не представлены.
В соответствии с п.2 ч.10 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям, а именно: поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Внеплановая документарная проверка в отношении общества была проведена на основании обращения УФСИН России по РТ (вх. от 25.11.2016 N В16-3111/16).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что доводы заявителя об отсутствии оснований для вынесения приказа о проведении внеплановой проверки и предписания, о незаконности проведенной проверки не подтверждены доказательствами.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Оспариваемое предписание содержит требования (обеспечить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, усилить контроль за ведением первичной и учетно-отчетной медицинской документацией), исполнение которых в любом случае является обязанностью заявителя, в силу нормативного регулирования медицинской деятельности, вне зависимости от того, выдавалось ли соответствующее предписание контролирующим органом или нет.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 апреля 2017 года по делу N А65-854/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-854/2017
Истец: ООО "Закамский медико-фармацевтический центр "Содействие", г.Нижнекамск
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы по надзору здравоохранения и социального развития по Республике Татарстан (Росздравнадзор), г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый апелляционный арбитражный суд, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, Шархемуллиной А.А.