Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2017 г. N Ф04-4365/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А03-5103/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М. М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: Манишина Д. Н. по дов. от 09.01.2017,
от ответчика: Свиридова Д. Л. по дов. от 29.04.2017, Дударева Н. В. по дов. от 29.04.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дударева Романа Владимировича на решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.08.2016 по делу N А03-5103/2016 (судья Колесников В.В.) по заявлению Главного управления сельского хозяйства Алтайского края (ИНН 2225050251, ОГРН 1022201771800), г. Барнаул, к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дудареву Роману Владимировичу (ИНН 750601335066, ОГРНИП 312220327800030), г.Барнаул, о взыскании 1 500 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского хозяйства) Дудареву Роману Владимировичу (далее также - глава КФХ, ответчик) о взыскании 1500000 руб. выданной субсидии (гранта).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.08.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что полученные по соглашению о предоставлении гранта от 16.11.2012 N 16 денежные средства были использованы им по назначению: закуплены матки коз, техника, налажено производство и реализация сыра собственной марки, своевременно в Управление вплоть до 1 квартала 2015 г. представлялась необходимая отчетность; трудоустроено 3 работника.
Дударевым Р. В. заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы по причине нахождения его в период принятия искового заявления к производству в суде первой инстанции на военной службе по призыву в Вооруженных Силах (представлена справка из военного комиссариата Алтайского края от 03.10.2016 N 585), которое апелляционным судом удовлетворено, срок восстановлен.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрение дела было отложено судом на 12.07.2017, 10-00 час.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена в составе суда: судьи Колупаевой Л. А. на судью Павлюк Т. В., рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции произведено с самого начала.
После отложения от ответчика поступило возражение на отзыв на апелляционную жалобу, от истца - дополнение к отзыву.
Обе стороны представили в суд дополнительные доказательства, которые представители сторон в судебном заседании просили приобщить к материалам дела.
В целях наиболее полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела апелляционный суд на основании статьи 268 АПК РФ удовлетворил заявленные ходатайства и приобщил к материалам дела представленные доказательства истцом (поименованы в приложении к дополнениям к отзыву на апелляционную жалобу от 06.07.2017) и ответчиком (поименованы в возражении на отзыв на апелляционную жалобу от 04.07.2017).
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Представитель истца заявил о том, что в постановлении администрации Алтайского края от 26.08.2016 N 297 "Об органах исполнительной власти Алтайского края" губернатор Алтайского края постановил считать Главное управление сельского хозяйства Алтайского края Министерством сельского хозяйства Алтайского края.
В соответствии с частью 1 статьи 124 АПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования.
Поскольку смена наименования истца подтверждена представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для замены наименования истца.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, с учетом поступивших от сторон дополнений, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом N 6 от 16.11.2012 заседания комиссии по реализации мероприятий ведомственных целевых программ "Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы и "Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае" на 2012-2014 годы, 16.11.2012 между Управлением (грантодатель) и Дударевым Р. В. (грантополучатель) заключено соглашение N 16 о предоставлении гранта (далее - соглашение).
По условиям указанного соглашения грантодатель безвозмездно передает денежные средства для целевого использования грантополучателем, а грантополучатель обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными в соглашении; грант предоставляется с целью реализации грантополучателем бизнес-проекта "Козоводческая ферма молочного направления" (пункты 1.1, 1.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения размер гранта составляет 1 500 000 руб.
Указанные денежные средства были в полном объеме перечислены Дудареву Р. В. платежными поручениями N 7690927 от 21.11.2012 на сумму 328 416 руб., N 7690943 от 21.11.2012 на сумму 1 171 584 руб.
Согласно акта проверки N 2 от 30.07.2015 по исполнению Дударевым Р. В. бизнес-проекта, проведенной Управлением, АПК Администрации Алтайского района и КГБУ "Управление ветеринарии по Алтайскому району", грантополучателем были допущены нарушения условий соглашения (пунктов 4.3, 4.4, 4.10) и бизнес-проекта, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал доводы Управления обоснованными.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2011 N 731 утверждена ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае" на 2012 - 2014 годы".
В целях реализации ведомственной целевой программы постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2011 N 732 утвержден порядок предоставления из краевого бюджета средств на поддержку начинающих фермеров в Алтайском крае.
Согласно пунктам 6, 7 указанного постановления решение о предоставлении и размере гранта принимает комиссия, состав которой утвержден распоряжением Администрации Алтайского края от 26.04.2012 N 160-р "Об утверждении состава комиссии по реализации на территории Алтайского края мероприятий ведомственных целевых программ "Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств" на 2012 - 2014 годы" и "Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае на 2012 - 2014 годы". По результатам работы комиссии управление в течение 30 дней с даты принятия решения о предоставлении гранта утверждает сводный реестр грантополучателей и заключает с ними соглашение.
В силу положений статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
По условиям заключенного между Управлением и главой КФХ Дударевым Р. В. соглашения от 16.11.2012 грантодатель безвозмездно передает денежные средства (далее - грант) для целевого использования грантополучателем, а грантополучатель обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными в соглашении.
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения грант предоставляется с целью реализации грантополучателем бизнес-проекта "Козоводческая ферма молочного направления" в соответствии с календарным планом работ и сметой расходов по реализации бизнес-проекта (соответственно приложение 1 и 2 к соглашению).
Обращаясь с иском, Управление сослалось на установленное при проверке (акт проверки N 2 от 30.07.2015) не исполнение главой КФХ показателей бизнес-проекта, нарушение условий соглашения (не исполнены показатели по валовому производству молока и мяса, объему реализованной продукции животноводства, по поголовью коз, не созданы постоянные рабочие места, в Управление не представляется отчетность о деятельности), то есть ответчиком допущено нарушение пунктов 4.3, 4.4, 4.10 соглашения.
Согласно условиям соглашения, грантополучатель обязуется: создать дополнительно не менее 3 постоянных рабочих мест (пункт 4.3), обеспечить выполнение объема производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных (пункт 4.4), представлять грантодателю отчетность по форме и в сроки, установленные соглашением (пункт 4.10).
Также Управление ссылается на нарушение главой КФХ пункта 4.2 приказа Минсельхоза России от 06.03.2012 N 172 "Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров", в соответствии с которым имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения гранта.
Между тем, апелляционным судом установлено, что согласно пункту 1.3 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 10.09.2013) срок действия соглашения определяется сроками выполнения мероприятий, предусмотренных календарным планом работ по реализации проекта.
Пунктом 4.6 соглашения предусмотрена обязанность грантополучателя обеспечить использование гранта исключительно на цели, определенные настоящим соглашением, и в соответствии с календарным планом работ и сметой расходов средств.
В соответствии с календарным планом (в редакции дополнительного соглашения от 10.09.2013 к соглашению о предоставлении гранта) Дударев Р. В. должен осуществить: закуп маток коз - 131 голову, сроки исполнения - 25.12.2012 (сметная стоимость 735 000 руб.), 01.11.2013 (сметная стоимость 104 900 руб.); покупку тракторов и оборудования, срок исполнения - 25.12.2012 (сметная стоимость 943 800 руб.), итого - 1 783 700 руб.
Согласно представленным Дударевым Р. В. в апелляционный суд документам, в установленные в календарном плане сроки все мероприятия им исполнены: закуплены 130 голов маток коз (договор купли-продажи от 27.11.2012, соответствующие акты приема-передачи, счета, счета-фактуры, платежные поручения), при этом согласно представленным отчетам, уже на 01.07.2013 поголовье составляло 207 голов; закуплены 2 трактора колесных, сенокосилки, погрузчик фронтальный, плуг, почворез, картофелекопатель, грабли валковые (договор купли продажи от 27.11.2012 N 1329 и договор поставки от 27.11.2012 N КМ-87-12 с соответствующими спецификациями, счетами, счетами-фактурами, платежными поручениями; паспорта самоходной машины на трактора).
Условие соглашения о представлении грантодателю отчетности по форме и в сроки, установленные соглашением (пункт 4.10) главой КФХ также соблюдалось, что следует из представленных в материалы дела в апелляционном суде ежеквартальных отчетов о выполнении календарного плана и сметы расходов (по состоянию на 01.01.2013 и последний - на 31.03.2015), в которых указан срок реализации проекта ноябрь 2012 г. по декабрь 2014 г.; ежеквартальных сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота за такой же период; информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах, представленных за 2013, 2014 годы (формы отчетности указаны в пункте 5.1.1 соглашения, приведены в приложениях к соглашению).
При этом, указание Управление на неправомерное непредставление Дударевым Р. В. данных отчетов в 2015 году, апелляционный суд считает необоснованным, поскольку в пункте 5.1.2 соглашения предусмотрено, что итоговый отчет о выполнении календарного плана и сметы расходов реализации бизнес-проекта, финансовый отчет реализации бизнес-проекта представляется по тем же формам (предусмотренным в пункте 5.1.1), но с нарастающим итогом за весь период осуществления бизнес-проекта, в срок не позднее 15.12.2014.
Таким образом, требовать от главы КФХ представления предусмотренной соглашением отчетности за более поздний период, апелляционный суд считает необоснованным. Как поясняет апеллянт, он представил такую отчетность и за 1 квартал 2015 г., хотя уже не должен был ее представлять, что является обоснованным.
Доказательств несоблюдения главой КФХ сметы расходов (приложение N 2 к соглашению) Управлением не представлено.
Относительно вывода Управления о невыполнении главой КФХ пункта 4.3 соглашения о создании 3 постоянных рабочих мест, апелляционный суд установил следующее.
Согласно представленным Дударевым Р. В. в апелляционный суд доказательствам, он был зарегистрирован в отделениях Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам (уведомления от 26.12.2013 и от 27.12.2013 соответственно). Из представленных расчетов в указанные фонды по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2013, 2014 годы следует, что численность работников в 2013 году составляла 3 человека, в 2014 году - 4 человека; в отделение Пенсионного фонда к расчетам представлены сведения о застрахованных лицах за 2014 год. Кроме того, главой КФХ представлены трудовые договоры, заключенные в октябре, декабре 2013 г. с Казанцевым И.А.,Корчугановым Д.Н., Красновым А. В., Бензелем С. А. Договоры подряда на выполнение работ с названными лицами, на необоснованное представление которых ссылается Управление, были заключены в 2015, 2016 годах - после окончания срока действия соглашения.
Таким образом, условия пунктов 4.3, 4.4, 4.10 соглашения, на несоблюдение которых ссылается Управление, главой КФХ не нарушены.
Кроме того, из представленных апеллянтом иных доказательств следует, что в КФХ осуществлялась деятельность по производству следующей продукции: молоко питьевое цельное, молоко козье, различные виды сыров, творог, масло сливочное, кефир, сыворотка молочная, на что 04.12.2012 получены сертификаты соответствия данной продукции требованиям ГОСТов; указанная продукция реализовывалась населению.
Данные обстоятельства Управлением не опровергнуты.
Также апелляционный суд отмечает, что по результатам произведенного в 2014 году обследования хозяйства по реализации грантополучателем бизнес-проекта (акт от 19.03.2014) созданной для проверки комиссией выдано заключение о том, что обязанности по реализации бизнес-проекта грантополучатель выполняет, средства гранта израсходованы в соответствии со сметой расходов и календарным планом.
Нарушения, указанные в акте от 30.07.2015, касаются только несоблюдения показателей по прогнозному плану, приведенному в таблицах в бизнес-проекте.
Выявления грантодателем фактов нецелевого использования грнтополучателем бюджетных средств, в связи с чем денежные средства подлежали бы возврату в доход краевого бюджета, в том числе на основании пункта 4.16 соглашения, при проверке не установлено.
Не установлены такие факты и при проверке в 2017 году (истцом представлен в апелляционный суд акт от 03.07.2017).
Истец указывает на то, что соблюдать условия соглашения, не отчуждать приобретенное на выделенные денежные средства (грант) имущество глава КФХ должен в течение 10 лет, ссылаясь на пункт 4.2 приказа Минсельхоза России от 06.03.2012 N 172 "Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров".
Однако в настоящее время указанный приказ, которым была утверждена ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов", утратил силу в связи с изданием Приказа Минсельхоза России от 19.04.2017 N 186.
Ссылку истца на направленные в адрес Дударева Р. В. письма от 16.12.2014, от 22.04.2015, представленные истцом в апелляционный суд, в которых указано на необходимость представления в комиссию по реализации ВЦП "Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае" бизнес-проектов на 2015-2017 годы (письмо от 16.12.2014), плана восстановления поголовья и увеличения объема производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, на недопущение уменьшения численности работников (письмо от 22.04.2015), суд отклоняет, поскольку доказательств их направления не представлено, а ответчик их получение отрицает.
К тому же, в них не указано на нарушение главой КФХ условий соглашения, заключенного на период 2012 - 2014 годы.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание исполнение главой КФХ условий соглашения от 16.11.2012 N 16 о предоставлении гранта по ВЦП "Поддержка начинающих фермеров в Алтайском крае на 2012-2014 годы" в установленные в нем сроки, правовых оснований для взыскания с Дударева Р. В. выделенной ему суммы гранта по указанному соглашению, по мнению апелляционного суда, не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ, в удовлетворении иска следует отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, принимая во внимание результат рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции, расходы Дударева Р. В. по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат взысканию в его пользу с истца.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.08.2016 по делу N А03-5103/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Алтайского края в пользу Дударева Романа Владимировича расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в размере 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5103/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2017 г. N Ф04-4365/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Главное управление сельского хозяйства АК
Ответчик: Дударев Роман Владимирович, ИП Глава крестьянского хозяйства Дударев Р.В.
Третье лицо: МИФНС N 1 по АК