г. Москва |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А40-19376/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
секретаря судебного заседания Язмурадовой А.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "Водная компания "Старый источник" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.04.2017 по делу N А40-19376/17 (120-183) судьи Блинниковой И.А.
по заявлению ЗАО "Водная компания "Старый источник"
к Министерству здравоохранения РФ
о признании незаконными действий
при участии:
от истца: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Андре А.А., дов. N ПД-МЗ-60 от 13.12.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Водная компания "Старый источник" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав) о признании незаконными действия Министерства здравоохранения и социального развития РФ, выразившиеся в отказе в выдаче соответствующего заключения о соответствии особых свойств воды минеральной природной питьевой лечебно-столовой "СМИРНОВСКАЯ", особым свойствам, характерным для природных условий географического объекта, указанного в ее наименовании, в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.10.2011 г. N 1211н.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2017 арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 сентября 2016 г. в Министерство здравоохранения Российской Федерации поступила на рассмотрение заявка N 2206 на получение заключения о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно- столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, от генерального директора ЗАО "Водная компания "Старый источник" Я.С. Струговщика (вх. N2091788 и N2091790 от 15 сентября 2016 г.).
По результатам рассмотрения Заявки N 2206 ФГБУ "РНЦ МРиК" письмом от 1 декабря 2016 г. N2/1124 (вх. N2122600 от 8 декабря 2016 г., копия прилагается) сообщил, что скважина N 69-бис расположена в одной зоне санитарной охраны 1 пояса со скважиной N 69-бис-1.
В соответствии с ГОСТ Р 54316-2011 "Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 54316-2011) минеральные воды из скважин N N 69-бис и 69-бис-1 относятся к углекислым сульфатно- гидрокарбонатным кальциево-натриевым с минерализацией 3-4 г/дм3 (НСО3" - 40-50; S042 - 30-40; Na++K+ - 50-65; Са2+ - 25-40 мг-экв%, содержание углекислоты 500- 1300 мг/дм3) Железноводскому гидрохимическому типу VIII группы, т.е. по качественному составу минеральные воды из скважин NN 69-бис и 69-бис-1 идентичны.
Бальнеологическое заключение ФГБУ "Пятигорский государственный научно- исследовательский институт курортологии Федерального медико-биологического агентства" от 9 июля 2012 г. N 871 выдано ОАО "Кавминкурортресурсы" на минеральную воду из скважины N 69-бис-1.
При этом в ГОСТ Р 54316-2011 определено, что вода из скважины N 69-бис имеет наименование "Славяновская", а из скважины N 69-бис-1 "Смирновская".
По мнению ФМБА России, минеральная вода скважины N 69-бис-1 Железноводского месторождения (Ставропольский край) относится к минеральным питьевым лечебно-столовым водам и по своим свойствам полностью соответствует Железноводскому типу (группа VIII, ГОСТ Р 54316-2011). Особые свойства воды обусловлены местом ее происхождения - при промышленном розливе данная продукция сопровождается наименованием "Смирновская".
Не согласившись с указанным решением, изложенном в письме от 19.12.2016 N 17-05-13998, заявитель обратился с заявлением в суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1529 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственный реестр наименований вносятся наименование места происхождения товара, сведения об обладателе свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, указание и описание особых свойств товара, для индивидуализации которого зарегистрировано наименование места происхождения товара, другие сведения, относящиеся к государственной регистрации и предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара, продлению срока действия свидетельства, а также последующие изменения этих сведений.
В силу пункта 1 статьи 1522 Гражданского кодекса Российской Федерации заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 "О Перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара" установлено, что федеральным органом исполнительной власти, компетентным давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара о том. что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно- эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно- медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.
В соответствии с пунктом 7.39.5 Положения о Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела, утвержденным приказом Минздрава России от 24.12.2014 N 1067, Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела (далее - Департамент) выполняет основные функции по выдаче заключений о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями (далее - заключение).
Выдача заключений осуществляется Департаментом в рамках Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 25.10.2011 N 1211н (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 38 Административного регламента в течение десяти дней после установления комплектности документов, необходимых для предоставления государственной услуги, ответственный исполнитель осуществляет проверку достоверности сведений, содержащихся в указанных документах.
В целях проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, необходимых для предоставления государственной услуги, ответственный исполнитель в течение трех дней после установления комплектности документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляет подготовку проекта письма Министерства в федеральное государственное учреждение, находящееся в ведении Министерства, которое содержит:
- обобщение информации, содержащейся в документах, необходимых для предоставления государственной услуги;
- запрос о подтверждении сведений о соответствии особых свойств минеральной воды природным условиям, характерным для географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования ее места происхождения, указанных в представленных заявителем документах, и представляет его на визирование начальнику отдела;
- срок, в течение которого федеральное государственное учреждение, подведомственное Министерству, должно предоставить соответствующую информацию.
Пунктом 39 Административного регламента установлено, что по результатам рассмотрения и обобщения полученной Минздравом России информации принимается решение о выдаче заключения заявителю либо об отказе в выдаче заключения.
На основании пункта 42 Административного регламента основанием для отказа в выдаче заключения является установление того, что минеральная вода, производимая заявителем, не соответствует особым свойствам географического объекта, находящегося в границах Российской Федерации, а также в случае, если наименование минеральной воды, производимой заявителем, не. соответствует наименованию места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды.
В связи с этим в соответствии с пунктом 42 Административного регламента Министерством здравоохранения Российской Федерации направлено в адрес ЗАО "Водная компания "Старый источник" уведомление об отказе в выдаче заключения.
Таким образом, рассмотрение заявки проведено Минздравом России в полном соответствии с требованиями Административного регламента. Таким образом, решение Минздрава РФ об отказе в предоставлении заключения, изложенное в письме от 19.12.2016 N 17-05-13998, является обоснованным и не нарушает законные права и интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2017 г. по делу N А40-19376/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-19376/2017
Истец: ЗАО "Водная компания "Старый источник"
Ответчик: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ