г. Хабаровск |
|
19 июля 2017 г. |
А04-11547/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Амурский крестьянский центр" - Силина Н.В., представитель по доверенности от 22.12.2016;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Благовещенска - не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Амурский крестьянский центр"
на решение от 19.04.2017
по делу N А04-11547/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Варламовым Е.А.
по иску Открытого акционерного общества "Амурский крестьянский центр" (ОГРН 1022800523591, ИНН 2801009778)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Благовещенска (ОГРН 1022800526187, ИНН 2801010685)
о признании незаконным расчета арендной платы, об обязании пересчитать размер арендной платы
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Амурский крестьянский центр" (далее - ОАО "Амурский крестьянский центр", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (далее - Комитет по управлению имуществом, Комитет, ответчик):
- о признании незаконными действий Комитета по начислению арендной платы по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 28:01:010339:33 от 06.09.2012 N 50 за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 исходя из кадастровой стоимости земельного участка 84 285 952 руб. 06 коп., выразившихся в выставлении претензии о выплате арендной платы за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 исходя из кадастровой стоимости земельного участка 84 285 952 руб. 06 коп. и начислении пени за период с 01.01.2015 по 31.12.2015;
- обязании ответчика пересчитать размер арендной платы по договору аренды земельного участка от 06.09.2012 N 50: за период с 01.01.2015 по 24.08.2015 - из расчета кадастровой стоимости 19 296 руб. 02 коп., за период с 25.08.2015 по 31.12.2015 - из расчета кадастровой стоимости 84 285 952 руб. 06 коп.
Решением суда от 19.04.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "Амурский крестьянский центр" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование указывает на то, что судом неправомерно не применены положения статьи 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; выводы суда относительно момента, с которого подлежит применению измененная кадастровая стоимость земельного участка, не соответствуют разъяснениям, данным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
По мнению заявителя, после принятия постановления Правительства Амурской области от 05.11.2013 N 537, являющегося основополагающим нормативно-правовым актом о расчете государственной кадастровой стоимости земельных участков, в последующем Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области происходило лишь уточнение (пересмотр) ранее установленной кадастровой стоимости участков ввиду недостоверности сведений. Поскольку постановлением Правительства Амурской области от 27.07.2015 N 349, вынесенным на основании решения Комиссии от 26.02.2015 N 17, кадастровая стоимость арендованного земельного участка увеличена до 84 285 952 руб. 06 коп., а сведения об этом внесены в государственный кадастр недвижимости 25.08.2015, полагает, что в целях перерасчета арендной платы за 2015 год указанная новая кадастровая стоимость подлежит применению с 25.08.2015, соответственно, за период с 01.01.2015 по 24.08.2015 подлежит применению прежняя кадастровая стоимость - 19 296 руб. 02 коп.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 16 часов 00 минут 20.06.2017, определением суда от 20.06.2017 рассмотрение жалобы откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ на 16 часов 50 минут 18.07.2017; информация об этом размещена на официальном сайте суда в сети интернет.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Комитет выразил несогласие с изложенными в ней доводами, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Ответчик, извещенный в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своего представителя не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спор возник из договора аренды от 06.09.2012 N 50, заключенного между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (арендодатель) и ОАО "Амурский крестьянский центр" (арендатор), в соответствии с условиями которого арендатору в аренду из земель населенных пунктов передан земельный участок с кадастровым номером 28:01:010339:33, площадью 9367 кв.м, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. Театральная, 155, квартал 339, назначение: для зданий и сооружений, необходимых для создания условий по развитию товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции КФХ области (далее - договор аренды земельного участка от 06.09.2012 N 50, договор аренды, договор).
Срок действия договора аренды установлен с 01.08.2012 по 31.07.2037 (пункт 1.4 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора расчет суммы арендной платы производится в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Амурской области от 26.09.2008 N 7/534, расчет основан, в том числе на кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 2.2 договора размер арендной платы может быть пересмотрен и изменен арендодателем в случае принятия соответствующих нормативно-правовых актов органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без согласия арендатора и без внесения соответствующих изменений в договор.
На момент заключения договора аренды кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 28:01:010339:33 составила 10 732 427 руб. 59 коп.
Постановлением Правительства Амурской области от 05.11.2013 N 537 "Об утверждении результатов актуализации кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Амурской области", с 01.01.2014 изменен размер начислений платы за пользование земельными участками, расположенными на территории муниципального образования г. Благовещенск, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 28:01:010339:33 с 01.01.2014 установлена в размере 19 296 руб. 02 коп. (сведения об указанной кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 08.12.2014).
29.01.2015 Комитетом подано заявление N 10-51/15/22 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области (далее - Комиссия) о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости в ходе проведения государственной кадастровой оценки, а именно удельного показателя, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка.
Решением Комиссии от 26.02.2015 N 17 заявление Комитета удовлетворено, подтверждена недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости сведений о земельном участке 28:01:010339:33.
Постановлением Правительства Амурской области от 27.07.2015 N 349 внесены изменения в Постановление Правительства Амурской области от 05.11.2013 N 537 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области" (в редакции постановления Правительства Амурской области от 10.04.2015 N 155) на основании решения Комиссии от 26.02.2015, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 28:01:010339:33 установлена в размере 84 285 952 руб. 06 коп. (сведения об указанной кадастровой стоимости земельного участка внесены в ГКН 25.08.2015).
Письмами от 20.06.2016 N 6706, от 11.07.2016 N 7231 в адрес ОАО "Амурский крестьянский центр" Комитетом направлен расчет арендной платы за 2015-2016 год исходя из кадастровой стоимости в размере 84 285 952 руб. 06 коп.
В свою очередь, по заданию ОАО "Амурский крестьянский центр" подготовлен отчет об оценке ООО "АмурОценка" от 27.07.2016 N 251-16, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 28:01:010339:33 по состоянию на 27.07.2015 составила 20 800 000 руб., в связи с чем 05.08.2016 общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с указанным отчетом.
Решением Комиссии от 02.09.2016 N 226 заявление ОАО "Амурский крестьянский центр" удовлетворено, определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 28:01:010339:33 в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете ООО "АмурОценка" от 27.07.2016 N 251-16 (20 800 000 руб.).
В претензии от 31.10.2016 со ссылкой на решение Комиссии от 02.09.2016 N 226, общество обратилось к Комитету с просьбой пересчитать расчет арендной платы за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 за земельный участок с кадастровым номером 28:01:010339:33, исходя из кадастровой стоимости в размере 20 800 000 руб.
Письмом от 07.11.2016 N 10230, ссылаясь на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Комитетом указано на отсутствие правовых оснований для пересчета арендной платы по договору аренды от 06.09.2012 N 50 за 2015 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 20 800 000 руб., поскольку обществом соответствующее заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано 05.08.2016; вместе с тем, за 2016 год арендная плата рассчитана исходя из указанной кадастровой стоимости земельного участка.
ОАО "Амурский крестьянский центр", не согласившись с расчетом арендой платы по договору аренды земельного участка от 06.09.2012 N 50 за период с 01.01.2015 по 24.08.2015, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя заявителя, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы определяется договором аренды. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (пункт 12 указанной статьи).
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (части 1, 5 статьи 65 ЗК РФ).
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Как следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, он относится к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с частью 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; далее - Закон N 135-ФЗ).
На территории Амурской области Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Амурской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, регламентируется постановлением Законодательного Собрания Амурской области от 26.09.2008 N 7/534, в соответствии с пунктом 2.1 которого размер арендной платы в год (календарный) за земельные участки определяется на основе кадастровой стоимости земельных участков, определенной в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что ответчиком произведен расчет арендной платы за 2015 год с применением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 28:01:010339:33, установленной Постановлением Правительства Амурской области от 05.11.2013 N 537 в редакции Постановления Правительства Амурской области от 27.07.2015 N 349 - в размере 84 285 952 руб. 06 коп. - на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от 26.02.2015 N 17, принятого по заявлению ответчика (Комитета) от 29.01.2015 N 10-51/15/22.
В соответствии с абзацем 3 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Сведения о кадастровой стоимости (19 296 руб. 02 коп.), которая оспорена Комитетом в Комиссию в 2015 году (заявление от 29.01.2015 N 10-51/15/22) внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Амурской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки 08.12.2014.
Таким образом, поскольку заявление в Комиссию о пересмотре кадастровой стоимости подано Комитетом 29.01.2015, следовательно, в силу приведенных выше норм, для исчисления в спорный период арендной платы за использование земельного участка с кадастровым номером 28:01:010339:33 с 01.01.2015 должна применяться кадастровая стоимость, установленная решением уполномоченного органа от 27.07.2015 (84 285 952 руб. 06 коп.).
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в данном случае должны применяться с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (25.08.2015), отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права, не соответствующие положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности и приведенным выше разъяснениям.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы отнесены на заявителя на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 19.04.2017 по делу N А04-11547/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-11547/2016
Истец: ОАО "Амурский крестьянский центр"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Благовещенска