Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2017 г. N Ф09-5687/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А07-24847/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Карпусенко С.А. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Крыловым И.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01 июня 2017 г. по делу N А07-24847/2016 (судья Валеев К.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области" - Дусубаева А.А. (доверенность от 06.03.2017 N 64);
Министерства внутренних дел Российской Федерации - Пичугова А.Е. (доверенность от 07.06.2017 N Д-179).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - истец, ООО "ЭСКБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области" (далее - ответчик-1, ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области", учреждение) о взыскании пени в размере 315 руб. 19 коп.
К участию в деле в качестве соответчика определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2017 привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - ответчик-2, МВД РФ, Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.06.2017 (резолютивная часть объявлена 25.05.2017) исковые требования удовлетворены, с ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" в пользу ООО "ЭСКБ" взыскана сумма пени в размере 315 руб. 19 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. Также суд постановил, что при недостаточности денежных средств у ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" взыскание производится в субсидиарном порядке с МВД РФ.
Не согласившись с принятым решением суда в части взыскания пени в субсидиарном порядке, МВД РФ обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в обжалуемой части.
Как указывает ответчик-2, ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" - казенное учреждение и самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. МВД РФ в спорные договорные правоотношения с ООО "ЭСКБ" не вступало. Податель жалобы ссылается на то, что не является собственником имущества ответчика-1, следовательно, в силу требований действующего законодательства не может нести субсидиарную ответственность по данному спору.
В судебном заседании представитель МВД РФ поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. С учетом мнения явившихся представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей истца.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО "ЭСКБ" просит оставить решение суда без изменения, поскольку финансовое обеспечение деятельности ответчика-1 в период образования задолженности было возложено на МВД РФ, которое являлось распорядителем средств бюджета, выделяемых на содержание учреждения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
В отсутствие возражений сторон проверка законности и обоснованности решения суда производится только в обжалуемой ответчиком-2 части (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
В таком случае суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции") (далее - Постановление ВАС РФ N 36).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 01.07.2014 между ООО "ЭСКБ" (гарантирующий поставщик) и ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" (потребитель) заключен договор электроснабжения N 870134105, по условиям которого гарантирующий поставщик:
- осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности и мощности в точки поставки электрической энергии (мощности) определенные пунктом 1.2 договора;
- обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до точек поставки и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителя, путем заключения соответствующих договоров.
Потребитель обязуется своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и услуги, связанные с процессом снабжения электрической энергией, на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством Российской Федерации.
Точки поставки электрической энергии (мощности) потребителя находятся на границе балансовой принадлежности, зафиксированной в "Акте разграничения балансовой принадлежности, зафиксированной в "Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон" между потребителем и сетевой организацией ОАО "Учалинские электрические сети".
На основании пункта 2.3.3 договора потребитель обязуется оплачивать потребленную электрическую энергию (мощность) и услуги, оказание которых является неотъемлемой процесса снабжения электрической энергией (мощности), с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, установленных договором.
В случае если объекты электропотребления потребителя расположены в многоквартирном доме, то потребитель также обязан оплачивать объем электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды многоквартирного дома.
В силу пунктов 4.1 - 4.5 договора электрическая энергия (мощность) в соответствии с договором поставляется потребителю по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных гарантирующим поставщиком, исходя из цен на приобретаемые электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.
Предельные уровни нерегулируемых цен рассчитываются гарантирующим поставщиком по формулам, приведенным в приложении N 10 для каждой ценовой категории.
Предельные уровни нерегулируемых цен для ценовых категорий публикуются гарантирующим поставщиком на официальном сайте www.bashesk.ru не позднее 15 дней после окончания расчетного периода.
Расчетным периодом для осуществления расчетов с гарантирующим поставщиком является 1 месяц.
Потребитель оплачивает электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке:
- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, который осуществляется оплата, вносится до 25 числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, за который осуществляется оплата. В случае, если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
Во исполнение условий договора истец поставил ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" электрическую энергию по договору электроснабжения от 01.07.2014 N 870134105.
На оплату поставленной электрической энергии выставлен счет-фактура от 31.08.2016 N 0332981/515870134105 на сумму 4 342 руб. 81 коп.
Обязательства по оплате ответчиком-1 выполнены несвоевременно, что послужило основанием для обращения ООО "ЭСКБ" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" в нарушение условий договора оплата электроэнергии своевременно не произведена, в связи с чем истцом за просрочку исполнения обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" начислена пеня за период с 20.09.2016 по 30.12.2016 в размере 315 руб. 19 коп. При этом суд указал, что при недостаточности денежных средств у ответчика-1 взыскание следует производить в субсидиарном порядке с МВД РФ, поскольку финансовое обеспечение деятельности основного должника в период образования задолженности было возложено на Министерство.
Доводы ответчика -2 о необоснованном привлечении его к субсидиарной ответственности подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" является государственным казенным учреждением.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 1 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной системы (пункт 2 статьи 161 БК РФ).
В пункте 7 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Главный распорядитель средств бюджета - орган государственной власти, имеющий право распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в пункте 63 статьи 12 раздела 2 которого установлено, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Челябинской области" его учредителем являлось МВД РФ. Согласно пунктам 2, 3 Устава ФГКУ "УВО ВНГ России по Челябинской области" в редакции от 30.09.2016 в настоящее время его учредителем и собственником имущества является Российская Федерация. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.10.2016 N 2161-р финансовое обеспечение подразделений Росгвардии в 2016 г. было возложено на Министерство (письмо МВД РФ от 15.10.2016 N 1/10641).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно указал, что субсидиарным должником по делу является МВД РФ.
В силу пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", предусмотренный пунктом 1 статьи 399 ГК РФ порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
Судом первой инстанции установлено отсутствие денежных средств у основного должника, в связи с чем исковые требования в отношении Министерства удовлетворены правомерно.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления ВАС РФ N 36, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
С учетом изложенного решение суда в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Взыскание с МВД РФ госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01 июня 2017 г. по делу N А07-24847/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24847/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2017 г. N Ф09-5687/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана"
Ответчик: МВД России, МВД России по Республике Башкортостан, ФГКУ NУправление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Челябинской области ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"