г. Самара |
|
03 июля 2017 г. |
Дело N А55-23635/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Фроловой О.В. (доверенность от 30.12.2016),
представитель Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Сивакова Алексея Алексеевича - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2017 года по делу N А55-23635/2016 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области, с.Красный Яр, Самарская область,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г.Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Сивакова Алексея Алексеевича, г.Самара,
об исключении сведений,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об установлении факта технической ошибки, выраженной в неверном внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:51, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе с. Николаевка, площадью 2737347 кв.м. Исключить сведения о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:51 - Российская Федерация, вид права: государственная собственность (л.д.2-8).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - Сиваков Алексей Алексеевич (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 по делу N А55-23635/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.113-118).
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что какие-либо иные документы, подтверждающие отнесение данного земельного участка к федеральной собственности в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.20014 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и иными федеральными законами, в территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области также отсутствуют.
Фактически данный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности и в соответствии с Законом Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", администрация муниципального района Красноярский Самарской области в лице Комитета является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена.
Обращает внимание суда, что письмо Комитета по управлению муниципальной собственностью от 23.07.2007 N 1625, не является документом основанием для внесения записи о правообладателе земельного участка как Российская Федерация, а утверждает границы земельных участков Красноярского района Самарской области, с целью их индивидуализации и постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. В данном случае можно говорить об ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, допущенной при внесении сведений в ГКН в результате проведения работ по инвентаризации в части указания правообладателя.
Статья 25 указанного Закона в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случае, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости является - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Наличие ошибочных сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:26:0000000:51 в ГКН создает препятствия в реализации Комитета своих полномочий в части реализации полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.122-128).
Теруправление апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в присутствии представителя Росреестра, в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Росреестра отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя Росреестра, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:26:0000000:51, с уточненной площадью 2737347 кв.м., с разрешенным использованием - для ведения крестьянского хозяйства, категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе с. Николаевка.
Согласно сведениям ГКН правообладателем указанного земельного участка является Российская Федерация.
Сведения о земельном участке, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе с. Николаевка площадью 2737347 кв.м. с кадастровым номером 63:26:0000000:51 были внесены в сведения государственного кадастра недвижимости по заявке о постановке от 30.04.2003 N 26-4-7/03-1564-У на основании письма Комитета по управлению муниципальной собственностью от 23.07.2007 N 1625.
Согласно вышеуказанного письма Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский просит внести в единый государственный реестр земель сведения о правах на земельные участки государственной собственности. Приложением к данному письму являлся перечень земельных участков, полученный в результате проведения работ по выявлению земельных участков неклассифицированных по правам на территории муниципального района Красноярский на 42 листах. Данное письмо в архиве Комитета имеется только в копии.
Согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от 03.03.2016 N 63/052/700/2016-158, сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:26:0000000:51 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
С целью исключения сведений государственного кадастра недвижимости о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:51 и исправлению ранее допущенной технической ошибки, Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - Комитет) обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с соответствующим заявлением (от 11.04.2016 исх. 1463).
Согласно представленного ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 23.05.2016 N 15381 документы, подтверждающие факт наличия, либо отсутствия технической ошибки сведениях о правах на указанный земельный участок в материалах кадастрового дела содержащегося в архиве филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области отсутствуют.
В настоящее время земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе с. Николаевка с кадастровым номером 63:26:0000000:51 находится в границах муниципального района Красноярский Самарской области. Сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав, аресты (запрещения) отсутствуют, правопритязаний со стороны третьих лиц нет.
По мнению заявителя, фактически данный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности и в соответствии с Законом Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", администрация муниципального района Красноярский Самарской области в лице Комитета является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со статьей 45 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).
Таким образом, объект с кадастровым номером 63:26:0000000:51 является ранее учтенным.
На основании пункта 1, 2 части 1 статьи 28 Закон о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (части 4 статьи 28 Закона о кадастре).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно п. 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, основанием для принятия решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр).
При этом документы, подтверждающие наличие либо отсутствие технической ошибки в сведениях о правах на земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:51 в материалах кадастрового дела отсутствуют.
Из материалов дела видно, что сведения о земельном участке, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, в районе с. Николаевка площадью 2737347 кв.м. с кадастровым номером 63:26:0000000:51 были внесены в сведения государственного кадастра недвижимости по заявке о постановке от 30.04.2003 N 26-4-7/03-1564-У на основании письма Комитета по управлению муниципальной собственностью от 23.07.2007 N 1625.
Таким образом, исходя из смысла пункта 1, 2 части 1 статьи 28 Закона кадастре основания считать, что сведения о правообладателе указанного земельного участка Российской Федерации внесены в результате описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки либо подобной ошибки (техническая ошибка), у суда отсутствуют.
Поскольку сведения в ГКН внесены по заявке о постановке от 30.04.2003 N 26-4-7/03-1564-У на основании письма Комитета по управлению муниципальной собственностью от 23.07.2007 N 1625, то мог бы стоять вопрос о воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибке в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Однако письмо Комитета по управлению муниципальной собственностью от 23.07.2007 N 1625 находится в материалах дела без приложений на 42 листах.
Заявитель указывает, что данное письмо является сопроводительным документом, содержащий перечень земельных участков, относящихся к неразграченной государственной собственности, а не федеральной. Приложением к данному письму являлся перечень земельных участков, полученных в результате проведения работ по выявлению земельных участков неклассифицированных по правам на территории муниципального района Красноярский на 42 листах. Данное письмо без приложения к нему сохранилось в Комитете только в копии, и предоставить его невозможно в связи с истечением срока хранения, в соответствии с приказом Минкультуры России от 25.08.2010N 659 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения".
По мнению заявителя, в данном случае можно говорить об ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, допущенной при внесении сведений в ГКН в результате проведения работ по инвентаризации в части указания правообладателя.
Таким образом, заявитель не требовал устранения кадастровой ошибки, а для установления технической ошибки основания отсутствуют; доказательства для установления кадастровой ошибки в материалах дела не имеется, поскольку, как подтвердил заявитель, результаты проведения работ по инвентаризации, являющиеся приложением к письму Комитета по управлению муниципальной собственностью от 23.07.2007 N 1625 утрачены безвозвратно.
В соответствии с письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 18.02.2015 N 10-0376-КЛ сведения, содержащиеся в Автоматизированной информационной системе ГКН, даже при отсутствии документов являются кадастровыми сведениями.
Наличие кадастровых сведений об объекте недвижимости только на электронном носителе (реестр объектов недвижимости в автоматизированной информационной системе ГКН) и отсутствие данных сведений на бумажном носителе (в кадастровом деле) не является основанием для признания таких сведений неактуальными.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, являющееся представителем правообладателя, возражает против удовлетворения заявленных требований.
В статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017) предусмотрен перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке отражаются в ГКН:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;
6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Поскольку правообладатель объекта недвижимости не входит в этот перечень, сведения о нем являются в ГКН справочными.
Данная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2015 по делу N А56-21732/2014.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина Комитетом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2017 года по делу N А55-23635/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23635/2016
Истец: Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области
Ответчик: Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" по Самарской области
Третье лицо: Сиваков Алексей Алексеевич, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской облсати, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7605/17