г. Пермь |
|
19 июля 2017 г. |
Дело N А60-7296/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-2000"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 апреля 2017 года по делу N А60-7296/2017,
принятое судьей Бушуевой Е.В.,
по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
к обществу с ограниченной ответственностью "Горизонт-2000" (ИНН 7203154577, ОГРН 1047200657316)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-2000" (далее - ООО "Горизонт-2000") к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2017 заявленные требования удовлетворены; ООО "Горизонт-2000" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Горизонт-2000" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в ходе административного производства представлены доказательства отсутствия нарушений при строительстве газопровода. Кроме того, полагает, что предписание об устранении нарушений при строительстве спорного объекта капитального строительства выдано неуполномоченным лицом в сфере строительного надзора, поскольку проверяемый объект относится к опасным производственным объектам.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 апелляционная жалоба ООО "Горизонт-2000" принята к производству суда апелляционной инстанции, судебное заседание назначено на 15.06.2017.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 судебное заседание по настоящему делу отложено на 12.07.2017. Данное определение об отложении судебного заседания вынесено в составе судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.М., Трефиловой Е.М.
12.07.2017 судья Муравьева Е.Ю. отсутствует ввиду пребывания в отпуске, в связи с чем на основании п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2017 произведена замена судьи Муравьевой Е.Ю. на судью Риб Л.Х., рассмотрение дела начато сначала.
От Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области и ООО "Горизонт 2000" поступили запрашиваемые судом апелляционной инстанции документы и пояснения, которые приобщены к материалам дела (ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что на основании ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 12.10.2016 N 29-18-07/333, программы проведения проверок от 12.10.2016 N 29-18-01/391-16 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 18.10.2016 по 15.11.2016 проведена проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства "Газоснабжение жилых домов по улицам Дзержинского, Лесников, М. Коркина, Песчаная, Загородная, пер. Лесников в г. Туринске", расположенного по адресу: Свердловская область, Туринский городской округ, г. Туринск, ул.Дзержинского, ул.Лесников, ул.М. Коркина, ул.Песчаная, ул.Загородная, переулок Лесников.
В ходе проверки установлено, что ООО "Горизонт-2000" осуществляется строительство данного объекта капитального строительства с нарушением требований технических регламентов, проектной документации (акт проверки от 15.11.2016 N 29-18-04/333-2).
В связи с чем Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес ООО "Горизонт-2000" вынесено предписание от 15.11.2016 N 29-18-04/333-2 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства в срок до 23.12.2016. Данное предписание получено директором ООО "Горизонт-2000" Лобановым Н.В. 15.11.2016, что подтверждается соответствующей отметкой в предписании.
На основании приказа от 20.12.2016 N 29-18-07/427 в период с 26.12.2016 по 27.01.2017 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена проверка выполнения ранее выданного предписания от 15.11.2016 N 29-18-04/333-2, в результате которой установлено, что ООО "Горизонт-2000" в установленный срок (до 23.12.2016) требования предписания устранены не в полном объеме, а именно:
1) не исполнен п. 1 предписания, предписывающий выполнить техническое обследование объекта, выполнить проверку соответствия примененных материалов и изделий проекту;
2) не исполнен п. 5 предписания, предписывающий при монтаже ГРПШ выполнить фундаменты из монолитных буронабивных свай диаметром 400 мм под металлические опоры;
3) не исполнен п. 6 предписания, предписывающий при монтаже ГРПШ и газопровода металлические конструкции опор, ограждения, полок, укосин, хомутов очистить от ржавчины и покрыть эмалью по слою грунтовки;
4) не исполнен п. 10 предписания, предписывающий выполнить укладку надземного газопровода на опоры без отклонения оси опор, также газопровод уложить на проектную укосину размером 1,0-м х 1,0-м в месте изменения отметок с креплением газопровода;
5) не исполнен п. 11 предписания, предписывающий покрыть 2-м слоем эмали металлических поверхностей надземного газопровода;
6) не исполнен п. 15 предписания, предписывающий оформить и предоставить акты освидетельствования скрытых работ на выполненный объем работ по устройству фундаментов под стройки ГРПШ, на устройство фундаментов под опоры надземного газопровода, на установку опор, на монтаж надземного газопровода, на послойную антикоррозийную защиту металлических поверхностей стоек, молниеотвода, стального газопровода и ограждения, на герметизацию ввода инженерных коммуникаций в здания, на устройство заземления и молниеотвода, заключения по ультразвуковому контролю сварных соединений.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 27.01.2017 N 29-18-05/22.
В связи с чем должностным лицом Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в отношении ООО "Горизонт-2000" составлен протокол от 06.02.2017 N 29-18-10/5 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании ч. 2, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Горизонт-2000" к административной ответственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения и об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в ч. 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В ч. 3 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
При этом в п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации указаны, в том числе особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, предусмотренные в ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся, в том числе, опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
В соответствии с п. 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения. Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения.
В соответствии с п. 4 приложения 2 к указанному Федеральному закону классы опасности опасных производственных объектов, для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются в соответствии со следующими критериями:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
Из представленного в материалы дела положительного заключения государственной экспертизы от 05.06.2014 N 66-1-5-0248-14/14-0191-1 следует, что объект капитального строительства "Газоснабжение жилых домов по улицам Дзержинского, Лесников, М. Коркина, Песчаная, Загородная, пер. Лесников в г. Туринске" по адресу: Свердловская область, Туринский городской округ, г. Туринск, ул.Дзержинского, ул.Лесников, ул.М. Коркина, ул.Песчаная, ул.Загородная, переулок Лесников с характеристиками: трасса газопровода высокого давления, протяженностью 2,0 метра, от точки подключения в существующий надземный участок газопровода высокого давления II категории (0,6 мегапаскаля, Ду 50) предусмотрена надземной прокладки до проектируемого ГРПШ, устанавливаемого на свободной незастроенной территории вблизи пересечения улиц Дзержинского и Загородная; от ГРПШ газпровод низкого давления IV категории (0,003 мегапаскаля), протяженностью 2 698,0 метров, предусмотрен подземной прокладки вдоль улиц Дзержинского, Загородная, Песчаная, М. Коркина, Лесников и частично надземной прокладки - вдоль пер.Лесников, относится к объектам III класса опасности.
В соответствии с положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области N 431-ПП от 27.05.2015, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Таким образом, проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства указанного выше объекта, относящегося к объектам III класса опасности, проведена уполномоченным органом в сфере регионального государственного строительного надзора - Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
С учетом изложенного доводы ООО "Горизонт-2000" о том, что предписание об устранении нарушений при строительстве спорного объекта капитального строительства выдано неуполномоченным лицом, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Факт исполнения ООО "Горизонт-2000" предписания не в полном объеме подтверждается актом проверки от 27.01.2017 N 29-18-05/22. При этом ссылки ООО "Горизонт-2000" на то, что предписание было исполнено в полном объеме судом апелляционной инстанции отклоняются как не подтвержденные имеющимися в материалах дела доказательствами. Так, административным органом установлено, что на момент проведения проверки от 27.01.2017 не исполнен, в частности, п. 1 предписания, поскольку необходимо было выполнить техническое обследование объектов, которое не проведено, заключение по обследованию не представлено; п. 6 предписания, предписывающий при монтаже ГРПШ и газопровода металлические конструкции опор, ограждения, полок, укосин, хомутов очистить от ржавчины и покрыть эмалью по слою грунтовки, однако следы коррозии не удалены, работы по нанесению послойно антикоррозийной защиты металлических поверхностей элементов ГРПШ, опор, ограждения не выполнены; п. 10 предписания, предписывающий выполнить укладку надземного газопровода на опоры без отклонения оси опор, также газопровод уложить на проектную укосину размером 1,0-м х 1,0-м в месте изменения отметок с креплением газопровода, исполнен не в полном объеме, так как монтаж надземного газопровода не приведен в соответствие с требованиями проекта после внесения изменений в проект (под закладные детали опор подземного газопровода не приварено усиление в виде металлического уголка); п. 11 предписания, предписывающий покрыть 2-м слоем эмали металлических поверхностей надземного газопровода, не выполнен, покрытая поверхность не имеет сплошности, видны просветы грунтовки; п. 15 предписания, предписывающий оформить и предоставить акты освидетельствования скрытых работ на выполненный объем работ, в том числе, на послойную антикоррозийную защиту металлических поверхностей стоек, исполнен не в полном объеме, так как не представлены акты освидетельствования скрытых работ на послойную антикоррозийную защиту металлических поверхностей стального газопровода. Данные обстоятельства документально не опровергнуты.
Ссылки ООО "Горизонт-2000" на акт приемки законченного строительного объекта от 05.12.2016, подписанный представителями заказчика МКУ ТГО "Управление КС и ЖКХ", проектной организации "НПО Прометей", генерального подрядчика ООО "Горизонт-2000", органа по надзору за объектами газораспределения и газопотребления, судом отклоняются, так как само по себе наличие акта приемки законченного строительного объекта, не свидетельствует об отсутствии указанных выше недостатков при строительстве, установленных уполномоченным органом на осуществление регионального строительного надзора.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что предписанием был установлен разумный срок для устранения выявленных нарушений, у ООО "Горизонт-2000" имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако им не принято всех зависящих от него мер по их соблюдению и исполнению требований законного предписания в полном объеме. Доказательств, подтверждающих факт того, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по устранению выявленных при строительстве объекта капитального строительства нарушений действующего законодательства и по исполнению требований законного предписания административного органа, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. Протокол об административном правонарушении от 06.02.2017 составлен в отсутствие представителя ООО "Горизонт-2000", при этом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом, что подтверждается входящим штампом ООО "Горизонт-2000" от 31.01.2017 N 4 на уведомлении.
Решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности принято с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. Правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции на основании ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, а также для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется в силу прямого указания ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено. С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2017 года по делу N А60-7296/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7296/2017
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ГОРИЗОНТ-2000"
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6915/17