Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2017 г. N Ф05-12776/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А40-252544/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М. В.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Шайхетдиновой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Сбербанк России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2017 г. по делу N А40-252544/16,
принятое судьей М.М. Кузиным,
по заявлению МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному Федеральному округу
к АО "Ликеро-Водочный завод Ярославский"
третьи лица: 1. ПАО "Сбербанк России"; 2. ПАО Банк "ВВБ"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Уланова М. А. по доверенности от 27.12.2016 N 1-59 |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
1.не явился, извещен; 2.Сидоров С. А. по доверенности от 24.04.2017 N 14 |
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее по тексту также - Заявитель, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к АО "Ликеро-Водочный завод Ярославский" (далее - АО "ЯЛВЗ") о привлечении АО "Ликеро-Водочный завод Ярославский" к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Сбербанк России", ПАО Банк "ВВБ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2017 г. АО "Ликеро-Водочный завод Ярославский" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ. АО "Ликеро-Водочный завод Ярославский" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. (двести тысяч рублей). Суд решил конфисковать алкогольную продукцию и технологическое оборудование, изъятое из оборота согласно протоколу ареста от 30.05.2016 г. N 02-16/670-3, с дальнейшим направлением на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Третье лицо по делу ПАО "Сбербанк России"обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению ПАО "Сбербанк России" при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
Представитель Росаккредитации в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица - ПАО Банк "ВВБ" с доводами апелляционной жалобы ПАО "Сбербанк России" согласился, просил решение суда отменить.
АО "ЯЛВЗ", ПАО "Сбербанк России", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного роцессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей Заявителя и Третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, чтосотрудниками Межрегионального управления Росалкогольрегулирования при проведении 30.05.2016 г. мероприятий в рамках Приказа Управление от 27.05.2016 г. N 1-1146 "О назначении лиц, уполномоченных на проведение снятия остатков и опломбирования оборудования" в отношении Акционерного общества "Ликеро-водочный завод "Ярославский" ИНН 7601001675, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Советская, 63, непосредственно обнаружен оборот (хранение) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно "Сведений из сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", АО "Ликеро-водочный завод "Ярославский" ИНН 7601001675 по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Советская, 63, по состоянию на 30.05.2016 года не имеет соответствующей лицензии.
Раннее АО "Ликеро-водочный завод "Ярославский" имело лицензию N 76ПСН0004769, но 24.02.2016 года, действие лицензии прекращено, в виду заявления Общества о сдаче лицензии.
В связи с чем, возбуждено дело об административном правонарушении от 30.05.2016 г. N 02-16/670 и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ. Осмотренная территория и помещения принадлежат ЛО "ЯЛВЗ" согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.08.2012 года.
На основании статей 27.1, 27.8 КоАП РФ, в рамках дела N 02-16/670 об административном правонарушении сотрудниками Управления 30.05.2016 г. проведен осмотр помещения по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Советская, 63.
В ходе проведения осмотра непосредственно установлен оборот (хранение) спиртсодержащей продукции в количестве 18278,09 дал., а также готовой алкогольной продукции в общем объеме 158064 бут. Документы, подтверждающие легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при проведении осмотра не представлены. При проведении снятия остатков продукции (спиртосодержащей) проводилось по мерным стеклам емкостей путем определения температуры, измерение концентрации спирта ареометром и пересчета объема по таблице множителей.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ), изъятию из незаконного оборота подлежит этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, полуфабрикат используемый при производстве алкогольной продукции, основное технологическое оборудование используемое для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обнаруженное в производственных помещениях и принадлежащее АО "ЯЛВЗ", оборот которого осуществляется без соответствующей лицензии.
На основании вышеизложенного и статьи 27.14 КоАП РФ, в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, полуфабрикатов используемых при производстве алкогольной продукции, основное технологическое оборудование, используемое для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являющейся предметом совершения административного правонарушения, применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста, о чем составлены протоколы ареста товаров и иных вещей от 30.05.2016 г. N 02-16/670-3 и от 24.05.2016 г. N 02-16/670-5.
Арестованное имущество, а именно, готовая алкогольная продукция передана на ответственное хранение ОАО "Росспиртпром" по адресу: Ивановская область, п. Петровский, ул. Заводская, д.1; спиртосодержащая продукция передана на ответственное хранение ОАО "Росспиртпром" по адресу: г. Липецк, ул. Инженерная, д.5. Остальное имущество оставлено на ответственное хранение представителю АО "ЯЛВЗ" Новичихину Михаилу Ивановичу по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Советская, 63.
Учитывая вышеизложенное, в ходе проведения административного расследования установлено, что АО "ЯЛВЗ", 30.05.2016 г. в 17 часов 20 минут по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Советская, 63, за исключением: ЛИТ. С, подвал, по плану N 1, этаж 1, по плану N N 1,5,6,7, осуществило оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Консультантом отдела контроля за легальностью производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Ветровым Д.А. по факту оборота этилового спирта без соответствующей лицензии, в отношении АО "ЛВЗ "Ярославский", составлен протокол об административном правонарушении N 02-16/670 от 25.07.2016 г. Нарушений при составлении протокол об административном правонарушенииМРУ Росалкогольрегулирования не допущено.
Привлекая АО "Ликеро-Водочный завод Ярославский" к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ предусматривает возможность возбуждения дел об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при этом перечень должностных лиц не ограничен.
Пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ определены полномочия по возбуждению дел должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 23 Федерального Закона N 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (далее - Положение) данная служба является федеральным органом, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Согласно пункту 5.7 Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, дело об административном правонарушении возбуждено и протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий. Протокол с заявлением о привлечении АО "Ликеро-Водочный завод Ярославский" к административной ответственности направлен на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом N 171-ФЗ.
Федеральный закон N 171-ФЗ устанавливает перечень обязательных требований, которые обязаны соблюдать организации, осуществляющие деятельность по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального Закона N 171 -ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащий продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции условий, предусмотренных лицензиями.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171 -ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Статьей 26 Федерального Закона N 171-ФЗ в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
При этом согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Факт наличия в действиях Общества вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами административного дела и ответчиком документально не опровергнут.
В свою очередь, выявленная алкогольная продукция находится в нелегальном обороте, тем самым согласно статье 25 Федерального Закона N 171-ФЗ подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, органов и уничтожению в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление N1027).
Постановление N 1027 от 28.09.2015 г. устанавливает порядок уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ, конфискованных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (далее - продукция), а также сырья, полуфабрикатов, производственной тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, а именно: 1. этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются:
- без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона;
- без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками;
- без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;
- без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
- без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции; - с содержанием в своем составе виноматериалов, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, из приобретенных у других лиц винограда, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2. этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
3. этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, являющиеся бесхозяйным имуществом.
Согласно Постановлению N 1027, уничтожение продукции осуществляется организациями, привлекаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг дли государственных и муниципальных нужд (далее - организации).
Орган, уполномоченный на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего уничтожение изъятой, конфискованной продукции и (или) предметов (далее - судебный акт), в течение 5 рабочих дней со дня поступления в указанный орган судебного акта направляет его копию в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции (далее - территориальный орган). Территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения копии судебного акта от органа, уполномоченного на исполнение судебного акта, направляет организации заявку о необходимости осуществить уничтожение продукции и (или) предметов, а также копию судебного акта.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Пленум ВАС N 10) разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Общество могло принять необходимые меры для недопущения правонарушения, однако своими действиями совершило правонарушение, хотя могло не допускать нарушений.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наличие состава правонарушения в действиях АО "Ликеро-Водочный завод Ярославский" доказано материалами дела и ответчика документально не опровергнуто.
Обстоятельства, исключающие, отягчающие или смягчающие административную ответственность, отсутствуют.
Довод ответчика, что правонарушение не является длящимся, правильно не принят судом первой инстанции во внимание, так как основан на неверном толковании норм права.
Поскольку пунктом 5 статьи 20 Федерального Закона N 171-ФЗ устанавливает право лицензиата на хранение и возврат остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а не обязанность, следовательно, указанное правонарушение является длящимся, а срок привлечения к административной ответственности начинает течь с момента его выявления, в настоящем случае с 30.05.2016 г. На дату привлечения ответчика к указанной административной ответственности не был пропущен срок давности, предусмотренный частью 1,2 ст. 4.5 КоАП РФ.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности судом первой инстанции не установлено.
Учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, суд первой инстанции правомерно счел возможным применить к рассматриваемым правоотношениям положения части 2 статьи 4.2 КоАП РФ при определении размера штрафа, подлежащего взысканию, и назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, то есть в размере 200 000 рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, санкция, примененная судом первой инстанции к АО "ЯЛВЗ", предусмотрена соответствующей статьей КоАп РФ, является разумной и целесообразной.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.05.2017 по делу N А40-252544/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М. В. Кочешкова |
Судьи |
В. И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252544/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2017 г. N Ф05-12776/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МРУ Росалкогольрегулирования по Центр Фед оуругу, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО
Ответчик: АО "ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД "ЯРОСЛАВСКИЙ"
Третье лицо: ПАО "Сбербанк России", ПАО Банк ВВБ, ПАО Сбербанк России