г. Самара |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А65-5225/2017 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2017 по делу N А65-5225/2017 (судья Назырова Н.Б.) рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан,
к публичному акционерному обществу "Вымпел-Коммуникации",
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к публичному акционерному обществу "Вымпел-Коммуникации" о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы при этом не обращался в суд первой инстанции с заявлением об изготовлении полнотекстового решения.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2017 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан в рамках полномочий, установленных Положением об Управлении было рассмотрено обращение абонента публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникаций".
При рассмотрения обращения, 01.03.2017 по адресу нахождения Управления (г. Казань, ул. Гарифьянова, д.28а) обнаружено нарушение юридическим лицом публичным акционерным обществом "Вымпел-Коммуникаций" п. 1 ст. 46, п. 5 ст. 44, п. 5 ст. 54 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, п.п. "а" п.24 "Правил оказания услуг телефонной связи", утвержденного постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2014 г. N 1342, п. 5 раздела XI "Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. N 87, п. 5 условий осуществления деятельности лицензий NN 50787, 147247, о чем 07.03.2017 государственным инспектором РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - заместителем начальника отдела контроля (надзора) связи Яруллиной Алсу Равилевной составлен протокол N АП-16/2/204 об административном правонарушении в области связи, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
О составлении протокола публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникаций" извещалось письмом (исх. N 1932-02/16 от 01.03.2017), которое получено ПАО "Вымпел-Коммуникации". Кроме этого на составлении протокола присутствовал представитель публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникаций" Красникова Н.П., действующая на основании доверенности N 423/1/2017 от 15.02.2017.
Таким образом, Управлением были приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ (п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Суть выявленного административного правонарушения заключается в следующем:
11.09.2013 между Демидовым В.А. и публичным акционерным обществом "Вымпел-Коммуникаций" заключен договор об оказании услуг связи с выделением абонентского номера 89053704141. 26.01.2017 оператор связи допустил подключение дополнительных услуг Абоненту без получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, и без предоставления абоненту информации о тарифах на услуги, кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг. В период с 26.01.2016 по 03.02.2017 оператором связи списано с лицевого счета Абонента 140 рублей за подключенные контент-услуги, что подтверждается копией распечатки биллинговой системы, оказанные услуги связи за период с 26.01.2016 по 01.02.2017 и исходящим письмом публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникаций" N ЦР-04/1372 от 21.02.2017.
Обязанность оказания услуг связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи, возложена на оператора связи п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи".
Согласно п.п. "а" п. 24 "Правил оказания услуг телефонной связи", утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1342 оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 5 раздела XI "Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. N 87 является лицензионным условием, обязательным к исполнению.
Пунктом 5 условий лицензии N N 50787, 147247, на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи установлено, что "Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации".
В п. 5 ст. 44 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ указано "Оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.
До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг. Расчеты за оказанные абоненту услуги осуществляются оператором связи".
Согласно п. 5 ст. 54 126-фз не подлежат оплате иные услуги связи, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, в том числе контентные услуги, оказанные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи нарушило условия лицензии, а именно: п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с вышеуказанными лицензиями.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Указанное административное правонарушение допущено по вине юридического лица публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникаций", у которого имелась возможность для соблюдения обязательных требований и лицензионных условий в области оказания услуг связи, однако указанным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований и лицензионных условий.
Правила оказания услуг телефонной связи" были приняты во исполнение Федерального закона "О связи" и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Таким образом, действиями публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникаций" были затронуты также права потребителя - абонента, получающего и оплачивающего услуги связи. Охрана прав потребителей является основной функцией договора на обслуживание граждан, а интересы потребителей по российскому законодательству имеют приоритет в их отношениях с исполнителями услуг.
Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом, под потребителями в целях Закона о защите прав потребителей понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителями по возмездному договору.
Таким образом, граждане являются потребителями услуг связи, которые в силу норм Закона о защите прав потребителей имеют право на получение услуги надлежащего качества.
Следовательно, не уведомление абонента, не получение его согласия на подключение дополнительной услуги и не информирование абонента о тарифах на услуги, кратком содержании услуг, а также о лице, предоставляющем платные услуги, лицевом счете, с которого будет осуществляться списание денежных средств на оплату дополнительных услуг связано с обеспечением прав граждан на получение услуг связи надлежащего качества. Поэтому в данном случае ч. 3 ст. 14.1 направлена на защиту и обеспечение прав потребителей, а само деяние по своей сути связано с нарушением законодательства о защите прав потребителей.
При указанных обстоятельствах, вменяемое публичному акционерному обществу "Вымпел-Коммуникаций" правонарушение, исходя из его существа, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение услуги надлежащего качества в соответствии с установленными лицензионными требованиями, непосредственно посягает на права потребителей.
Осуществляя вышеуказанные услуги, публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникаций" находится с гражданами в правоотношениях, на которые распространяется требование Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". В рассматриваемом случае публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникаций", не предпринявшее достаточных мер, направленных на недопущение нарушения требований, установленных нормативно-правовыми актами, посягало на права и законные интересы конкретного потребителя, чем нарушало законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2017 по делу N А65-5225/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5225/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (Татарстан), г.Казань, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ
Ответчик: ПАО "Вымпел-Коммуникации", ПАО "Вымпел-Коммуникаций", г.Москва
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8476/17