г. Красноярск |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А74-8001/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" июля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Магда О.В., Хабибулиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.
при участии:
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Хакасия": Потриденный В.Ф., представителя по доверенности от 01.07.2015, Семерня Н.О., представителя по доверенности от 26.10.2016,
конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия" Бобров Максим Васильевич,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Артель старателей Хакасия" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "18" мая 2017 года по делу N А74-8001/2016, принятое судьёй Тропиной С.М.
установил:
Закрытое акционерное общество "Артель старателей Хакасия" (далее - общество) (ИНН1908000198, ОГРН 1021900879912) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - управление Росреестра) (ИНН1901065358, ОГРН1041901024440) о признании незаконным решения от 22.03.2016 N 19/211/008/2015-085 об отказе в государственной регистрации права собственности на линейный объект энергетики - сооружение ВЛ-35 кВ "ПС Беренжак-Андат", кадастровый номер 19:11000000:994, общей площадью 8724 кв.м, протяжённостью 8724, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, Беренжакский сельсовет, п. Беренжак, от ПС 110-6 кВ "Беренжак" до юго-восточной окраины и в южном направлении от посёлка, опоры 1-74, сооружение 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация муниципального образования Ширинский район, общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей Хакасия".
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23.11.2016 производство по делу приостановлено до рассмотрения Третьим арбитражным апелляционным судом дела N А74-799/2016. Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20.04.2017 производство по делу возобновлено.
Решением от 18.05.2017 иск удовлетворен.
Суд признан незаконным решение управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия от 22.03.2016 N 19/211/008/2015-085 об отказе в государственной регистрации права собственности закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия" на объект недвижимого имущества и обязал управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия устранить допущенные нарушения и произвести государственную регистрацию права собственности закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия" на объект недвижимого имущества линейный объект энергетики - сооружение ВЛ-35 кВ "ПС Беренжак-Андат", кадастровый номер 19:11000000:994, общей площадью 8724 кв.м, протяжённостью 8724, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, Беренжакский сельсовет, п. Беренжак, от ПС 110-6 кВ "Беренжак" до юго-восточной окраины и в южном направлении от посёлка, опоры 1-74, сооружение 1, на основании заявления, поданного 23.10.2015, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с указанным судебным актом, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей Хакасия" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указало, что так как в период возведения линейного объекта истец в установленном законом порядке разрешение на строительство не получал, а полученные им в 2015 году разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.07.2015 г. N RU 19-11-28-2015 и от 21.10.2015 N RU 19-11-38-2015 отменены, о чем Администрация МО Ширинский район сообщила Управлению Росреестра и в последующем суду, у ответчика обосновано отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности на линию по нормам ст. 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". По мнению третьего лица, иные представленные истцом в материалы дела документы, среди которых акт допуска в эксплуатацию электроустановки от 25.07.2003 г., акт технической готовности строительства от 31.12.2002 г., письмо Ростехнадзора от 16.03.2016 N 6.18-7216/68 свидетельствуют о том, что построенный в 2002 году линейный объект соответствовал на тот момент техническим нормам и правилам, и мог эксплуатироваться как объект электроэнергетики. Эти документы не свидетельствуют о возникновении права собственности Истца, применительно к нормам главы 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности на основании части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что Линейный объект ВЛ-35 кВ "Беренжак-Андат" по своей правовой природе является самовольной постройкой, признание права на которую возможно лишь в судебном порядке на основании норм статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 19.07.2017.
От конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия" в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Хакасия": Семерня Н.О. поддержал доводы апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Конкурсный управляющий закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия" Бобров Максим Васильевич доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.12.2011 по делу N А74-1639/2011 закрытое акционерное общество "Артель старателей Хакасия" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением арбитражного суда от 16.01.2012 по указанному делу конкурсным управляющим общества утверждён Бобров Максим Васильевич.
Определением арбитражного суда от 11.09.2013 по делу N А74-1639/2011 удовлетворено заявление конкурсного управляющего Боброва М.В., признан недействительным договор купли-продажи сооружений от 15.06.2010 N 1-Э, заключённый заявителем с обществом с ограниченной ответственностью "Артель старателей Хакасия". Применены последствия недействительности сделки, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Хакасия" возвратить обществу недвижимое имущество - воздушную линию электропередач ВЛ-35 кВ. 35-01, соединяющую питающий центр ОРУ-35 в п. Беренжак с конечной подстанцией м-р Андат в Ширинском районе Республики Хакасия, подстанция N 39 35/6.
Конкурсным управляющим общества с Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район заключён договор от 29.05.2015 N 62 аренды земельного участка с кадастровым номером 19:11:050409:74, общей площадью 1465 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерации, Республика Хакасия, Ширинский район, село Беренжак, от ПС 110-кв "Беренжак" до юго-восточной окраины и южном направлении от посёлка опоры 1-74, участок 2, для размещения линейного объекта энергетики (ВЛ 35кВ) сроком на 10 лет, который прошёл государственную регистрацию 29.06.2015.
Конкурсный управляющий общества 07.07.2015 и 21.10.2015 обратился в отдел архитектуры и градостроительства администрации с заявлениями о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта энергетики.
По результатам рассмотрения указанных заявлений администрацией они признаны обоснованными, заявителю выданы разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта энергетики от 10.07.2015 N RU 19-11-28-2015 и от 21.10.2015 N RU 19-11-38-2015.
Сооружение - линейный объект энергетики 22.10.2015 поставлен на кадастровый учёт, ему присвоен кадастровый номер 19:11:000000:994.
Общество 23.10.2015 обратилось в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 19:11:000000:994, наименование: линейный объект энергетики ВЛ-35 кВ "ПС Беренжак-Андат", общей площадью 8724 кв.м, протяжённостью 8724, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, Беренжакский сельсовет, п. Беренжак, от ПС 110-6 кВ "Беренжак" до юго-восточной окраины и в южном направлении от посёлка, опоры 1-74, сооружение 1.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию к заявлению о регистрации права собственности представлено разрешение на ввод в эксплуатацию от 21.10.2015 N RU 19-11-38-2015.
Общество 03.11.2015 обратилось в управление Росреестра с заявлением в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 19:11:000000:994 о принятии дополнительных документов. Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию представлены: определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.09.2013, постановление администрации Беренжакского сельсовета от 11.09.2015 о присвоении адреса объекту энергетики.
Отдел архитектуры и градостроительства администрации письмами от 30.10.2015 N 261 и N 260 уведомил представителя конкурсного управляющего и управление Росреестра о том, что разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта энергетики от 10.07.2015, от 21.10.2015 признаны недействительными, в связи с чем, управлению Росреестра предложено приостановить государственную регистрацию объектов.
Уведомлением от 06.11.2015 N 19/211/08/2015-85 управление Росреестра сообщило обществу о приостановлении государственной регистрации права собственности на линейный объект энергетики, установив срок для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, и представления дополнительных документов до 07.12.2015.
Общество 07.12.2015 представило заявление о приостановлении государственной регистрации на срок до 07.03.2016.
Общество 17.03.2016 обратилось в управление с заявлением о принятии дополнительных документов: акт допуска в эксплуатацию электроустановки от 25.07.2003, акт технической готовности строительства ЛЭП-35 кВ от 31.12.2002, технические условия на электроснабжение от 03.05.2000, постановление администрации Беренжакского сельсовета от 11.09.2015 N 64, письмо от 25.07.2003, письмо от 16.03.2016.
Сообщением от 22.03.2016 N 19/211/008/2015-085 управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия отказало обществу в государственной регистрации права собственности на линейный объект энергетики - сооружение ВЛ-35 кВ "ПС Беренжак-Андат".
Отказ мотивирован следующим:
- линейное сооружение поставлено на кадастровый учёт 22.10.2015 и расположено на 4 земельных участках, которые принадлежат другим лицам;
- поступило сообщение Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ширинский район о том, что выданное им разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21.10.2015 N RU 19-11-38-2015 является недействительным;
- не представляется возможным определить, принадлежал ли объект недвижимости на праве собственности обществу до заключения сделки, признанной недействительной определением арбитражного суда от 11.09.2013 по делу N А74-1639/2011;
-не представлены документы о том, что объект, указанный в определении арбитражного суда от 11.09.2013 по делу N А74-1639/2011, это тот же объект, который указан в кадастровом паспорте N 1900/15-152636 от 26.10.2015.
Полагая, что решение управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия 22.03.2016 N 19/211/008/2015-085 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости принято незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалование действий возможно в пределах трёхмесячного срока с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Поэтому соблюдение заявителем срока для обращения в арбитражный суд также входит в круг обстоятельств, устанавливаемых судом.
В данном случае заявителем не пропущен срок для обращения в арбитражный суд, поскольку оспариваемое решение принято 22.03.2016, заявление подано в арбитражный суд 21.06.2016.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации или Федеральный закон N122-ФЗ) (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для её проведения документов.
Основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статьях 17, 18 указанного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
При этом положения пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации не учитывают специфику регистрации линейных сооружений.
Заявителем в качестве основания для государственной регистрации права собственности на линейный объект энергетики - сооружение ВЛ-35 кВ "ПС Беренжак-Андат" представлены: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21.10.2015 N RU 19-11-38-2015; акт допуска в эксплуатацию электроустановки от 25.07.2003, акт технической готовности строительства ЛЭП-35 кВ от 31.12.2002, технические условия на электроснабжение от 03.05.2000, постановление администрации Беренжакского сельсовета от 11.09.2015 N64 о присвоении адреса объекту, справка главы Беренжакского сельсовета от 26.01.2016 N4, письмо от 25.07.2003, письмо от 16.03.2016 N6.18-7216/68, а также определение арбитражного суда от 11.09.2013 по делу NА74-1639/2011, которым суд обязал ООО "Артель старателей "Хакасия" возвратить заявителю недвижимое имущество - воздушную линию электропередач ВЛ-35 кВ. 35-01, соединяющую питающий центр ОРУ-35 в п. Беренжак с конечной подстанцией м-р Андат в Ширинском районе Республики Хакасия, подстанция N39 35/6.
Как следует из материалов дела, управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях:
если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8 пункта 1 статьи 20);
если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20).
В обоснование отказа в государственной регистрации регистрирующий орган в сообщении от 22.03.2016 N 19/211/008/2015-085 указал, что согласно сведениям кадастрового паспорта N190015-152636 от 26.10.2015 указанное линейное сооружение поставлено на кадастровый учёт 22.10.2015 и расположено на 4 земельных участках с кадастровыми номерами 19:11:050101:310, 19:11:050409:28, 19:11:050409:5 и 19:11:050409:74. Однако согласно Единому государственному реестру прав, земельные участки с кадастровым номерами 19:11:050409:28, 19:11:050409:5 принадлежат на праве аренды иным лицам. Кроме того, поступило сообщение вх.N01-801-524/15-0-0 от 02.11.2015, направленное Отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ширинский район о том, что выданное им разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21.10.2015 N RU 19-11-38-2015 является недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30.05.2016, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017, по делу N А74-799/2016 удовлетворено заявление ЗАО "Артель старателей Хакасия". Признано незаконным решение Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ширинский район о признании недействительными разрешений на ввод линейного объекта энергетики ВЛ-35 кВ "ПС Беренжак-Андат" в эксплуатацию от 10.07.2015 N RU 19-11-28-2015 и от 21.10.2015 N RU 19-11-38-2015, выраженное в письмах от 30.10.2015 N 261 и N 260, как противоречащее Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение для настоящего спора решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.10.2016 по делу N А74-10162/2015 установлен факт получения ЗАО "Артель старателей "Хакасия" земельного участка в аренду под объект - ВЛ-35 кВ.35-01, соединяющий питающий центр ОРУ-35 в п.Беренжак с конечной подстанцией м-р Андат в Ширинском районе Республики Хакасия подстанция N 39 35/6, на основании постановления муниципального образования Ширинский район от 15.08.2003 N 851 о предоставлении земельного участка ЗАО "Артель старателей Хакасия" для строительства ЛЭП-35, распоряжения Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район N306 от 28.05.2015.
Обществом в качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 19:11:050409:74, расположенный по адресу: Ширинский район, с.Беренжак, от ПС 11-кВ "Беренжак" до юго-восточной окраины и в южном направлении от посёлка опоры 1-74, участок 2, представлен договор аренды земельного участка N 62 от 29.05.2015, согласно которому земельный участок предоставлен Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район обществу для размещения объекта энергетики (ВЛ-35 кВ), в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 1465 кв.м. Данный договор до настоящего времени не оспорен и не признан недействительным в установленном порядке.
Как усматривается из справки о стоимости выполненных работ и затрат от 31.12.2012 N 1, акта технической готовности строительства от 31.12.2002, справки от 26.01.2016 N 4, выданной главой Беренжакского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, акта допуска в эксплуатацию электроустановки от 25.07.2003, строительство линейного объекта энергетики ВЛ-35 кВ "ПС Беренжак-Андат" осуществлено заявителем и закончено в 2002 году, указанный объект используется ЗАО "АСХ" свыше 10 лет. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Согласно представленному заявителем письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.03.2016 N 6.18-7216/68 по состоянию на 25.07.2003 электроустановка являлась единственным источником электроснабжения золотодобывающего участка "Андат", в отношении которой был выдан акт допуска в эксплуатацию в соответствии с действовавшими в указанный период Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых Минэнерго России N 6 от 13.01.2003.
Таким образом, рассматриваемые электрические сети представляют собой воздушные линии ЛЭП напряжением 35кВ и построены для обеспечения электрической энергией золотодобывающего участка "Андат".
Управление Росреестра в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности на рассматриваемый объект также указало, как на основание отказа, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право общества на земельные участки, на которых расположено данное сооружение.
Как установлено материалами дела, линейный объект недвижимости поставлен на кадастровый учёт 22.10.2015 и расположен на 4 земельных участках с кадастровыми номерами 19:11:050101:310, 19:11:050409:28, 19:11:050409:5 и 19:11:050409:74.
Между тем в указанном сообщении отражено, что согласно Единому государственному реестру прав, земельные участки с кадастровым номерами 19:11:050409:28, 19:11:050409:5 принадлежат на праве аренды иным лицам.
В соответствии пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры (подпункт 2 пункта статьи 23 ЗК РФ).
В соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
В соответствии с взаимосвязанными положениями статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" утверждён перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В пункте 5 указанного перечня включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В материалы дела представлен договор аренды лесного участка N 422 от 30.07.2012, заключённый между Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия (арендодатель) и ООО "Артель старателей Хакасия" (арендатор), по условиям которого арендатор принял во временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, находящийся в государственной собственности, площадью 13,3 га, по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район в кв. 55, 67, 71 Беренжакского участкового лесничества, Туимского лесничества. Указанный договор с ООО "Артель старателей Хакасия" на аренду лесного участка признан недействительным решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.10.2016 по делу N А74-10162/2015.
Какие-либо сведения о зарегистрированных правах собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:050409:28, 19:11:050409:5 не представлены, следовательно, данные земельные участки находятся в государственной собственности.
В силу положений вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 размещение рассматриваемых линий электропередачи на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что частичное размещение воздушных линий ЛЭП на земельных участках с кадастровыми номерами 19:11:050101:310, 19:11:050409:28, 19:11:050409:5 и 19:11:050409:74 возможно без предоставления этих земельных участков и установления сервитутов.
При таких обстоятельствах, государственная регистрация спорного объекта должна быть осуществлена на основании документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, то есть, без истребования от заявителя правоустанавливающих документов на все земельные участки.
Представленными на регистрацию документами, опровергаются выводы управления Росреестра о том, что не представляется возможным определить, принадлежал ли объект недвижимости на праве собственности обществу до заключения сделки, признанной недействительной определением арбитражного суда от 11.09.2013 по делу N А74-1639/2011, а также то, что не представлены документы о том, что объект, указанный в определении арбитражного суда от 11.09.2013 по делу N А74-1639/2011, это тот же объект, который указан в кадастровом паспорте N 1900/15-152636 от 26.10.2015.
При этом, из материалов дела усматривается, что заявителем в регистрирующий орган представлен не кадастровый паспорт N 1900/15-152636 от 26.10.2015, а кадастровый паспорт N 1900/15-151203 от 22.10.2015.
То обстоятельство, что объект, поименованный в акте допуска в эксплуатацию электроустановки от 25.07.2003, акте технической готовности от 31.12.2002, технических условиях на электроснабжение от 03.05.2000 и в определении арбитражного суда от 11.09.2013 по делу N А74-1639/2011, один и тот же объект не оспорено и не опровергнуто.
Материалами дела подтверждается, что объект был введён в эксплуатацию и эксплуатировался заявителем и доказательств того, что эксплуатация спорного объекта осуществлялась с нарушением требований технической эксплуатации электроустановок в материалы дела не представлено.
В дело не представлено доказательств нарушения прав иных лиц эксплуатацией спорного объекта в течение всего периода его эксплуатации. Правопритязания иных лиц на спорный объект отсутствуют.
С учетом изложенного, по результатам рассмотрения заявления суд первой инстанции правомерно признал решение управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия от 22.03.2016 N 19/211/008/2015-085 незаконным и в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязал управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия устранить допущенные нарушения и произвести государственную регистрацию права собственности закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия" на объект недвижимого имущества линейный объект энергетики - сооружение ВЛ-35 кВ "ПС Беренжак-Андат", кадастровый номер 19:11000000:994, общей площадью 8724 кв.м, протяжённостью 8724, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, Беренжакский сельсовет, п. Беренжак, от ПС 110-6 кВ "Беренжак" до юго-восточной окраины и в южном направлении от посёлка, опоры 1-74, сооружение 1, на основании заявления, поданного 23.10.2015, в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, третье лицо указало что, так как в период возведения линейного объекта истец в установленном законом порядке разрешение на строительство не получал, а полученные им в 2015 году разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.07.2015 г. N RU 19-11-28-2015 и от 21.10.2015 N RU 19-11-38-2015 отменены, о чем Администрация МО Ширинский район сообщила Управлению Росреестра и в последующем суду, у ответчика отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности на линию по нормам ст. 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". По мнению третьего лица, иные представленные истцом в материалы дела документы, среди которых акт допуска в эксплуатацию электроустановки от 25.07.2003 г., акт технической готовности строительства от 31.12.2002 г., письмо Ростехнадзора от 16.03.2016 N 6.18-7216/68 свидетельствуют о том, что построенный в 2002 году линейный объект соответствовал на тот момент техническим нормам и правилам, и мог эксплуатироваться как объект электроэнергетики. Эти документы не свидетельствуют о возникновении права собственности Истца, применительно к нормам главы 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности на основании части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что Линейный объект ВЛ-35 кВ "Беренжак-Андат" по своей правовой природе является самовольной постройкой, признание права на которую возможно лишь в судебном порядке на основании норм статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органом местного самоуправления, выданные в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, отменены, являются несостоятельными, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на линейный объект энергетики, поскольку спорный объект был возведён в 2002 году, тогда как Градостроительный кодекс Российской Федерации, на положения, которого ссылается заявитель, введён в действие 24.12.2004.
Материалами дела подтверждается, что возведение спорного объекта осуществлялось в соответствии с нормативными актами, регламентирующими строительство до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отмена администрацией муниципального образования Ширинский район постановлением от 10.05.2017 N 108 разрешений на ввод в эксплуатацию от 10.07.2015 N RU 19-11-28-2015 и от 21.10.2015 N RU 19-11-38-2015 не влияет на существо спора.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Постановлении N 365/10 от 15.06.2010 по делу N А33-14295/2008 даже факт отмены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в административном порядке не может являться основанием для прекращения возникшего права собственности. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что применительно к настоящему делу факт отмены разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в административном порядке не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Более того, впоследствии, решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30.05.2016, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017, по делу N А74-799/2016 удовлетворено заявление ЗАО "Артель старателей Хакасия". Признано незаконным решение Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ширинский район о признании недействительными разрешений на ввод линейного объекта энергетики ВЛ-35 кВ "ПС Беренжак-Андат" в эксплуатацию от 10.07.2015 N RU 19-11-28-2015 и от 21.10.2015 N RU 19-11-38-2015, выраженное в письмах от 30.10.2015 N 261 и N 260, как противоречащее Градостроительному кодексу Российской Федерации.
То обстоятельство, что при оформлении документов для регистрации права собственности не были соблюдены все формальности, не свидетельствует о недействительности полученной обществом разрешительной документации на допуск в эксплуатацию электроустановки.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истец не обладал на каком либо праве земельным участком, на котором осуществлял строительство спорного объекта, также рассмотрены и отклонены по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, вступившим в силу 01.03.2015, утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
Согласно пункту 5 Перечня N 1300 к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что в силу приведенных выше норм действующего законодательства частичное размещение воздушных линий ЛЭП на земельных участках с кадастровыми номерами 19:11:050101:310, 19:11:050409:28, 19:11:050409:5 и 19:11:050409:74 возможно без предоставления этих земельных участков и установления сервитутов.
Более того, при оценке доводов подателя апелляционной жалобы необходимо учитывать следующее.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов.
Определением арбитражного суда от 11.09.2013 по делу N А74-1639/2011 (вступившим в законную силу) удовлетворено заявление конкурсного управляющего Боброва М.В., признан недействительным договор купли-продажи сооружений от 15.06.2010 N 1-Э, заключённый истцом с обществом с ограниченной ответственностью "Артель старателей Хакасия". Применены последствия недействительности сделки, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Хакасия" возвратить истцу недвижимое имущество - воздушную линию электропередач ВЛ-35 кВ. 35-01, соединяющую питающий центр ОРУ-35 в п. Беренжак с конечной подстанцией м-р Андат в Ширинском районе Республики Хакасия, подстанция N 39 35/6.
Принимая во внимание вышеизложенное, третьим лицом не представлено доказательств своей заинтересованности в оспаривании решения суда первой инстанции, которым суд признал незаконным решение Управления об отказе в государственной регистрации права собственности закрытого акционерного общества "Артель старателей "Хакасия" на объект недвижимого имущества линейный объект энергетики - сооружение ВЛ-35 кВ "ПС Беренжак-Андат" и обязал Управление устранить допущенные нарушения и произвести государственную регистрацию права собственности на спорный объект, а также того, каким образом признание решения суда первой инстанции незаконным приведет к защите его прав и может повлиять на его правовое положение по отношению к спорному объекту недвижимости.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "18" мая 2017 года по делу N А74-8001/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-8001/2016
Истец: ЗАО "Артель старателей "Хакасия"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия
Третье лицо: Администрация муниципального образования Ширинский район, ООО "Артель старателей Хакасия", Бобров Максим Васильевич, Ширинский отдел Управления Росреестра по РХ