г. Киров |
|
19 июля 2017 г. |
Дело N А28-14897/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Глухих Е.К., действующей на основании доверенности от 30.12.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.03.2017 по делу N А28-14897/2016, принятое судом в составе судьи Бельтюковой С.А.,
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963, ИНН 4345164254)
к обществу с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" (ОГРН 1074345001246, ИНН 4345161870),
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - истец, Министерство) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" (далее - ответчик, Общество, заявитель) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 30.12.2011 N 12-66.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.03.2017 исковые требования Министерства удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 30.03.2017 по делу N А28-14897/2016 отменить, принять новый судебный акт о прекращении производства по делу. Заявитель указывает, что вступившим в законную силу решением суда по делу N А28-2464/2014 внесены изменения в договор аренды лесного участка от 30.12.2011 N 12-66 на 2016, 2017, 2018 годы, что совпадает с исковыми требованиями Министерства по настоящему делу. По утверждению заявителя, количественные и качественные характеристики лесного участка при вынесении решения брались из проекта освоения лесов, изготовленного Обществом. Ответчик считает, что рассмотренный судом иск по настоящему делу тождественен иску по делу N А28-2464/2014, в связи с чем производство по делу должно быть прекращено.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что мнение ответчика о тождественности исков по настоящему делу и делу N А28-11437/2014 является ошибочным, так как основанием для обращения в суд по делу N А28-11437/2014 послужил проект освоения лесов, утвержденный распоряжением Департамента лесного хозяйства от 10.10.2012 N 538, а по настоящему делу - изменения в проект освоения лесов от 08.04.2015 N 104, предусматривающие проектируемые объемы заготовки древесины на 2015-2018 годы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 30.12.2011 N 12-66 (л.д. 59-67; далее - договор), согласно пункту 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 26.12.2011 N 12-3 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора.
Пунктом 2 договора определена площадь лесного участка - 2311 га, его местоположение - Кировская область, Котельничский район, Котельничское лесничество, Щенниковское участковое лесничество, кварталы 22, 23, 34, 46-48, 58-62, условный номер 43-43-01/524/2011-815, учетная запись в государственном лесном реестре N 12.71-2011-10.
В соответствии с пунктом 3 договора схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 (л.д. 62 оборот) и N 2 (л.д. 63) к договору, границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 4 договора лесной участок передается арендатору для видов использования и в объемах, указанных в приложении N 3 к договору (т. 1 л.д. 64).
В приложении N 3.1 к договору сторонами согласован объем заготовки древесины в спелых и перестойных насаждениях на арендуемом лесном участке (л.д. 64 оборот).
Пунктом 5 договора установлено, что арендная плата по договору на момент его подписания составляет 2 697 801 рубль в год, взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 договора.
В соответствии с пунктом 6 договора арендатор вносит арендную плату в следующие сроки и размеры от установленного годового размера арендной платы: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. Также аналогичные сроки внесения арендной платы и ее размер согласованы сторонами в приложении N 4 к договору (л.д. 65), согласно которому за год арендная плата подлежит перечислению в бюджет Кировской области в размере 2 487 686 рублей, в федеральный бюджет - в размере 210 115 рублей.
Пунктом 7 договора аренды лесного участка установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
При изменении в установленном порядке органами власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы пересматривается в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для арендатора, а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в таком нормативном правовом акте не указано, с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей нормы).
На основании разработанного в установленном порядке проекта освоения лесов, внесенных в него изменений и (или) дополнений, повлекших за собой изменение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, форм рубок лесных насаждений, размер арендной платы по договору подлежит изменению пропорционально изменению минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации с учетом вышеуказанных изменений, с момента утверждения положительного заключения государственной экспертизы соответственно на проект освоения лесов, изменения и (или) дополнения к нему.
Срок действия договора в соответствии с его пунктом 22 составляет 15 лет с даты его государственной регистрации.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 04.05.2012 за номером 43-43-01/002/2012-375.
Лесной участок передан Обществу по акту приема-передачи от 30.12.2011 N 12-66/1 (л.д. 65 оборот-66).
В соответствии со статьями 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации и подпунктом "в" пункта 11 договора аренды ответчик разработал и представил арендодателю проект освоения лесного участка, который в соответствии с распоряжением Департамента лесного хозяйства Кировской области от 10.10.2012 N 538 получил положительное заключение государственной экспертизы (л.д. 119).
На основании утвержденного проекта освоения лесного участка, внесенных в него изменений и дополнений, повлекших за собой изменение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, форм рубок лесных насаждений и в соответствии с пунктами 7 и 15 договора, стороны 08.02.2013 заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка, по которому размер арендной платы увеличился и был установлен с 10.10.2012 в сумме 1 253 585 рублей 00 копеек.
Указанное дополнительное соглашение N 1 было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 11.03.2013 за номером 43-43-01/010/2013-237.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.05.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу N А28-2464/2014, дополнительное соглашение от 08.02.2013 N 1 к договору в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации было признано недействительным в связи с нарушением сторонами положений пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при его заключении.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 05.02.2015 по делу N А28-11437/2014 (л.д. 98-111) удовлетворены исковые требования Общества к Департаменту лесного хозяйства Кировской области об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 30.12.2011 N 12-в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка; установлены размеры арендной платы на 2016 год в сумме 740 873 рубля, 2017, 2018 годы - в сумме 771 958 рублей в год.
Департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в министерство лесного хозяйства Кировской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 29.06.2015 внесена соответствующая запись.
Распоряжением Министерства от 08.04.2015 N 104 (л.д. 57) утверждено положительное заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов на переданном в аренду лесном участке (л.д. 50-51).
Министерство направило в адрес Общества письмо от 10.11.2016 N 4802-58-03-07 (л.д. 48), в котором, ссылаясь на внесение изменений в проект освоения лесов, в соответствии с которым существенно изменились качественные и количественные характеристики арендуемого лесного участка, предложило внести изменения в договор аренды.
В связи с тем, что дополнительное соглашение к договору ответчиком в добровольном порядке не было подписано, Министерство обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском по настоящему делу, в котором просит абзац первый пункта 5 договора аренды изложить в следующей редакции: "Арендная плата по договору аренды в 2016 году составляет 3 552 112 (три миллиона пятьсот пятьдесят две тысячи сто двенадцать) рублей в год; с 01.01.2017 составляет 3 750 831 (три миллиона семьсот пятьдесят тысяч восемьсот тридцать один) рубль в год, с 01.01.2018 составляет 3 924 706 (три миллиона девятьсот двадцать четыре тысячи семьсот шесть) рублей в год", а также изложить приложения N 2, 3, 3.1, 4 и 6 в представленной редакции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.10.2015, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Согласно проекту освоения лесов на арендуемом участке с момента заключения Договора произошло существенное изменение количественных и качественных его характеристик, в том числе изменился объем заготавливаемой древесины, перечень лесовосстановительных и санитарных мероприятий.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в 2017 году применяются с коэффициентом 1,51, в 2018 году - с коэффициентом 1,58.
Таким образом, принимая во внимание, что исчисление нового размера арендной платы следует производить исходя из новых объемов изъятия лесных ресурсов и основываясь на данных первоначального договора, принимая во внимание предусмотренную нормативными правовыми актами индексацию ставок, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Министерства.
Рассмотрев доводы заявителя о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению применительно к пункту 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса, суд апелляционной инстанции отклоняет их в силу следующего.
На основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства.
Приведенная норма права предусматривает прекращение производства по делу в случаях, когда право на судебную защиту (право на судебное рассмотрение спора) было осуществлено в состоявшемся ранее судебном процессе. При этом тождественность исков определяется идентичностью субъектного состава лиц, участвующих в деле, предмета и основания исковых требований.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 3 Постановления от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", под предметом иска понимается материально-правовое требование истца к ответчику, под основанием иска понимаются обстоятельства, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Заявитель указывает, что тождественными являются иски по настоящему делу и по делу N А28-2464/2014.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.05.2014 по делу N А28-2464/2014 было признано недействительным дополнительное соглашение от 08.02.2013 N 1 к договору в связи с нарушением сторонами положений пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при его заключении. Таким образом, в рамках указанных дел идентичным являлся лишь субъектный состав лиц, участвующих в деле.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 05.02.2015 по делу N А28-11437/2014 удовлетворены исковые требования Общества к Департаменту лесного хозяйства Кировской области об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 30.12.2011 N 12-в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, установленных исходя из проекта освоения леса на арендуемом участке, изготовленного обществом с ограниченной ответственностью "План-Лес" в 2012 году.
Проанализировав иски Министерства по настоящему делу и Общества по делу N А28-11437/2014 с точки зрения субъектного состава лиц, участвующих в деле, предмета и основания исковых требований, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что их основания являются различными.
Основанием для обращения Общества с иском к Министерству, рассмотренному в рамках дела N А28-11437/2014, являлось утверждение 10.10.2012 положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, изготовленный обществом с ограниченной ответственностью "План-Лес" в 2012 году.
Основанием иска, рассмотренного судом в рамках настоящего дела, является утверждение 08.04.2015 положительного заключения государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов, изготовленный Вятским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в 2015 году, согласно которым изменились количественные и качественные характеристики лесного участка в сравнении с установленными ранее.
Довод заявителя о том, что вынесении решения были использованы отдельные количественные и качественные характеристики лесного участка, указанные в проекте освоения лесов, изготовленном по заказу Общества, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку внесенные решением суда изменения в договор основаны именно на изменениях в данный проект освоения лесов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.03.2017 по делу N А28-14897/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14897/2016
Истец: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ООО "Вектор Плюс"