Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 сентября 2017 г. N Ф08-7244/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
20 июля 2017 г. |
дело N А32-3885/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей судьи Пономаревой И.В.,
судей Ереминой О.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.,
при участии:
от третьего лица: представитель не явился, извещено;
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу районного муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" Темрюкского района Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2017 года по делу N А32-3885/2017
по иску Администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района
к Администрации муниципального образования Темрюкский район
при участии третьего лица районного муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" Темрюкского района Краснодарского края
о признании права собственности
принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.
УСТАНОВИЛ:
Администрацией Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края предъявлен иск к Администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края о признании права муниципальной собственности за муниципальным образованием Фонталовского сельского поселения Темрюкского района на объект недвижимости - здание котельной N 52 литер А, площадью 209,5кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Кучугуры, ул. Красная, д.1а.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено районное муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" Темрюкского района Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, третье лицо обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, оставить право хозяйственного ведения за РМУП "Тепловые сети" на объект недвижимости - здание котельной N 52, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Кучугуры, ул. Красная, 1А, поскольку оставление решения без изменения приведет к уменьшению конкурсной массы и нанесению значительного ущерба кредиторам РМУП "Тепловые сети".
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Третье лицо направило через канцелярию суда ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и приобщено к материалам дела.
Ответчик направил через канцелярию суда письменные возражения на апелляционную жалобу, ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, которые судом апелляционной инстанции рассмотрены и приобщены к материалам дела.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Распоряжения главы администрации мо Темрюкский район от 18.11.2004 г. N 1510-р "О безвозмездной передаче здания котельной на баланс МУП "Новое дело" в соответствии с актом приема-передачи основных средств от 25.11.2004 г. РМУП "Тепловые сети" безвозмездно передало МУП "Новое дело" в хозяйственное ведение здание котельной N 52, расположенное по адресу: п.Кучугуры, ул.Красная, 1а, 1979 года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 170 882 руб., остаточной стоимостью 65 286,16 руб.
В соответствии с п. 1 указанного Распоряжения главы здание котельной должно было быть изъято из хозяйственного ведения РМУП "Тепловые сети" в срок до 25.11.2004 г.
В силу п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 г. N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно абзаца 4 части 11.1. ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов РФ, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих а образований.
В рамках реализации Закона Краснодарского края от 28.07.2006 г. N 1094-КЗ в соответствии с распоряжением главы мо Темрюкский район от 16.10.2006 г. N 1118-р "О передаче имущества Фонталовского сельского поселения Темрюкского района" Фонталовскому сельскому поселению было передано безвозмездно МУП "Новое дело" в числе основных средств которого передавалось и здание котельной N 52, которая была передана истцу по акту приема-передачи от 16.10.2006 г.
До настоящего времени спорный объект не изъят из хозяйственного ведения РМУП "Тепловые сети", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2003 г. серии 23-АА N 945804, в связи с чем до момента погашения записи о праве хозяйственного ведения за третьим лицом истец лишен возможности регистрации права муниципальной собственности на указанный объект, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в Арбитражный суд Краснодарского края.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 Кодекса вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 Кодекса либо иными нормами Закона.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.
Из статьи 218 Кодекса следует, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки по отчуждению этого имущества.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность районов.
Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничением вопросов местного значения и статьей 50 указанного Федерального закона.
Согласно абзацу 4 части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу абзацев 11, 12 части 11.1 той же статьи основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названной нормой, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании Распоряжения главы администрации муниципального образования Темрюкский район от 18.11.2004 г. N 1510-р "О безвозмездной передаче здания котельной на баланс МУП "Новое дело" в соответствии с актом приема-передачи основных средств от 25.11.2004 г. РМУП "Тепловые сети" безвозмездно передало МУП "Новое дело" в хозяйственное ведение здание котельной N 52, расположенное по адресу: п.Кучугуры, ул.Красная, 1а, 1979 года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 170 882 руб., остаточной стоимостью 65 286,16 руб. Согласно п. 1 указанного Распоряжения главы администрации муниципальное образование Темрюкский район здание котельной должно было быть изъято из хозяйственного ведения РМУП "Тепловые сети" в срок до 25.11.2004 г. Доказательств изъятия имущества из хозяйственного ведения РМУП "Тепловые сети" суду не представлено.
В соответствии с Законом Краснодарского края N 1094-КЗ от 28.07.2006 "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Темрюкский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Темрюкский район, в состав которого они входят", в соответствии с требованиями статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Распоряжением главы муниципального образования Темрюкский район N 118-р от 16.10.2006 г. истцу безвозмездно было передано по акту приема-передачи МУП "Новое дело", в том числе имущество согласно приложению, в состав которого включено здание котельной N 52, расположенное по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос.Кучугуры, ул.Красная, 1а.
Судом установлено, что спорный объект в составе МУП "Новое дело" был передан истцу по акту приема-передачи 16.10.2006 г. Однако, на здание котельной зарегистрировано право хозяйственного ведения РМУП "Тепловые сети", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2003 г. серии 23-АА N 945804.
Согласно выписке от 07.02.2017. N В-140/01-1167/17-24 спорный объект в реестре муниципального имущества муниципального образования Темрюкский район не значится, что так подтверждается представителем ответчика и изложено в представленном суду отзыве.
В силу положений ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством осуществление полномочий по распоряжению имуществом лицом, которому оно не принадлежит, возможно только с разрешения собственника или в силу закона.
Учитывая положения Закона Краснодарского края N 1094-КЗ от 28.07.2006 "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Темрюкский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Темрюкский район, в состав которого они входят", в соответствии с требованиями статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 31 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и Распоряжением главы муниципального образования Темрюкский район N 118-р от 16.10.2006 г., суд пришел к выводу, что у истца возникло право муниципальной собственности на спорный объект, имеющий социальное значение с даты подписания акта приема-передачи 16.10.2006 г.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Признание права как способ судебной защиты, представляет отражение возникшего на законном основании права, наличие которого не признано кем-либо из участников правоотношений. Иск о признании права подлежит удовлетворению, когда имеющееся у истца право не нарушено, но наличие права ставится под сомнение иными лицами. Решение по такому иску направлено на создание определенности в правоотношениях спорящих сторон, а не на восстановление нарушенных прав или законных интересов истца.
При удовлетворении исковых требований право муниципальной собственности возникает на основании решения суда, которое в свою очередь является основанием для регистрации уполномоченным органом права муниципальной собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, исковые требования признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что признание права как способ судебной защиты, представляет отражение возникшего на законном основании права, наличие которого не признано кем-либо из участников правоотношений. Иск о признании права подлежит удовлетворению, когда имеющееся у истца право не нарушено, но наличие права ставится под сомнение иными лицами. Решение по такому иску направлено на создание определенности в правоотношениях спорящих сторон, а не на восстановление нарушенных прав или законных интересов истца.
В силу положений ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством осуществление полномочий по распоряжению имуществом лицом, которому оно не принадлежит, возможно только с разрешения собственника или в силу закона.
До 1 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между Фонталовским сельским поселением и администрацией муниципального образования Темрюкский район производилась на основании распоряжения главы муниципального образования Темрюкский район от 16 октября 2006 года N 1118-р "О передаче имущества Фонталовскому сельскому поселению Темрюкского района" по акту приема-передачи имущества от 16 октября 2006 года. В приложении к акту приема-передачи имущества от 16 октября 2006 года "Перечень основных средств" в разделе "Здания и сооружения" указано здание котельной, п. Кучугуры, ул. Красная, 1а.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан передать его, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании закона субъекта Российской Федерации в трехнедельный срок после вступления данного закона в силу.
Своевременно переданное Фонталовскому сельскому поселению имущество не было изъято из хозяйственного ведения РМУП "Тепловые сети".
Вместе с тем, одним из оснований прекращения права хозяйственного ведения является правомерное изъятие недвижимого имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ). Пунктом 3 ст. 299 ГК РФ также предусмотрены иные способы прекращения права хозяйственного ведения имуществом по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения права собственности.
Так, согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при: отчуждении собственником своего имущества; отказе собственника от права собственности; гибели или уничтожении имущества; утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, несмотря на наличие зарегистрированного права хозяйственного ведения, право собственности на здание котельной у Фонталовского сельского поселения Темрюкского района, возникло с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации от 28 июля 2006 года N 1094-КЗ.
Из карточки дела N А32-40171/2014 следует, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 г. в отношении Районного Муниципального Унитарного предприятия "Тепловые сети", г. Темрюк, ИНН/ОГРН 2352016800/1022304741073 была введена процедура наблюдения. Определением суда от 02.10.2015 г. в отношении должника введена процедура внешнего управления.
Решением суда от 07.04.2016 г. Районное Муниципальное Унитарного предприятие "Тепловые сети", г. Темрюк, ИНН/ОГРН 2352016800/1022304741073, признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Круль И.О.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что спорный объект в составе МУП "Новое дело" передан истцу по акту приема-передачи 16.10.2006 г. Таким образом, задолго до введения в отношении РМУП "Тепловые сети" процедур банкротства право хозяйственного ведения на спорный объект было прекращено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2017 года по делу N А32-3885/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3885/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 сентября 2017 г. N Ф08-7244/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Фонталовского сельского поселения Темрюкского района, Администрация Фонталовского сельского поселения Темрюкского р-на
Ответчик: Администрация МО Темрюкский район, Администрация муниципального образования Темрюкский район
Третье лицо: РМУП Тепловые сети, Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по КК