г. Пермь |
|
19 июля 2017 г. |
Дело N А60-7299/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-2000"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 апреля 2017 года по делу N А60-7299/2017,
вынесенное судьей Гаврюшиным О.В.,
по заявлению Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
к обществу с ограниченной ответственностью "Горизонт-2000" (ИНН 7203154577, ОГРН 1047200657316)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-2000" (далее - общество, ООО "Горизонт-2000") к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены, ООО "Горизонт-2000" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Горизонт-2000" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование апелляционной жалобы общество приводит доводы об отсутствии в его действиях события вмененного административного правонарушения, также указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения не исследовался вопрос о том, входит ли в компетенцию департамента осуществление надзора за строительством особо опасных объектов, к которым относятся газопроводы, соответственно, в нарушение диспозиции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и требований ст. 26.1 КоАП РФ не была установлена законность выданного органом государственного надзора (контроля) предписания.
Департамент по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и письменных дополнениях к отзыву, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 12.07.2017 в соответствии с подп. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Муравьевой Е.Ю. на судью Риб Л.Х.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 18.10.2015 по 15.11.2016 проверки соответствия объекта капитального строительства "Газоснабжение жилых домов по улицам Крылова, Некрасова, Лесников, Западная, пер. Звездный, 8 Марта Строителей, Малый, Некрасова в г. Туринске", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Туринск, ул. Крылова, ул. Некрасова, ул. Лесников, ул. Западная, пер. Звездный, пер. 8 Марта, пер. Строителей, пер. Малый, пер. Некрасова, установлено, что лицом, осуществляющим строительство указанного объекта капитального строительства - ООО "Горизонт-2000", допущены, в том числе следующие нарушения требований ч. 10 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1. В период с 15.07.2016 по 30.09.2016 в процессе строительства объекта капитального строительства не осуществлялась обязательная оценка соответствия здания и сооружения, а также связанных со зданием и сооружением процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в форме государственного строительного надзора, который в силу положения статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации надлежит осуществлять при возведении данного объекта капитального строительства, о чем свидетельствует фактическое состояние объекта (на объекте выполнены монтажные работы по укладке распределительного подземного газопровода низкого давления из полиэтиленовых труб закрытым способом с применением метода направленного бурения вдоль улиц Крылова, Некрасова, Западная, Лесников, переулков Звёздный, 8 Марта, Строителей, Малый, Некрасова. Выполнены ответвления от распределительного газопровода к потребителю на выходе газопровода из земли с установкой отключающего устройства, фланцевого соединения и заглушки. В месте врезки по ул. Загородная у жилого дома N 149 установлен шаровой кран в надземном исполнении в ограждении. Выполнены монтажные работы по установке ГРПШ. ГРПШ установлен на опорную конструкцию из металлической рамы, установлено ограждение), а также предоставленные в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области документы и исполнительная документация:
- извещение о начале строительства объекта капитального строительства вх. N 40441 от 30.09.2016 г,
- запись в общем журнале работ о начале строительства объекта с 15.07.2016,
- запись в общем журнале работ раздела 3 "Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального строительства" с 15.07.2016,
- акт N 9 от 19.07.2016 г о протаскивании трубопровода по буровому каналу;
- журнал производства изоляционных работ с датой производства 17.08.2016;
Учет выполнения работ при строительстве данного объекта документировался в разделе N 3 общего журнала работ. К строительным работам приступили с 15.07.2016, извещение о начале строительства зарегистрировано 30.09.2016. При ранее проведенной проверке лицу, осуществляющему строительство, предписывалось взять на контроль устранение выявленного нарушения. Выполнить техническое обследование объекта. Выполнить проверку соответствия примененных материалов и изделий проекту. При обследовании определить соответствие фактически выполненных работ работам, предусмотренным проектом, прошедшим государственную экспертизу. Представить заключение по обследованию с фотографиями и графическими материалами в срок до 23.12.2016, что не исполнено, так как техническое обследование выполненных работ не проведено, заключение по обследованию не предоставлено.
2. При осуществлении строительства в нарушение требований проекта, прошедшего государственную экспертизу газопровод при входе в ГРПШ выполнен с нарушением проектной линии ввода, длина выступающих частей футляров трубопроводов входа и выхода над землёй менее проектной (500 мм), сварной шов футляра при входе в землю не проварен. При ранее проведенной проверке лицу, осуществляющему строительство, предписывалось взять на контроль устранение выявленного нарушения. Газопровод при входе в ГРПШ, длину выступающих частей футляров трубопроводов входа и выхода над землёй выполнить в соответствии с требованиями проекта в срок до 23.12.2016, что не исполнено.
Результаты проверки отражены в акте от 15.11.2016 N 29-18-04/332.
В целях устранения выявленных нарушений при строительстве объекта капитального строительства департаментом выдано предписание от 15.11.2016 N 29-18-04/332-2, которым обществу предписывалось в срок до 23.12.2016, принять, в том числе следующие меры по устранению выявленных нарушений:
1. Пункт 1 предписания: Выполнить техническое обследование объекта. Выполнить проверку соответствия примененных материалов и изделий проекту. При обследовании определить соответствие фактически выполненных работ работам, предусмотренным проектом, прошедшим государственную экспертизу. Представить заключение по обследованию с фотографиями и графическими материалами.
2. Пункт 10 предписания: Газопровод при входе в ГРПШ, длина выступающих частей футляров трубопроводов входа и выхода над землей выполнить в соответствии с требованиями проекта.
В период с 26.12.2016 по 27.01.2017 департаментом проведена проверка выполнения предписания от 15.11.2016 N 29-18-04/332-2, в результате которой установлено, что общество в установленный срок требования указанного предписания в полном объеме не выполнило, невыполненными остались пункты 1, 10 предписания.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом департамента в отношении ООО "Горизонт-200" 06.02.2017 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены департаментом в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и удовлетворил заявленные департаментом требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I - V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
Согласно подпункту "а" пункта 11 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов: опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
В соответствии с п. 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения. Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения.
В соответствии с п. 4 приложения 2 к указанному Федеральному закону классы опасности опасных производственных объектов, для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются в соответствии со следующими критериями:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
В соответствии с пунктом 3.3.1 положительного заключения государственной экспертизы N 66-1-5-0591-14/14-0726-1 линейный объект капитального строительства "Газоснабжение жилых домов по улицам Крылова, Некрасова, Лесников, Западная, пер. Звездный, 8 Марта, Строителей, Малый, Некрасова в г. Туринске", расположенный по адресу: Свердловская область, г. Туринск, ул. Крылова, ул. Некрасова, ул. Лесников, ул. Западная, пер. Звездный, пер. 8 Марта, пер. Строителей, пер. Малый, пер. Некрасова, имеет следующие характеристики: трасса газопровода высокого давления II категории (0,6 мегапаскаля), протяженностью 40,0 метров, от точки подключения к существующему газопроводу идет подземно, в западном направлении, пересекая проезжую часть ул. Загородная до проектируемого газорегуляторного пункта шкафного (ГРПШ).
Таким образом, указанный линейный объект капитального строительства относится к III классу опасности, следовательно, в отношении данного объекта должен осуществляться региональный государственный строительный надзор.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области N 431-ГТП от 27.05.2015 "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области", Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Согласно подпунктам 1, 5, 13 пункта 11 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в целях исполнения полномочия по осуществлению регионального государственного строительного надзора Департамент осуществляет следующие функции: организует и проводит проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, наличия разрешения на строительство, а также выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; составляет акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику предписания об устранении нарушений, выявленных по результатам проведения проверок, указанных в подпункте 1 настоящего пункта; принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимает меры по предотвращению таких нарушений.
Таким образом, предписание от 15.11.2016 N 29-18-04/332-2 вынесено уполномоченным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем соответствующие доводы апеллянта подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в установленный для исполнения срок предписание обществом в полном объеме не исполнено, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы апеллянта об исполнении п. 1 предписания со ссылкой на акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 05.12.2016 апелляционным судом отклоняются, поскольку указанный акт не свидетельствует об устранении выявленного департаментом при проверке нарушения требований п. 4 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ. Кроме того, департамент участия в приемке законченного строительством объекта не принимал, доказательств направления в его адрес указанного акта приемки в подтверждение устранения выявленного нарушения материалы дела не содержат.
Представленное заявителем в материалы дела извлечение из проектной документации (Схема обвязки ГРПШ, стадия П, Лист 17) не является доказательством совершения обществом действий по устранению нарушения требований ч. 10 ст. 15 Федерального закона N 384-ФЗ, ч. 6 ст. 52 ГрК РФ (пункт 10 предписания), а именно о выполнении газопровода при входе в ГРПШ в соответствии с требованиями проекта.
Иных доказательств, подтверждающих принятие заявителем мер, направленных на выполнение в установленный срок требований пунктов 1, 10 предписания, материалы дела не содержат (ст. 65 АПК РФ).
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу судом не установлено.
Решение о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении вынесено судом первой инстанции в пределах предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. При этом правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренных ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, и правовых оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания правонарушения малозначительным и для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Таким образом, оснований полагать, что общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в отсутствие законных оснований, у апелляционного суда не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают по существу выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
При отсутствии нарушений, указанных в ст. 270 АПК РФ, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 апреля 2017 года по делу N А60-7299/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горизонт-2000" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7299/2017
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ГОРИЗОНТ-2000"