Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2017 г. N Ф05-16138/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 июля 2017 г. |
Дело N А40-33821/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Москвиной Л.А. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жубоевым Д.А. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ОАО "Научно-исследовательский институт техники им. С.А.Векшинского" на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 мая 2017 г. по делу N А40-33821/17 (84-292) судьи Сизовой О.В..
по заявлению ОАО "Научно-исследовательский институт техники им.С.А.Векшинского"
к МТУ Ростехнадзора
о признании незаконным постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Меркушина И.А. по дов. N 133 от 09.11.2016; |
от ответчика: |
Мальсагов И.М. по дов. N 337 от 09.01.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Научно-исследовательский институт техники им. С.А. Векшинского" (далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление) о признании незаконными и отмене постановлений от 09.02.2017 г. N 2.3-26/17, от 16.02.2017 г. N 2.3-28/17 о привлечении к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением от 05.05.2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано, суд первой инстанции сделал вывод о доказанности Управлением обстоятельств послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта и изложив свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ и ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 19.09.2016 г. Управлением ОАО "Научно-исследовательский институт техники им.С.А. Векшинского" выдано предписание N 206/2.3 об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 20.12.2016 г.
В соответствии с распоряжением МТУ Ростехнадзора от 10.01.2017 г. N 43-р в целях контроля выполнения предписания в отношении ОАО "Научно-исследовательский институт техники им.С.А.Векшинского" в период с 16.01.2017 г. по 20.01.2017 г. проведена внеплановая проверка.
По итогам проверки составлен акт от 20.01.2017 г. N А-18/2.3 и протокол об административном правонарушении от 02.02.2017 N 26/2.3 в отношении юридического лица - ОАО "Научно-исследовательский институт техники им. С.А. Векшинского", в соответствии с которыми выявлено невыполнение в установленный срок пункта 1 предписания (срок устранения нарушения - 20.12.2016).
По факту неисполнения предписания в установленный срок в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 02.02.2017 г. N 26/2.3 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.
09 февраля 2016 года МТУ Ростехнадзора в присутствии представителя Общества было вынесено постановление о назначении административного наказания по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.
Указанным постановлением Обществу было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права, вопреки доводам подателя жалобы, применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ч.11 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст.19.5 КоАП РФ, является неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о выполнении предписания, поскольку ответчиком в судебное заседание представлены протоколы Управления свидетельствующие об обратном.
Таким образом, материалами дела подтверждено неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что неисполнение в установленный срок законного предписания МТУ Ростехнадзора носит серьезный характер, создает и инициирует угрозы и риски возникновения аварий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью как персонала предприятия, работников сторонних организаций, а также вреда окружающей среде.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Что касается малозначительности правонарушения, то суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью административного органа. Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, является неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод об отсутствии оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ.
Суд первой инстанции достоверно установил, что законность и обоснованность предписания с установленными сроками устранения нарушений заявителем не оспаривались. Действие предписания в установленном порядке не приостанавливалось.
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее -индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В силу п.3 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно ч.2 ст.207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Проанализировав упомянутые нормы права, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о прекращении производства по делу в части оспаривания постановления от 16.02.2017 N 2.3-28/17 о привлечении временного генерального директора ОАО "Научно-исследовательский институт техники им. С.А. Векшинского" Борового С.Е. к административной ответственности, предусмотренной ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом допущено не было.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ административным органом соблюден.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2017 г. по делу N А40-33821/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33821/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2017 г. N Ф05-16138/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВАКУУМНОЙ ТЕХНИКИ ИМ. С.А. ВЕКШИНСКОГО", ОАО "НИИВТ им. С.А. Векшинского"
Ответчик: Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ