г.Самара |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А65-6940/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтройТраст" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - представителя Харитоновой О.И. (доверенность от 07.11.2016),
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представителя Канифатовой Е.А. (доверенность от 06.07.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июля 2017 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2017 года по делу N А65-6940/2017 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтройТраст" (ОГРН 1083460006552, ИНН 3446031918), Республика Татарстан, г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным решения от 30 декабря 2016 года N 73970А об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТехноСтройТраст" (далее -"ТехноСтройТраст", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция, регистрирующий орган) N 73970А от 30 декабря 2016 года об отказе в государственной регистрации изменений, обязании устранить допущенные нарушения прав законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2017 года заявленные требования удовлетворены, решение инспекции N 73970А от 30 декабря 2016 года признано незаконным. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспоренного решения регистрирующего органа.
В силу п.3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 160-ФЗ) иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также - реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр.
В соответствии с п.11 ст.21 Федерального закона N 160-ФЗ сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.
В ст.21 Федерального закона N 160-ФЗ закреплены основные положения о порядке создания филиалов и открытия представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, а также их аккредитации.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона N 160-ФЗ в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно приказу ФНС России от 15.08.2016 N СА-7-6/440@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения сервиса "Реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП)" на официальном сайте ФНС России" в целях предоставления заинтересованным лицам открытых и общедоступных сведений государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП) в соответствии с пунктом 11 статьи 21 Федерального закона N 160-ФЗ, был введен РАФП, позволяющий осуществлять поиск и просмотр сведений из РАФП об аккредитованных филиалах и представительствах иностранных юридических лиц.
По состоянию на дату принятия решения об отказе в государственной регистрации, в сети Интернет, на сайте ФНС России отсутствовала информация о том, что акционерное общество Инвестмент Сентер Джой ИНК имеет на территории Российской Федерации аккредитованный филиал или аккредитованное представительство. Кроме того, акционерное общество Инвестмент Сентер Джой ИНК на территории Российской Федерации не является учредителем ни одного вновь зарегистрированного юридического лица. Соответственно у регистрирующих органов Российской Федерации отсутствуют сведения о легитимности статуса указанных лиц. Кроме того, данные иностранные организации не состоят на налоговом учете в налоговых органах на территории Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "ТехноСтройТраст", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, УФНС России по Республике Татарстан поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей налоговых органов, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26.12.2016 в инспекцию от ООО "ТехноСтройТраст" для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ был представлен пакет документов (вх.N 73970А), предусмотренный положениями пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N129-ФЗ). По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом 30.12.2016 вынесено решение 73970А об отказе в государственной регистрации по основанию, предусмотренному в подпункте "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, а именно: непредставление заявителем определенных законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из решения налогового органа 73970А об отказе в государственной регистрации, среди представленных документов отсутствует: заявление о государственной регистрации, оформленное в соответствии с действующим законодательством. При этом регистрирующий орган указал, что заявление представлено в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений об иностранном юридическом лице, сведения о котором отсутствуют в реестре аккредитованных на территории Российской Федерации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, через которые иностранное юридическое лицо имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно представленным документам акционерное общество Инвестмент Сентер Джой ИНК становится единственным участником ООО "ТехноСтройТраст" в реестре аккредитованных на территории Российской Федерации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, содержащимся в сети Интернет на сайте ФНС России, по состоянию на 30.12.2016, информация о том, что акционерное общество Инвестмент Сентер Джой ИНК имеет на территории Российской Федерации аккредитованный филиал или аккредитованное представительство отсутствует. В ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о юридических лицах, учредителями которых при создании на территории Российской Федерации выступала организация Инвестмент Сентер Джой ИНК.
Таким образом, как указал регистрирующий орган, у него отсутствует информация о статусе иностранной организации Инвестмент Сентер Джой ИНК.
УФНС России по Республике Татарстан по результатам рассмотрения жалобы вынесло решение от 13.02.2017 N 2.14-0-19/00601зг@ об отсутствии оснований для отмены обжалуемого акта инспекции и оставлении жалобы заявителя без удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст.17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Как следует из материалов дела, ООО "ТехноСтройТраст" приняло решение о снятии с Рыскун Сергей Игоевича полномочий руководителя с 12.12.2016 и возложении полномочий руководителя на Балажову Изабеллу с 13.12.2016. Для государственной регистрации соответствующих изменений в сведения ЕГРЮЛ, ООО "ТехноСтройТраст" 26.12.2016 подало следующие документы: сопроводительное письмо, заявление по форме Р14001, заявление о выходе из состава участников, решение N 4 участника ООО "ТехноСтройТраст" акционерного общества Инвестмент Сентер Джой ИНК о снятии с должности директора общества Рыскуна Сергея Игоревича с 12.12.2016 и назначении на должность директора общества Балажовой Изабеллы с 13.12.2016, при этом акционерное общество Инвестмент Сентер Джой ИНК, владеющее долей в уставном капитале общества, номинальной стоимостью в размере 1 000 руб., что составляет 1/11 уставного капитала общества, остается единственным участником данного общества.
Согласно представленным документам Рыскун Сергей Игоревич выведен из состава участников ООО "ТехноСтройТраст" на основании заявления о выходе, доля в уставном капитале общества, принадлежащая Рыскун Сергею Игоревичу перешла к обществу; полномочия директора общества Рыскун Сергея Игоревича прекращены и на должность директора общества назначен Балажова Изабелла.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ООО "ТехноСтройТраст" представило регистрирующему органу все необходимые для государственной регистрации документы.
Суд первой инстанции признал необоснованной ссылку регистрирующего органа на п.3 ст.4 Федерального закона N 160-ФЗ, поскольку данная не имеет отношения к процедуре внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В рассматриваемом случае заявителем заявление было представлено в связи с внесением изменений в сведения в ЕГРЮЛ, в том числе в части: лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица - физических лиц.
При обращении с заявлением о государственной регистрации вышеуказанных изменений, связанных с выходом Рыскун Сергея Игоревича из состава участников ООО "ТехноСтройТраст" и назначением на должность директора общества Балажовой Изабеллы, у заявителя в силу положений п.2 ст.17 Федерального закона N 129-ФЗ (а также норм Федерального закона N 129-ФЗ в целом) отсутствует обязанность по подтверждению сведений об иностранном юридическом лице, на соответствие его требованиям Федерального закона от 09 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Более того, истребуемая у заявителя выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя, в силу положений с п. "г" ст.12 Федерального закона N 129-ФЗ предоставляется в случае регистрации вновь создаваемого юридического лица, при регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, необходимость представления таких сведений отсутствует. При этом указанная выписка (доказательство юридического статуса) не имеет отношения к указанной в п.3 ст.4 Федерального закона N 160-ФЗ аккредитации иностранного юридического лица.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что налоговый орган не представил суду доказательств, свидетельствующих о наличии у него указанных в законе оснований для принятия им решения об отказе заявителю в совершении регистрационных действий.
Таким образом, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации по указанным мотивам и предъявленным заявителю требованиям о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных при данном виде регистрации, не соответствует указанным выше положениям Федерального закона N 129-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем заявление общества судом первой инстанции удовлетворено.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку действующим законодательством (Федеральным законом N 129-ФЗ и другими актами законодательства) не предусмотрена обязанность лица, обратившегося за государственной регистрацией изменений в ЕГРЮЛ, по подтверждению сведений об иностранном юридическом лице на предмет соответствия Федеральному закону N 160-ФЗ.
В силу п.4 ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом N 29-ФЗ.
Кроме того, на момент вынесения оспоренного решения инспекция располагала сведениями о том, что иностранное юридическое лицо является участником ООО "ТехноСтройТраст", а не управляющей компанией. При этом не предполагается, что иностранное юридическое лицо непосредственно осуществляет (будет осуществлять) деятельность на территории Российской Федерации.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 12 мая 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу регистрирующего органа - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина налоговым органом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2017 года по делу N А65-6940/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6940/2017
Истец: ООО "ТехноСтройТраст", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N18 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань