город Ростов-на-Дону |
|
20 июля 2017 г. |
дело N А32-34414/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ярославского Андрея Андреевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2017 по делу N А32-34414/2016 принятое в составе судьи Купреева Д.В. по заявлению Ярославского Андрея Андреевича к заинтересованным лицам: Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, администрации Красносельского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, при участии третьих лиц: Гильмутдинова Эдуарда Рашидовича, Фенеровой Парфены Георгиевны, Дандина Юрия Алексеевича, Каппушева Алибека Асхатовича, Бесленей Ахмеда Шамильевича, о признании ненормативного акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Ярославский Андрей Андреевич (далее - заявитель, Ярославский А.А.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление), администрации Красносельского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края (далее - администрация) в котором просил признать недействительным решение от 28.07.2016 по делу N 220-Т/2016, а также признать несостоявшимися торги, проведенные администрацией Красносельского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края в форме открытого аукциона по продаже права заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, автодорога подъезд к АБЗ км+100 справа, 2 200 кв. м на север от пос. Стрелка, с кадастровым номером 23:30:1002001:10015, площадью 19 603 кв. м, (лот N 7).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что решение антимонопольного органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя. Требование о признании несостоявшимися торгов не могут быть удовлетворены, поскольку торги до обращения заявителя в суд признаны несостоявшимися, проведены повторные торги, по результатам которых заключен договор аренды земельного участка с третьим лицом. Цель обращения заявителя в суд - возврат внесенного им задатка, не может быть достигнута в рамках настоящего спора.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ярославский А.А. обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение, сославшись на то, что антимонопольным органом жалоба по доводам заявителя фактически не была удовлетворена, а установлено иное нарушение, не являющееся предметом жалобы, в связи с чем антимонопольный орган обязан был признать жалобу необоснованной. Результаты проведения спорного аукциона не были оформлены надлежащим образом. В процессе аукциона протокол о результатах аукциона не велся, в день проведения торгов протокол не подписан организатором торгов и лицом, признанным победителем, что является нарушением положений статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанная в протоколе цена не является правильной, не соответствует шагам аукциона, совершенным заявителем, что свидетельствует о нарушении его прав. Вывод об избрании ненадлежащего способа защиты не влечет отказ в удовлетворении заявленных требований, поскольку такое основание отказа не предусмотрено частью 3 статьи 201 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу управление не согласилось с доводами заявителя, просило решение суда оставить без изменения, указав, что согласно пояснениям представителя администрации, данным при рассмотрении жалобы заявителя комиссией антимонопольного органа, Ярославский А.А. в день аукциона протокол о результатах аукциона подписать отказался, в связи с чем экземпляр протокола вместе с тремя экземплярами договора аренды направлены Ярославскому А.А. по почте.
Администрация в возражениях на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно опубликованному 19.05.2016 на сайте http://torgi.gov.ru информационному сообщению 27.06.2016 в 10.00 часов администрацией проводился открытый аукцион по продаже права заключения договора аренды земельного участка по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, автодорога подъезд к АБЗ км+100 справа, 2 000 кв.м. на север от пос. Стрелка, с кадастровым номером 23:30:1003001:10015, площадью 19 603 кв. м, разрешенное использование: для объекта туристического показа. Начальная цена арендной платы - 1 093 000 рублей. Размер задатка для участия в торгах - 765 100 рублей.
Согласно протоколу от 27.06.2016 о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, проводимых в форме открытого аукциона, и определения победителя торгов победителем аукциона признан Ярославский Андрей Андреевич. Цена права на заключение договора аренды земельного участка по результатам торгов - 70 017 580 рублей.
Полагая, что указанная в протоколе цена аренды земельного участка является завышенной, Ярославский А.А. 08.07.2016 обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю с жалобой на действия организатора торгов.
По результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров управлением вынесено решение от 28.07.2016 по делу N 220-Т/2016, которым жалоба Ярославского А.А. признана обоснованной в связи с выявлением в действиях администрации нарушения, связанного с неисполнением обязанности по публикации протокола о результатах аукциона на официальном сайте torgi.gov.ru.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Ярославский А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства предусмотрен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 20 указанной статьи по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 14 статьи 39.11 Земельного кодекса начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.
В силу пункта 18 статьи 39.11 Земельного кодекса организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.
Пунктами 20, 21 указанной статьи предусмотрено, что организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
5) о начальной цене предмета аукциона;
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;
10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.12 Земельного кодекса организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.
Пунктами 15, 16, 17 указанной статьи предусмотрено, что результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:
1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;
2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;
3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;
4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;
5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).
Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
Согласно пункту 20 статьи 39.12 Земельного кодекса уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
На основании пунктов 21, 23 статьи 39.12 Земельного кодекса задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, не заключившими в установленном настоящей статьей порядке договора купли-продажи или договора аренды земельного участка вследствие уклонения от заключения указанных договоров, не возвращаются.
Организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона в случае, если аукцион был признан несостоявшимся и лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник в течение тридцати дней со дня направления им проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры (при наличии указанных лиц). При этом условия повторного аукциона могут быть изменены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.05.2016 на сайте http://torgi.gov.ru опубликовано информационное сообщение о проведении 27.06.2016 в 10.00 часов открытого аукциона по продаже права заключения договора аренды земельного участка по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, автодорога подъезд к АБЗ км+100 справа, 2 000 кв.м. на север от пос. Стрелка, с кадастровым номером 23:30:1003001:10015, площадью 19 603 кв. м, разрешенное использование: для объекта туристического показа. Начальная цена арендной платы - 1 093 000 рублей. Размер задатка для участия в торгах - 765 100 рублей.
Согласно протоколу от 27.06.2016 о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, проводимых в форме открытого аукциона, и определения победителя торгов победителем аукциона признан Ярославский Андрей Андреевич. Цена права на заключение договора аренды земельного участка по результатам торгов - 70 017 580 рублей.
Как указал антимонопольный орган, согласно пояснениям представителя администрации, данным при рассмотрении жалобы заявителя комиссией антимонопольного органа, Ярославский А.А. в день аукциона протокол о результатах аукциона подписать отказался.
Письмом от 28.06.2016 N 02-990/16-72 (почтовый идентификатор N 65350075750715) в адрес победителя аукциона направлен итоговый протокол с приложением 3 экземпляров договора аренды.
Однако в связи с уклонением победителя аукциона от заключения договора аренды на условиях, определенных протоколом о результатах аукциона, торги признаны несостоявшимися. Сумма задатка победителю аукциона, уклонившемуся от заключения договора, не возвращена.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения Ярославского А.А. в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов.
В обоснование жалобы заявитель указал, что организатором торгов неправомерно в ходе торгов передавались права аукциониста, не велся протокол, результаты проведения торгов документально не закреплены, ни победитель аукциона, ни лицо, предложившее предпоследнюю стоимость с протоколом не ознакомлены, что, по мнению заявителя, является нарушением части 15 статьи 39.12 Земельного кодекса, статьи 17 Закона о защите конкуренции. Также заявитель указал, что орган местного самоуправления не вправе распоряжаться земельным участком.
На заседании антимонопольного органа 19.07.2016 организатор торгов пояснил, что при проведении аукциона права аукциониста действительно передавались, но однократно заместителем председателя аукционной комиссии. Аукцион длился более двух часов, названо более 70 шагов аукциона.
Организатором торгов антимонопольному органу представлены:
протокол N 1-7 от 11.05.2016 о признании земельного участка, предполагаемого для предоставления с торгов, по определению формы проведения торгов и присвоения земельному участку регистрационного номера. Согласно протоколу N 1-7 документы по указанному земельному участку оформлены надлежащим образом и соответствуют законодательству Российской Федерации и Краснодарского края;
протокол N 2-7 от 11.05.2016 по определению начальной цены за земельный участок, размера задатка и шага аукциона и существенных условий договора купли продажи (аренды) земельного участка, заключаемого по результатам торгов в форме аукциона. Торги проводятся в соответствии с распоряжением администрации Красносельского сельского поселения от 13.05.2016 N 77-р;
протокол N 3-7 от 22.06.2016 рассмотрения заявок, согласно которому для участия в аукционе поступило 6 заявок, которые признаны участниками открытого аукциона;
протокол о результатах торгов от 27.06.2016, согласно которому победителем аукциона признан участник N 5 - Ярославский А.А., последний размер арендной платы, предложенный участником аукциона N 5, составил 70 017 850 рублей. Предпоследнее ценовое предложение - 69 984 790 рублей.
Согласно протоколу N 2-7 шаг аукциона установлен в соответствии с требованиями Земельного кодекса в размере 3% от начальной цены (32 790 рублей).
Изучив представленные документы, антимонопольный орган не установил нарушений, на которые сослался заявитель.
Оснований для переоценки выводов антимонопольного органа в данной части суд не усматривает. Каких-либо нарушения со стороны организатора торгов по доводам заявителя судом не установлено.
Вместе с тем комиссией установлено, что протокол о результатах аукциона не размещен организатором торгов на официальном сайте www.torgi.gov.ru, что является нарушением требований части 16 статьи 39.12 Земельного кодекса.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения антимонопольным органом решения от 28.07.2016 по делу N 220-Т/2016, которым жалоба Ярославского А.А. признана обоснованной.
В указанной части решение антимонопольного органа по существу не оспаривается.
Доводы заявителя о том, что размер арендной платы, определенный по итогам аукциона, является неправильным, не подтверждается каким-либо доказательствами.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку выводов суда, основанных на правильном применении норм материального права, объективной и всесторонней оценке фактических обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2017 по делу N А32-34414/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34414/2016
Истец: Ярославский Андрей Андреевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация Красносельского сельского поселения Темрюкского района КК, Администрация Красносельского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, Бесленей А. Ш., Бесленей Ахмед Шамильевич, Гильмутдинов Эдуард Рашидович, Дандин Ю А, Дандин Юрий Алексеевич, Каппушев А А, Каппушев Алибек Асхатович, Фенерова Парфена Гергиевна