г. Москва |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А40-13995/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП "Московский метрополитен"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2017 по делу N А40-13995/17, принятое судьей Т.И. Махлаевой (2-111),
по заявлению Мосгосстройнадзора
к ГУП "Московский метрополитен"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Жоров А.И. по дов. от 15.05.2017; |
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного строительного надзора г. Москвы (заявитель, административный орган, Мосгосстройнадзор) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ГУП "Московский метрополитен" (ответчик, предприятие) к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решением от 10.03.2017 Арбитражный суд города Москвы привлек ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В обоснование принятого решения суд указал на наличие события и вины ГУП "Московский метрополитен" в совершении вменяемого правонарушения, а также соблюдение заявителем порядка составления протокола об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУП "Московский метрополитен" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя ответчика, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения Мосгосстройнадзора от 20.09.2016 N PI I-10300/16-(0)-0 о проведении выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя с 11.10.2016 по 13.10.2016 специалистами Мосгосстройнадзора была проведена проверка в отношении ГУП г.Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина", осуществляющего строительный контроль по строительству объекта капитального строительства - "Люблипско-Дмитровская линия метрополитена на участке от станции "Петровско-Разумовская" до станции "Селигерская" по адресу: САО, р-н Бескудниковский, Дмитровское шоссе, строительная площадка N28.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения: в нарушение обязательных требований положительного заключения Мосгосэкспертизы N 431-13/МГЭ/1565-2/2 от 25.06.2013, (стр. 97,102, 103, 164). (Откорректированная проектная документация с положительным заключением Мосгосэкспертизы не представлена, также осуществляется освидетельствование и приемка выполненных работ по сооружению станционного комплекса "Селигерская"). В нарушение обязательных требований ч. 7 ст. 39 Федерального Закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч.1 и ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п. в, г, е п. 6 постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" - в результате того, что застройщиком ГУП г. Москвы "Московский метрополитен" не осуществляется надлежащим образом строительный контроль за работами, выполняемыми подрядными организациями, допущено: ГУП г. Москвы "Московский метрополитен" осуществляется освидетельствование и приемка выполненных работ по сооружению станционного комплекса "Селигерская" не соответствующих требованиям положительного заключения Мосгосэкспертизы, а именно экспертизой предусмотрена станция пилонного типа, глубокого заложения (глубина около 55 м), из чугунных тюбингов, по факту станция выполняется открытым способом, не глубокого заложения (глубина около 1,5-м) из монолитного железобетона.
В результате проведенной проверки ГУН "Московский метрополитен" выдано предписание от 13.10.2016 N 10300/16-1 об устранении указанных нарушений в срок до 16.12.2016. Предписание получено представителем предприятия Алексеевым А.И. по доверенности от 1 1.05.2016 NНЮ-09/257. Предписание от 13.10.2016 N 10300/16-1 ГУПом не обжаловано, судом не отменено, за продлением срока устранения нарушений ГУП "Московский метрополитен" не обращалось.
В связи с тем, что ГУП "Московский метрополитен" в срок до 16.12.2016 не устранило допущенного нарушения, 26.12.2016 сотрудниками административного органа в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении N 13301/16-1ю.
Проверка исполнения предписания от 13.10.2016 N 10300/16-1 проведена с 19.12.2016 по 21.12.2016 на основании распоряжения Мосгосстройнадзора о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07.12.2016 N РТI-13301/16-(0)-0 в присутствии представителя предприятия по доверенности от 25.10.2016 N003-09/127 Сучков М.Л. Уведомление о проведении проверки от 08.12.2016 N13301/16 отправлено по адресу электронной почты info@mosmetro.ru указанному на официальном сайте ГУП "Московский Метрополитен" http://www.niosmetro.ru/press/index.php7sphrase _id=26180 и получено предприятием 08.12.2016, о чем имеется соответствующее подтверждение.
В протоколе зафиксирован факт неисполнения ГУП "Московский Метрополитен" предписания от 13.10.2016 N 10300/16-1, за что ч.6 ст. 19.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.
24.11.2017 Мосгосстройнадзор обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены положениями ч. 1 ст. 28.3, приказа Мосгосстройнадзора от 07.07.2011 N 144 "О наделении должностных лиц Мосгосстройнадзора полномочиями на проведение проверок и составление протоколов об административных правонарушениях" протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Суд апелляционной инстанции считает, что срок привлечения предприятия к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) соблюден.
Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении, установленные ст. ст. 25.4, 25.5, 28.2 КоАП РФ, административным органом не нарушены.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.4 ст. 52 ГрК РФ, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с ч. 7. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, - капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.3 ч.1 ст.39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме строительного контроля.
В соответствии с ч.7 ст.39 вышеуказанного Технического регламента, оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в формах, указанных в пунктах 2 - 4 и 7 части 1 ст.49, осуществляется в соответствии с правилами и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.
Частью 1 ст.53 Градостроительного кодекса РФ установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с ч.4 ст.53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с ч. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Согласно пп. в, г, е п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно- технического обеспечения; иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Как следует из представленных материалов, в соответствии с контрактом N 1 от 16.09.2011 ГУП "Московский метрополитен" является инвестором-застройщиком с функциями осуществления строительного контроля п.4.1.7 договора).
Пунктом 5.4 Свода правил СП 48.13330.2011 (актуализированная редакция "СПиП 12-01-2004. Организация строительства") установлено, что при осуществлении строительства на основании договора застройщик (заказчик) передает лицу, осуществляющему строительство, утвержденную им проектную документацию, а также рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях. Проектная и рабочая документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе.
В соответствии с п.4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, на объект капитального строительства и состоит из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
ГОСТ Р 21.1001-2009. "Система проектной документации для строительства. Общие положения" дано определение термину "рабочая документация" - это совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий (пи.3.1.8).
Следовательно, рабочая документация не может противоречить утвержденной проектной документации и должна ей соответствовать. Такая же позиция о соответствии рабочей документации проектной документации изложена в письме Министерства регионального развития РФ от 27.03.2012 N 6832-ДШ/08.
Кроме того, в соответствии с п.5 ч.3 ст.49 ГрК РФ (в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 368-ФЗ) подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации,
не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, является заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения. В случае модификации такой проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или обеспечивается юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 48_2 настоящего Кодекса, указанное заключение также подтверждает, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не приводят к увеличению сметы на их строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах. Подготовка указанного заключения осуществляется в срок не более чем тридцать дней в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. При этом для подготовки предусмотренного настоящей частью заключения в орган исполнительной власти или организацию, проводившие экспертизу проектной документации объекта капитального строительства, направляются на рассмотрение те разделы проектной документации объекта капитального строительства, в которые внесены изменения.
Ссылка представителя ГУПа на то, что в соответствии с письмом АО "Мосиижпроект" от 22.12.2016 N 1-324-72649/2016 заключение МГЭ будет получено 30.12.2016 не принимается судом, поскольку указанное письмо датировано 22-ым декабря 2016, то есть после установленного Мосгосстройнадзором срока до 16.12.2016 в предписании N 10300/16-1 от 13.10.2016 г.
Суд также учитывает, что на день рассмотрения спора заключение МГЭ будет не получено, доказательств обратного ответчиком не представлено
Факт неисполнения предписания от 13.10.2016 N 10300/16-1 подтвержден материалами административного дела (протокол об административном правонарушении от 26.12.2016 N 13301/16-1ю, иными доказательствами).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предприятием не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и ответчиком не представлено доказательств отсутствия у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Изложенное доказывает наличие в действиях ГУП "Московский метрополитен" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
С учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено судом в минимальном размере санкции ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приложения к апелляционной жалобе заявителя не свидетельствуют о неправильности вынесенного решения, так как указанные документы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2017 по делу N А40-13995/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13995/2017
Истец: ГУП "Московский метрополитен", КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА", Мосгосстройнадзор